Delo.by,

    Комментарии 29 Авг 2014 9:19

    От слов - к делу! Текст-сервис для бизнеса

    Успешное продвижение компании во многом зависит от качественного текста. Находить те самые нужные слова, которые будут точно отражать идею и доходить до ума и сердца потребителя – задача копирайтера. Как развивается этот относительно новый для Беларуси вид бизнеса? Руководитель собственного контент-агентства Анастасия Дудина рассказала о своем опыте и поделилась «формулой успеха» с теми, кто хочет попробовать себя в профессиональном копирайтинге*.

    Татьяна Пархоменкo, delo.by

    Анастасия открыла свой бизнес в 2009 году. Ее контент-агентство предлагает все виды услуг, связанных с написанием текстов для бизнеса, и успешно сотрудничает как с крупными международными корпорациями, так и с известными белорусскими компаниями. Вот как оценивает Анастасия этот рынок в Беларуси:

    «Ситуация, я бы сказала, сбалансированная – есть много компаний, которым нужны услуги копирайтера. И есть достаточно предложений, чтобы удовлетворить этот спрос. Появляются все новые копирайтинговые компании, но не думаю, что это сильно влияет на остальных игроков. Каждый занимает свою нишу, а работы хватает всем», – говорит она.

    Здесь и сейчас

    Еще совсем недавно основная часть заказов приходилась на услугу по наполнению сайтов обычными информационными сообщениями, но в последнее время клиентов все больше интересуют именно «продающие» тексты: коммерческие предложения, письма для рассылки, приземляющие страницы (landingpages)** для сайтов. То есть, те виды текстов, которые имеют четкую цель – привлечь клиентов «здесь и сейчас».

    Если взглянуть на зарубежный рынок, то можно заметить, что там компании стремятся выделиться на фоне остальных, сформировать собственный имидж. В связи с этим все большую популярность приобретает storytelling*** –написание легенд брэндов. То есть, на первый план выходят идея и образ. И, в первую очередь, оцениваются именно они, а не количество знаков, как это долгое время было в русскоязычном копирайтинге.

    «Если говорить о расценках на услуги копирайтеров, то сложно назвать какую-то среднюю цифру, – говорит руководитель контент-агентства А. Дудина. – Если ориентироваться на одинаковое количество знаков, то расценки могут отличаться и в 10, и в 30 раз – от $1 за 1000 знаков с пробелами у начинающих фрилансеров до $30 у агентств, которые занимаются не массовым, а «штучным» копирайтингом. Кроме того, все чаще копирайтеры и заказчики предпочитают сразу оговаривать цену не «за тысячу», а за готовый продукт».

    Стоимость работы зависит и от того, что именно участники процесса подразумевают под копирайтингом. Например, достаточно часто сейчас встречаются объявления: «Требуется копирайтер, опыт работы не обязателен». Если компании нужен человек, который будет «просто набирать тексты», то подойдет и «недорогой» начинающий сотрудник. А если необходим специалист, который будет решать маркетинговые задачи компании (ведь суть копирайтинга именно в этом), то он просто не может стоить дешево.

    Если же говорить о профессиональном рынке копирайтинга в Беларуси, то здесь у каждой компании – своя стратегия. Одни устанавливают невысокие расценки на тексты и «берут объемом». У других цены выше среднерыночных, но при этом копирайтинг означает глубокую маркетинговую работу, при которой непосредственное написание текста может занимать всего 5-10% времени.

    Клиенты. Какие они?

    Заказчиков Анастасия условно делит на две категории – одни точно знают, чего хотят и готовы идти на контакт, другие придерживаются позиции «мое дело заплатить, а ваше – сделать».

    «Именно этот фактор с самого начала определяет – станет ли проект проблемой для обеих сторон или мы плодотворно поработаем и останемся довольны друг другом», - считает Анастасия.

