DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Мар 2013 0:00

    Острая пила. Как конкурентное преимущество

    Автоматизация бизнеса – дело довольно затратное и хлопотное. Но при грамотном внедрении современная автоматизированная система управления (АСУ) быстро окупается

    Лана Лычковская, брэнд-менеджер ООО «Атлантконсалт», специально для «Дела»

    Многие наши сограждане еще наивно считают, что в Беларуси все лучше и дешевле. Однако те, кто часто бывает за границей, знают, что шопинг там намного выгоднее и приятнее: и выбор больше, и цены ниже, и инфраструктура торговли лучше развита... Естественно, все мы хотели бы сделать жизнь в нашей стране приятнее и доходнее, но как?!.

    Если использовать метод «при прочих равных» и дать только одно объяснение наших проблем, то это – недостаточная конкуренция. Будем откровенны: предприниматель – тоже человек, и точно так же, как большинство людей, ленив! Зачем ему спрашивается что-то «предпринимать», если товар или услуга и так продается? Тем более, что «изнутри» даже кажется, что и конкуренция у нас какая-то есть… Но если посмотреть на наш рынок, как на явление относительное, и сравнить его с рынками в странах с развитой экономикой, то отличия становятся очевидны. Так, беседуя с менеджером Лондонского столичного универмага, я узнала, что для него получить около 100 коммерческих предложений в месяц – норма! Конечно, такая атмосфера стимулирует компании совершенствоваться во всем, начиная от работы по созданию брэнда до сокращения издержек. А в этом деле без регулярной автоматизации бизнеса не обойтись.

    Белорусским бизнесменам – и производителям, и продавцам – пока везло. Однако в ожидании прихода в нашу страну российских и международных игроков, всем им придется «шевелиться» и задумываться о том, как сделать свою продукцию или услугу более жизнеспособной в условиях растущей конкуренции. И начинать надо именно с внедрения современных систем автоматизации предприятия. Пока, несмотря на все преимущества от внедрения современной АСУ, относительно высокая затратность и организационная болезненность этого процесса все еще являются факторами, которые отталкивают белорусских потребителей. Притом, что оптимизация бизнеса необходима едва ли не каждой белорусской компании, многие руководители, тем не менее, продолжают уподобляться одному из персонажей притчи, рассказанной как-то легендарным американским бизнес-тренеромСтивеном Кови:

    Однажды путник шел по лесу и увидел дровосека, который, рыдая, пилил дерево.
    –Почему вы плачете? –спросил он у дровосека.
    Дровосек отвечал, что ему очень трудно пилить дерево из-за того, что пила тупая.
    –Тогда почему бы вам не остановиться, чтобы заточить пилу? –спросил путник.
    –Некогда мне точить пилу! – заявил дровосек. – Я пилю дерево!

    Зачем это надо?

    Трудно переоценить тот толчок, который дает предприятию грамотно внедренная АСУ. По сутиэто наиболее эффективный способ оптимизации бизнеса, позволяющий больше зарабатывать.

    Сергей Слесарев, коммерческий директор компании «Атлантконсалт», приводит следующие аргументы в пользу внедрения АСУ на предприятии:

    ·         повышение управляемостиблагодаря получению своевременной и полной информации и аналитики;

    ·         экономияза счет уменьшения числа ошибок, сокращения персонала, повышения оборачиваемости ресурсов;

    ·         прозрачность бизнесадля собственника, потенциального инвестора или покупателя;

    ·         высокая точностьобработки больших массивов данных;

    ·         возможность сравнениясвоих бизнес-процессов с процессами ведущих мировых компаний из вашей отрасли;

    ·         возможность использовать потребительское сегментированиес помощью CRM/SRM– знание «своих» клиентов и поставщиков

    Конечно, чисто теоретически сегодня многие руководители уже понимают, что все это надо внедрять, но при этом добавляют: «правда, для нас это не актуально». Причем, основным аргументом «против» обычно называют банальную нехватку денежных средств. Попробуем разобраться: так ли это дорого на самом деле, и насколько быстро окупаются вложенные в АСУ средства?

    «Сколько это будет стоить?»– это один из первых вопросов, которые потенциальный клиент задает интегратору. Порой такой вопрос буквально вводит консультантов в ступор. Ведь «на глаз» определить стоимость проекта просто нереально! Ориентировочные цифры могут дать сравнительные данные, взятые из уже реализованных проектов. Например, CRM-проект в банке со сроком реализации 10 месяцев обошелся заказчику в $580 тыс. ($250 тыс. – за лицензионное программное обеспечение и $330 тыс. – за консалтинг по ставке консультанта $400 за нормо-день). Он включал в себя несколько блоков: «розница», «корпоративный бизнес» и др.

