DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 19 Ноя 2011 11:44

    Отдел кадров по вызову

    Спрос на услуги аутсорсинга растет по всей Европе, в том числе – в Беларуси.

    Малым и средним предприятиям часто не хватает средств на содержание штатных сотрудников. Поэтому услуги аутсорсинга набирают популярность во всем мире. В Европе аутсорсинг – это уже самостоятельный сегмент бизнеса, на котором неплохо зарабатывают юристы, бухгалтера, маркетологи и даже… специалисты в области персонала. В Беларуси также начали развиваться такие услуги, и спрос на них все время растет. Об опыте работы немецких компаний, осуществляющих «дистанционное» руководство отделами кадров, недавно рассказал наш партнер –журнал DieGeschaeftsidee.

     

    Спрос и предложение

    Бригит Штрунк из Гамбурга сегодня руководит отделами кадров ста фирм! Ее предприятие «inpunkto» предлагает мелким и средним предприятиям внештатное управление персоналом, что позволяет им сэкономить на постоянном работнике. К услугам, которые предоставляет предприятие, относятся практически все аспекты, которые обычно входят в сферу компетенции HR-менеджера: мотивация сотрудников, кадровое планирование, обучение и инструктаж (так называемый, коучинг), а также подбор персонала.

    Штрунк – кадровый экономист. Она проработала девять лет начальником отделов кадров в крупных компаниях, и хорошо подготовлена для такой работы. Накопив необходимый опыт и связи в деловых кругах, она приняла решение начать работать самостоятельно. И не прогадала: сегодня у предпринимательницы сотня постоянных клиентов, к которым постоянно прибавляются все новые и новые компании.

    В чем секрет такого успеха? В опыте работы и сильной, стабильной психике, – считает  Бригит Штрунк! С каждым потенциальным клиентом она встречается лично, так как личный контакт является очень важным для установления доверительных отношений. Кроме того, важно понять: чего именно ожидают клиенты – какова их политика в области найма, мотивации, оплаты труда, готовы ли они ее изменить, если в этом есть необходимость и т.д. Успешный бизнес уже подтолкнул Штрунк к следующему логичному шагу – она решила вывести свою идею на рынок в форме франчайзинга.

    Готтхард Штаймер из города Нойнкирхен также работает в сфере кадрового аутсорсинга. По его словам, спрос на эту услугу сейчас просто огромный! Ведь по статистике каждое третье среднее предприятие в Германии экономит на вакансии начальника отдела кадров. В результате все вопросы работы с персоналом ложатся на плечи руководителя или его секретаря, у которых для этого часто нет ни времени, ни опыта. При таком положении вещей компании трудно вовремя мотивировать сотрудников, проводить ротации, не говоря уже о серьезных кадровых реорганизациях. Поэтому такие предприятия рано или поздно становятся клиентами Штаймера. За последние 4 года он вел дела 60 клиентов. А оборот его фирмы «SteimerandSteimerConsultingandTrainingGmbH» (www.industrystock.com), которой он управляет вместе с братом, составляет €200 тыс. в год. Около 50% этой суммы – прибыль компании до уплаты налогов. Причем, в «SteimerandSteimer» всего два постоянных и столько же внештатных работников!

    В фирмах, где кадровая работа запущена, аутсорсеры начинают с оценки эффективности персонала. Поскольку они видят проблемы со стороны, без личностного оттенка, это помогает им принимать разумные и обоснованные решения. В результате на предприятии возрастает эффективность и улучшается рабочая обстановка. Довольны и руководители, поскольку им зачастую очень сложно самим принимать непопулярные решения, например, об отставке пожилых сотрудников, родственников или протеже своих знакомых.

    Конечно, работа внештатных консультантов не сводится только к отставкам. Гораздо чаще им приходится нанимать новых сотрудников. Например, для запуска нового проекта или заполнения вакансий. Обычно их подбирают через объявления или прямые контакты, в зависимости от статуса кандидатов. Как говорит Готтхард Штаймер, время от времени ему приходится выступать в роли «охотника за головами» и перекупать подходящих специалистов на других предприятиях. А иногда он предлагает руководителю компании-клиента не заполнять освободившуюся вакансию, а просто сократить ее за счет перераспределения обязанностей между имеющимися сотрудниками. Словом, компании-аутсорсеры не только сокращают расходы своих заказчиков, но, в первую очередь, помогают им найти оптимальные решения.