    По ее опыту 99% всех сложностей возникает в том случае, когда задачу ставит один человек (часто это маркетолог, который не мотивирован глубоко вникать в задачи бизнеса, и не хочет «лишний раз беспокоить» шефа), а утверждает другой - например, руководитель.

    Бывает и так, что на вопросы «Чем вы отличаетесь от конкурентов, в чем ваши сильные стороны?»  заказчик отвечает - «Да ничем» или «Придумайте что-нибудь сами».

    «Это первый сигнал того, что проект будет провальным в первую очередь для самого заказчика. Поэтому если изначально нет контакта, нет готовности вместе «нащупывать» точки, которые позволят выделить компанию на общем фоне и создать ей запоминающийся образ, мы предпочитаем сразу честно сказать клиенту «Нет».

    Чтобы копирайтер смог правильно расставить акценты, сгладить углы и достойно представить компанию, не обманув при этом ожидания ее клиентов, важен откровенный диалог с заказчиком услуги.

    «Хороший копирайтер, как хороший психотерапевт: не стесняется задавать любые вопросы, не жалеет на это времени и продолжает спрашивать до тех пор, пока не доберется до сути. Ему нужно честно рассказать как о сильных, так и о слабых сторонах компании. Это, кроме всего прочего, помогает заказчику взглянуть на собственный бизнес со стороны и сделать для себя много важных выводов».

    Самыми интересными проектами Анастасия Дудина считает проекты по созданию контента сайтов «с нуля» или полную переработку морально устаревших материалов «под ключ». Таких проектов ее агентство выполнило не один десяток. Они интересны тем, что начинаются с «чистого листа»:

    «Мы узнаем заказчика, проникаемся атмосферой его бизнеса, вникаем в стратегические задачи. Получая вначале огромный объем информации, мы постепенно структурируем его, «раскладываем по полочкам», придумываем в какой «обертке» подать эту информацию клиентам заказчика и «выжимаем» из нее самое главное. Ведь в Интернете давно никто не читает длинные «простыни» текста».

    Так за несколько недель из «ничего» или из непрезентабельного сайта, созданного в середине 90-х, получается цельная картина. Та, которая будет определять имидж клиента в глазах целевой аудитории. И цельная система, которая будет двигать его бизнес вперед.

    За пять лет агентство Дудиной выполнило несколько сотен проектов, среди которых трудно выделить лучший. Но был один, воспоминание о котором до сих пор вызывает у Анастасии приятные эмоции – подготовка новогодних поздравлений для клиентов официального дилера одной автомобильной компании.

    «На несколько недель мы перевоплотились в «восточных предсказателей» - и сделали серию шуточных пророчеств автомобильной тематики, которые вкладывались в новогодние подарки клиентам. Приятно было почувствовать себя немного волшебниками!», - рассказывает она улыбаясь.

    Формула успеха

    По словам Анастасии, этот бизнес для нее – основной источник дохода уже на протяжении пяти лет.

    «Немало моих коллег также успешно реализовали себя в профессии копирайтера,– говорит она. – Не скажу, что этого легко достичь сразу. Но если поставить себе цель, то достойных результатов можно добиться в течение года».

    Чтобы достичь успеха в этой деятельности Анастасия рекомендует ориентироваться на 4 основных правила:

    1.      Относиться к работе и к своему решению сделать копирайтинг своей профессией – серьезно.

    «Иногда это значит, что придется пожертвовать планами на вечер, потому что ровно к 9.00 заказчику нужен пресс-релиз. Иногда – долго и упорно искать оригинальную идею, а не идти на компромисс с самим собой и не писать серую, унылую, откровенно рекламную статью».

    2.      Любить то, что делаешь.

    «Копирайтинг – не та сфера, где можно механически организовать бизнес-процессы, «выдавать» четкий объем текстов в день и раз в месяц снимать деньги в банкомате. Чтобы тексты действительно «работали», в них должны быть эмоции. Копирайтеру недостаточно просто составить буквы в слова. Нужно «пропустить их через себя», иначе результат будет так себе. Имитировать любовь и эмоции здесь, на мой взгляд, сложно и мучительно больно для самого же копирайтера».