    Но, конечно, надо понимать, что каждый бизнес – уникален, и только оценив ситуацию на месте, можно понять реальную величину затрат. Если же говорить о том, сколько предприятию стоит тратить на АСУ, то исследовательская компания Gartner приводит такие цифры: на эксплуатацию и модификацию ERP-системы средняя западная компания тратит не более 5-7% своего годового оборота. А малые предприятия – не более 1%.

    Что касается оценки эффективности автоматизации бизнеса, то ее можно сравнить с оценкой полезности потребления фильтрованной воды для организма работника. То есть, все понимают, что это важно и полезно, но подсчитать какие-то средние цифры проблематично. И в Беларуси, и за рубежом неоднократно предпринимались попытки вывести надежную методику подсчета, но, к сожалению, ни одна из них пока не привела к удовлетворительному результату. Есть расчеты российских специалистов, которые свидетельствуют о том, что, например, внедрение в компании с числом работающих 50 человек системы электронного документооборота, обеспечивает экономию времени сотрудников на 15-30% и окупается в течение 2-х лет. Но все-таки самый простой и достоверный способ составить представление о том, насколько актуальна автоматизация для вашего бизнеса, какие затраты с ней связаны, и что вы получите за вложенные деньги – это обратиться к компании, предоставляющей услуги консультирования и внедрения АСУ, и попросить ее организовать для вас «реф-визит»: посещение схожего с вашим предприятия, где нужная вам система уже внедрена и работает.

    «Лоскутная» автоматизация

    Полной картины белорусского рынка АСУ, а также данных о том, сколько отечественных предприятий уже автоматизированы и какими решениями, увы, нет. В нашей стране пока никто не проводил подобного анализа. Есть лишь данные исследования промышленного сектора Беларуси, проведенного Инфопарком. Совместно с Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук (ОИПИ НАН) Беларусиим была проанализирована ситуация с информатизацией производственной деятельности 40 крупнейших отечественных предприятий, подчиняющихся Министерству промышленности. Изучались три основных показателя: уровень применения информационных технологий (IT) на предприятии, степень интеграции имеющихся систем автоматизации, а также эффективность мероприятий по внедрению IТ.

    Результаты этого исследования весьма симптоматичны: примеры высокого уровня внедрения и использования АСУ в промышленности единичны!

    Так, уровень применения информационных технологийслужбами предприятий в 63% случаев был оценен, как средний, а на 33% предприятиях – как низкий, что обусловлено отсутствием автоматизации отдельных служб и низким уровнем электронного документооборота.

    Степень интеграции имеющихся систем автоматизации: на 27% предприятий была оценена, как средняя, на 46% – как низкая, а на 24% она вообще отсут­ствует! То есть, вся информация, как правило, аккумулируется на отдельных рабочих местах, поскольку уровень развития корпоративных информационных систем – крайне низок.

    Эффективность мероприятий по внедрению информационных технологийтакже оставляет желать лучшего. На 53% предпри­ятий она – средняя, а на 43% – низкая, что связано с отсутствием централизованного управления информатизацией пред­приятия и недостаточной ролью IТ-подразделений.

    Выводы авторов исследования – неутешительны:

    1.      на всех предприятиях используются IT, решающие лишь локальные производственные задачи, а использующиеся программные системы – в большинстве случаев абсолютно не пригодны для работы в условиях современной рыночной экономики;

    2.      большинство программных разработок – морально устарели и не соответствуют современным технологиям электронного управления ресурсами;

    3.      на большинстве предприятий отсутствует жесткое централизованное управление, в том числе и в IT-сфере. Даже на экономически благополучных предприятиях, которые располагают определенным количеством лицензионного программного обеспечения, это ПО – разного уровня и разной совместимости, что приводит к «лоскутной» автоматизации и, как следствие, к неэффективному использованию ПО;

    4.      у руководства предприятий часто отсутствует понимание того, что ERP-технологии охватывают и сводят воедино все средства, инструменты и методы, используемые для совершенствования, информационной поддержки и обеспечения хозяйственной деятельности предприятия;

    5.      руководители предприятий в большинстве случаев не готовы принять тот факт, что переход к автоматизированным системам предполагает определенную реорганизацию бизнеса, как минимум, в тех локальных точках, где она объективно необходима.  

    По заданной траектории.