     

    Советы профессионалов

    Если вы хотите начать свое дело в качестве внештатного специалиста по кадрам, то вам, прежде всего, пригодятся знания в нескольких областях: экономики, организации производства, психологии, а также – опыт работы с людьми. Если вы отвечаете этим требованиям, то перед вами открывается рынок с очень заманчивыми перспективами.

    Как говорят опытные аутсорсеры, новичку придется работать примерно 3 недели в месяц. Остальное время уйдет на рекламу, продолжение самообразования и оргвопросы, касающиеся функционирования собственного бизнеса. Первоначально не стоит требовать запредельных гонораров. В Германии начинающие специалисты обычно получают €50-75 в час, либо €600 евро за полный рабочий день. При месячном обороте в €9 тыс. приблизительно половина остается в виде прибыли до уплаты налога.

    При этом в каждой стране есть законодательные требования или ограничения для занятия определенными видами деятельности (лицензии – ред.). Так, в Германии вы не имеете права консультировать по определенным вопросам, если у вас нет юридического образования. Например, когда вы объясняете клиенту, как должен выглядеть документ о расторжении трудового договора, или, более того, его составляете, то ваша деятельность классифицируется как юридическое консультирование, и вы, таким образом, нарушаете закон. То же самое касается случаев, когда вы ведете переговоры о расторжении или изменении условий договора. Такие нарушения караются по немецким законам денежным штрафом до €5 тысяч! В Беларуси, с учетом разницы в доходах, эта сумма также может оказаться весьма значительной. Не говоря уже о риске схлопотать обвинение в незаконной предпринимательской деятельности.Избежать этих подводных камней можно, если работать при решении правовых вопросов со своим юристом.

    Кроме того, специалисты советуют начинающим аутсорсерам постоянно «вращаться» в своем профессиональном кругу, чтобы быть в курсе всех нововведений. Посещайте специализированные мероприятия для кадровиков, например, такие как ярмарки вакансий. Не упускайте возможностей для продолжения образования. Запросите в обучающих центрах годовую программу и проспекты будущих семинаров по вашей теме и обязательно старайтесь их посетить.

    Разумеется, начиная такого рода деятельность, вам придется понести определенные организационные расходы. Главное, что необходимо для подобной работы, – это соответствующее программное обеспечение. В Германии кадровикам оно обходится минимум в €2 тыс. В Беларуси наверняка это будет дешевле в разы. Прибавьте сюда персональный компьютер, монитор, принтер, факс, ксерокс. А также обстановку для офиса (письменный стол, стул, шкафы, сейфы) и канцтовары.

    Поскольку презентации и переговоры проходят, как правило, на территории заказчика, то в Германии многие аутсорсеры размещают свой офис по месту жительства. Например, Штаймер открыл его на отдельном этаже собственного дома. В белорусских реалиях также можно зарегистрировать ЧУП по месту жительства. А это – серьезная экономия на аренде!

    Чтобы найти заказчиков, для начала вам придется составить рекламный буклет, где будут описаны преимущества предоставляемых вами услуг. Разошлите его тиражом не менее 500 экземпляров – лучше всего по средним предприятиям. Именно они составят вашу основную клиентуру. Мелкие ремесленные предприятия (в РБ – индивидуальные предприниматели) вряд ли смогут позволить себе ваши услуги, а крупные обычно имеют собственные кадровые отделы. Хотя даже большие предприятия периодически также прибегают к услугам сторонних консультантов.

    Для создания устойчивого имиджа рекомендуется членство в одном из профессиональных объединений. Например, в гильдии маркетологов или ассоциации кадровых работников. В регионах Германии подобных структур более пятидесяти, да и в Беларуси их немало. Это даст вам возможность общаться с руководителями предприятий и коллегами. Вашу серьезность подчеркнет и членство в одном из предпринимательских союзов. Одним словом, используйте все возможности, чтобы завязать контакты с предприятиями вашего региона.

    Не упускайте случая посетить также конференции и выставки. Там вы сможете лично побеседовать с руководителями фирм. Наконец, если по поручению заказчика вы даете в печати объявление о вакантном месте, надо использовать его как дополнительную рекламу для вашей деятельности, не говоря уже об имиджевой рекламе. Поэтому заранее позаботьтесь о легко запоминающемся фирменном логотипе, который обеспечит узнаваемость вашего брэнда.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by