    3.      Знать себе цену.

    «На многочисленных фриланс-биржах работодатели предлагают просто копеечную оплату услуг копирайтеров. Грустно наблюдать, как копирайтеры берутся за такие заказы и, чтобы получить относительно значимые деньги, гонятся не за качеством текста, а за количеством. Это очень ограничивает не только их доходы, но и возможности профессионального роста».

    4.      Зарабатывать имя.

    «Ищите заказчиков, с которым вам интересно работать. Предлагайте им свои услуги сами. Например, если вы видите, что на сайте потенциального клиента давно не обновлялись новости – предложите писать 1-2 материала в месяц. Делайте работу качественно, чего бы вам это ни стоило. И вы сами не заметите, как заработает «сарафанное радио» – и уже не вы будете искать заказчиков, а они – вас. По личному опыту могу сказать, что превратить контент-агентство в финансово успешную идею удалось лишь тогда, когда я уволилась с офисной работы и смогла направить все силы, время, мысли на развитие своего бизнеса. Хотя сегодня копирайтинг – «модная» и удобная подработка для молодых мам и студентов, которые готовы уделять этой работе несколько часов в сутки, но для того, чтобы превратить это занятие именно в бизнес, требуется полная отдача».

    Понимание важности качественного копирайтинга возрастает. И, соответственно, у многих профессионалов, чья работа связана с подготовкой текстов, появляется интерес к обучению в этой сфере.

    Сейчас в Интернете несложно найти курсы, на которых можно изучить основы копирайтинга и освоить эту профессию на более продвинутом уровне. Первый вариант принесет пользу тем, кто только хочет попробовать свои силы в написании текстов, понять свои сильные и слабые стороны, определить, близка ли ему в принципе такая работа. На углубленный уровень есть смысл идти с конкретной задачей – например, чтобы «прокачать» определенные навыки или научиться вызывать эмоции у клиента. На таких курсах, как правило, даются проверенные схемы и шаблоны, по которым строятся самые востребованные типы текстов. А уже их адаптация под конкретные задачи – дело практики, ведь мастерство копирайтера оттачивается именно в процессе реальной работы.

    Вывод: копирайтинг как деловая идея имеет несколько важных преимуществ. Во-первых, вы можете начать этот бизнес из домашнего офиса, во-вторых, вам не нужно оставлять прежнее место работы, пока вы не убедитесь, что у вас получается писать тексты и находить заказы. Ну, и, наконец, такой бизнес можно начать с минимальным стартовым капиталом, а то и вовсе без него. Все, что вам необходимо – это компьютер с выходом в Интернет, отличное знание грамматики, чувство языка, умение улавливать и излагать чужие мысли, а также – навыки пользования текстовыми программами.

    *Копирайтинг (от англ. copywriting  /не путать с  copyright/) – профессиональная деятельность по написанию рекламных и презентационных текстов. Таковыми можно считать все тексты, которые прямым или косвенным образом рекламируют товар, компанию, услугу, человека или идею. Иногда под копирайтингом понимают создание уникальных текстов для SEO или просто написание статей не обязательно рекламного характера

    **Приземляющая страница (англ. Landing Page) – отдельная страница сайта либо сайт-одностраничник, разработанные под конкретное предложение товара или услуги. Цель такой страницы - подвести клиента к целевому действию (регистрации, заказу или звонку)

    ***Сторителлинг (англ. Storytelling) –создание историй о компаниии.

    Материалы по теме:

    Как научиться быстро писать деловые тексты?

    Как привлечь внимание к рекламному письму?

    Рецепт хорошего текста: добавьте щепотку эмоций

    Проверка по всем статьям! Тест для вашего рекламного письма

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by