    Предположим, что вы решили автоматизировать ту или иную сферу деятельности компании. Обычно такой проект начинается с анализа и постановки целей, для чего создается рабочая группа. Ее задача – поиск скрытых резервов, направлений и структуры оптимизации работы предприятия. Как правило, специалисты сначала анализируют его работу в поисках «узких мест», потом находят пути оптимизации, вырисовывают ее структуру, адаптируют процедуры и внедряют регламенты. А уже потом, если требуется, занимаются собственно автоматизацией. Причем, в этой ситуации, как и в большинстве других случаев, действует старое правило: «Если хочешь сделать хорошо – сделай сам, если хочешь сделать отлично – обратись к профессионалам»! Бизнес- или IT-консультанты «со стороны», пусть и не знают ваше предприятие так хорошо, как вы или ваша команда, однако имеют богатый практический опыт нахождения причинно-следственных связей и умение видеть главное.

    По мнению Максима Поклонского, руководителя Бизнес-академии собственника*, «иметь удобный dashboard (программное обеспечение, включающее в себя небольшие узкоспециализированные программы, называемые «виджетами» – прим. ред.) – мечта любого владельца. Его наличие – это сегодня обязательная характеристика успешной компании. Но в ходе практической реализации этой мечты – многие обожглись. По моим наблюдениям, в процессе автоматизации предприятия особенно важно умело провести смену привычных процедур работы. Эти изменения всегда болезненны. Поэтому нужны опытные консультанты – терпеливые, превосходно знающие свой продукт и умеющие общаться».

    Между тем, по мнению представителей европейских компаний, работающих с белорусскими предприятиями, одним из сдерживающих факторов на пути к эффективной оптимизации бизнеса в нашей стране, является психологическое сопротивление собственников по отношению к «сторонним советам». Что-то вроде: «мы и сами с усами». И это часто приводит к бесполезной трате денег и разочарованию в автоматизации, которая внедрялась неумело и потому не дала должного результата. Вкладывая существенные ресурсы во внедрение АСУ, собственник должен понимать, что успех этого предприятия теперь во многом зависит не только от него. Поэтому чрезвычайно важен грамотный выбор подрядчика.

    Крупные компании, предоставляющие услуги по IT-консультированию и автоматизации, обычно работают с программными продуктами мировых производителей. По оценкам экспертов рынка, лидер этой индустрии – корпорация SAP AG. Партнером SAP в Беларуси уже более 10 лет является компания «Атлантконсалт», реализовавшая немало крупных проектов в этой области. Самый яркий пример – автоматизация полного цикла функционирования Международного автомобильного холдинга «Атлант-М». Как говорят специалисты Атлантконсалта, выбирая подрядчика, стоит обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, нужно познакомиться с командой, которую вам предлагает компания-подрядчик и решить: устраивает ли она вас. Во-вторых, выбирая форму оплаты, обратите внимание на то, чтобы она была увязана с соблюдением подрядчиком заявленных сроков. В-третьих, обязательно найдите время на референциальный визит!

    Еще один важный вопрос – кастомизация, т.е. настройка системы под требования заказчика. Изначально SAP использует лучшие мировые экономические практики и «ноу-хау» в области менеджмента, основанные на опыте внедрения АСУ в таких гигантах, как Shell, GoodYear , Coca-Cola, Volkswagen, BMW, Газпром и др. Стоимость каждого такого решения состоит из двух частей: стоимости лицензии и стоимости внедрения, которая включает в себя обучение пользователей. Обычное соотношение в цене – один к одному. Но иногда стоимость внедрения превышает стоимость лицензий, потому что предприятие стремится максимально «кастомизировать» систему под себя. Может быть, на первый взгляд такое стремление сделать АСУ более адаптированной и «привычной» и кажется логичным, однако, не стоит забывать, что продвинутые программные продукты содержат квинтэссенцию знаний и умений мировых лидеров индустрии. Павел Янкелевич, менеджер по работе с партнерами, САП СНГ отмечает: «Чем больше изменений в продукте совершается в процессе внедрения, тем больше вероятность последующей некорректной работы и неудобства системы. Соответственно увеличиваются время и деньги, потраченные на установку. Грамотный и порядочный установщик ставит своей целью – обеспечить максимум выгод для клиента от установки».

     

    Основные преимущества от внедрения современной АСУ

    Снижение операционных и управленческих затрат на 15%

    Экономия оборотных средств на 2%

    Уменьшение цикла реализации на 25%

    Снижение коммерческих затрат на 35%

    Снижение страхового уровня складских запасов на 20%

    Уменьшение дебиторской задолженности на 12%

    Увеличение оборачиваемости средств в расчетах на 25%

    Увеличение оборачиваемости материальных запасов на 30%

    Улучшение утилизации основных фондов на 30%

    *Бизнес-академия собственника (Бизнес-АС) – совместный образовательный проект Бизнес-школы ИПМ (Беларусь) и Шведского института менеджмента IFL при Стокгольмской школе экономики.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by