Delo.by,

    Комментарии 6 Июн 2014 12:58

    Отель и его IT-администратор

    Бурный рост числа отелей в Минске, построенных к чемпионату мира по хоккею, практически никак не отразился на рынке программного обеспечения для их автоматизации.

    Игорь КЛОКОВ, «Дело»

    По разным оценкам, степень автоматизации белорусских гостиниц различается от 70-80% в столице до полного ее отсутствия в регионах. При этом под автоматизацией понимается даже простейшее ведение дел в стандартной офисной программе MSExcel. Между тем, успешность ведения гостиничного бизнеса сегодня в значительной степени определяется именно автоматизацией.

    Отель – это гостиница плюс IT

    Даже терминология способна повлиять на ассоциативный ряд. Традиционная «гостиница» с советских времен связывается с неразберихой, нудным и долгим заполнением формуляров, чудовищно долгим ожиданием, неожиданными подселениями и переселениями, уборкой номера не ко времени, требованием неожиданных доплат за телефонные разговоры, которых не было, или за другой неиспользованный сервис. «Отель» – это уже другое качество пребывания: мгновенное заселение, быстрое выселение, незаметная своевременная уборка, оперативная оплата только использованных услуг. Именно такой быстрый и четкий учет многочисленных факторов обеспечивает специализированная информационная система. И если вести гостиничное дело как бизнес – без нее не обойтись.

    Некоторые эксперты при этом отмечают, что именно как бизнес эта сфера деятельности у нас до сих пор и не рассматривается. Чаще всего гостиница выступает в качестве элемента социальной сферы, дополнительно нагружая местный бюджет: даже в городских поселках  с населением в 5 тыс. человек гостиница должна быть – что называется, по статусу. Хотя она и будет пустовать большую часть года, а ее функции успешно могло бы выполнить простейшее квартирное бюро. С другой стороны, в крупных городах отели становятся объектами вложения средств, после того, как рынок торговой и офисной недвижимости насыщается. Об эффективном ведении бизнеса речь здесь тоже не идет. И в том, и в другом случае автоматизация владельцам отелей ни к чему.

    Если все-таки вести бизнес как положено, рассчитывая на прибыль, то к программе для отелей предъявляется конкретный набор требований. Она должна обеспечивать выполнение функций фронт-офиса (ресепшн) и бэк-офиса (обслуживающей структуры). Функции фронт-офиса – бронирование и распределение номеров, их статус (убран/не убран, готов/не готов ко вселению), планы номеров, особые условия, фиксация поселения, внесение данных гостей и др. Бэк-офис обеспечивает статистику, управление логистикой, ведение управленческого и бухгалтерского учета.

    На Западе такой тип программ выделен в отдельный класс – PropertyManagementSystemили Системы управления собственностью. У нас больше принято традиционное АСУ, а если использовать более продвинутую терминологию – ERP(Enterprise Resource Planning, т. е. планирование ресурсов предприятия). К базовым функциям прилагаются и модули управления электронными замками, лифтами, безопасностью, ресторанами, коммунальными системами, среди них – вода, электричество, кондиционирование, а также салонами красоты и другие сопутствующие сервисы. Таким образом, соединяются все элементы распределенных бизнес-процессов, улучшается их управляемость, нивелируется роль человеческого фактора при сменяемости персонала. По сути АСУ отеля решает сразу три важнейших задачи: повышение качества обслуживания (и, как следствие, повышение конкурентоспособности бизнеса); повышение эффективности работы персонала и снижение операционных издержек; все элементы бизнеса становятся прозрачными для руководства и владельца отеля.

    Кстати, с помощью ITудается определить не только, на чем деньги зарабатываются, но и на чем они теряются. По данным российских источников, одна из самых болезненных проблем гостиниц – злоупотребления персонала. И только за счет снижения издержек от воровства и махинаций сотрудников с помощью информационной системы рост прибыли может составить порядка 30%.

    Кроме того, продвинутая программа может подсказывать, когда целесообразно увеличивать тарифы, а когда и насколько уменьшать, чтобы вести эффективный бизнес. Стандартом становится и возможность on-lineбронирования.

    А что потом?

    Сейчас ситуация с гостиничным бизнесом в Минске напоминает ту, что сложилась в Сочи в связи с Олимпиадой. По данным агентства Cushman & Wakefield, число номеров в качественных отелях Сочи к Олимпиаде выросло на треть и превысило 12 тысяч. Из-за такого бурного роста номерного фонда эксперты прогнозируют существенное снижение стоимости номеров даже в высокий сезон. В Минске участников и гостей Чемпионата мира по хоккею примут 43 гостиницы с общим номерным фондом около 9,6 тыс. мест. И если вопрос об использовании гостиниц на российском курорте после Олимпиады все-таки не стоит слишком остро, то про белорусскую столицу в период после Чемпионата такого не скажешь. По данным агентства «Бизнес-новости», в 2013 г. загрузка столичных отелей составила 61%, а в среднем по стране – не более 41%. С увеличением номерного фонда более чем в полтора раза за счет новых отелей несложно прогнозировать дальнейшее падение загрузки и недобор прибыли.

    В этих условиях автоматизация становится важным фактором как в борьбе за клиента, так и для выживаемости отелей. Но изобилия предложения специализированного софта как не было, так и нет. Белорусские IT-специалисты словно выжидают. Даже крупнейшие белорусские разработчики, имеющие существенную долю на рынке ERP-систем как в Беларуси, так и в России, такие как «Корпорация Галактика», до сих пор обходят вниманием этот сегмент.

    «Нельзя утверждать, что информационная система «Галактика» не может использоваться для автоматизации отелей. Отели, как и любые предприятия, имеют свои склады, бухгалтерию, автопарк, они начисляют заработную плату сотрудникам, сдают в аренду помещения и проч. А именно для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности и предназначены системы ERP-класса, такие как информационная система «Галактика ERP». Так, например, ЧУП «Сервисный центр Веста» (предоставляющий, в том числе, и гостиничные услуги) использует систему «Галактика ERP» для автоматизации своей финансово-хозяйственной деятельности.

    Но специализированного решения для отелей на платформе «Галактика» все же не существует.

    Другой крупный игрок на общем информационном пространстве Беларуси и России – компания 1С – имеет такое специализированное решение, что реализовано на платформе «1С: Предприятие 8». Эта платформа в последние годы активно позиционируется как универсальная ERP-система и используется для многочисленных прикладных решений. Количество внедрений системы «1С:Отель» в России насчитывает несколько сотен, она претендует на место лидера в своем сегменте. Но белорусские франчайзи 1С российский успех пока не повторили. Директор СЧУП «Авент-Софт» Вера Мацкевич поясняет:

    «Причину слабого спроса на продукт «1С:Отель» мы видим в очень небольшом количестве отелей в нашей стране, которые готовы вкладывать средства  в автоматизацию. За наш почти 20-летний опыт работы можно вспомнить единичные случаи обращения по этому вопросу. В частности, отель «Минск» обращался для автоматизации ресторана. Между тем, если сравнивать с другими сферами, за это время мы автоматизировали сотни предприятий розницы, общепита и сферы услуг. С появлением новых отелей к ЧМ изменений в этом сегменте не произошло. Как правило, если спрос на рынке есть, то запросы от потенциальных покупателей поступают в любом случае, но тут ничего подобного не было».

    Это мнение поддерживают и создатели специализированных решений, не привязанных к мощным универсальным платформам. По свидетельству руководителя направления автоматизации гостиничного бизнеса группы компаний «ККС» («Компьютерно-кассовые системы») Дмитрия Комаровского, «в связи с проведением Чемпионата мира существенно ничего не изменилось, новых компаний в этом сегменте не появилось. Разве что ужесточились законодательство и требования к поставщикам АСУ для отелей. Строятся новые объекты, но в основном это крупные игроки в мировом гостиничном бизнесе, которые приходят на белорусский рынок со своими требованиями, в том числе и к гостиничному программному обеспечению».

    Именно приход на белорусский рынок гостиничного бизнеса международных сетей с собственными IT-решениями или типовым ПО западных компаний, как считают эксперты, и не позволяет белорусским разработчикам успешно работать на этом рынке. В том, что касается крупных отелей с западными или  восточными инвестициями (из Турции и Китая) – это действительно так. Специализированные решения, имеющие мировой статус, такие как MicrosFidelioOperaEnterpriseSolution(США) или EpitomeSolutionsи HISCoreот компании LibraInternational(также США), присутствуют на рынке много лет и они – вне конкуренции.

    Местным разработчикам остаются небольшие отели, в основном – в регионах. Хотя и здесь активных действий пока не наблюдается. Как считает Д. Комаровский, «на белорусском рынке практически нет оригинальных разработок АСУ отеля, в основном это уже давно существующие программные продукты, которые зарекомендовали себя на рынке автоматизации».

    Тем не менее, благодаря тому, что такие системы гораздо доступнее по цене, они находят своих заказчиков. Д. Комаровский отмечает:

    «Владельцы многих отелей не думают об автоматизации в принципе, им важно выжить. Это в первую очередь относится к отелям в небольших городах. Поэтому конкуренция в этом сегменте очень велика. И все-таки очень незначительными шагами, но развитие рынка происходит, появляются новые объекты, которые очень интересны с точки зрения постановки задач автоматизации».

    Конкуренция подталкивает к совершенствованию белорусских систем, уже сейчас они обладают достаточно большим функционалом, хотя стоят в десятки и сотни раз дешевле западных. Впридачу к базовым функциям «Работа с гостем» (поселение, расчет, выселение, отчетность по гостям) и «Работа с бронированием» (создание заявки, выписка счетов, поселение бронирования, отчеты) реализуются и такие, как «Работа горничных», «Бельевой склад», «Пропускная система», различные стыковки с другими системами (АТС, электронные замки, on-line бронирование, ресторан), а также выгрузка данных в бухгалтерские программы. Местный поставщик оказывается в выигрыше и  при сопровождении системы. Для отеля может оказаться существенным, чтобы компания-поставщик своевременно обновляла софт и имела ресурсы для круглосуточной поддержки. Д. Комаровский акцентирует внимание на том, что «гостиничный бизнес в Беларуси законодательно регламентирован, и компания-поставщик АСУ берет на себя ответственность настраивать программное обеспечение под изменения законодательства». «Яркий пример требование уведомления об иностранных гражданах. Форма уведомления строго регламентирована, при ее изменении заказчику придется обращаться за доработкой. На каких условиях – зависит от договора на сопровождение», – отмечает наш эксперт.

    Вместо резюме

    Заметное увеличение количества гостиниц, развитие внутреннего туризма, недавно заявленное Главой государства приоритетное развитие других важнейших сегментов внутреннего рынка – все это создает хорошие предпосылки для работы белорусских IT-компаний в сфере гостиничного софта. Вполне возможно, что в ближайшее время в этом сегменте начнут происходить активные движения, которые сменят нынешний застой. Во всяком случае, рынок их ждет.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by