Delo.by,

    Комментарии 25 Май 2015 11:20

    Как оптимизировать работу компании в период кризиса

    Большинство менеджеров под оптимизацией компании подразумевают сокращение штата. Но об этом ли стоит думать в первую очередь? О том, какие меры помогут сделать бизнес более эффективным, «Делу» рассказал директор по консалтингу компании «Ключевые решения» Андрей Черныш.

    «Проводить оперативное сокращение штата компании имеет смысл только в одном очень редком случае - если количество персонала жестко завязано на объеме сделок и речь идет о персонале, который легко можно будет потом набрать и обучить. Во всех остальных случаях я бы советовал не «горячиться». Поможет ли оптимизация штата сократить расходы? Да, но точно также она поможет сократить доходы - судорожные увольнения персонала нарушают выстроенные бизнес-процессы, что немедленно скажется на продажах.

    Думаю, что, в первую очередь, нужно не увольнять людей, а быстро и оперативно провести анализ затрат - причем, не по бухгалтерским статьям, а по основным видам деятельности. После этого стоит выбрать те направления, которые дадут наибольший эффект и разделить затраты на четыре вида:

    •          основные - то есть, создающие ценность, как производство, продажи 
    •          обеспечивающие - вспомогательные, как бухгалтерия, юридическое обслуживание
    •          гигиенические  - включающие социальные пакеты, содержание офиса, корпоративные мероприятия
    •          непроизводительные - как, например, простой транспорта или пустующие складские площади

    Также необходимо определить направления, в которых можно постоянные затраты «перевести» в переменные – увеличить долю премий в заработной плате, отказаться от содержания собственных ресурсов, опираясь на подрядчиков, аутсорсинг и др.

    И только потом начинать сокращение затрат, двигаясь от непроизводительных затрат к гигиеническим, которые можно сокращать смелее, и лишь в  крайнем случае – к обеспечивающим и основным, которые сокращать аккуратно, желательно предварительно перестроив процесс под новую штатную структуру.

    Эффективно поступили те руководители, которые пошли на прекращения традиционных повышений и индексации заработных плат, уменьшили долю постоянных окладов, делая упор на премии по результату, остановили новый набор сотрудников, допуская естественный отток персонала. Совершенно разумны также смелые переговоры с  владельцами офисной и торговой недвижимости о снижении ставок в условиях растущего предложения и сжимающегося спроса вплоть до переезда в более оптимальные помещения.

    Больше вреда, чем пользы приносит сокращение офисных затрат - например, на воду, кофе, чай, резкое «урезание» маркетингового и рекламного бюджетов, которое не компенсируется более эффективными каналами продвижения. Не всегда разумен переход на более дешевых поставщиков. Если это наносит удар по качеству, то эффекта не будет, а если новые поставщики дешевле и не настолько хуже, то куда же тогда руководство смотрело раньше – до кризиса?

    Резюмируя, хочу сказать о нескольких средствах оптимизации, которые, как мне кажется, мало используются на белорусском рынке:

    Во-первых, это так называемый resource-sharing, когда в кризис компании совместно с партнерами или даже конкурентами ищут точки пересечения для совместной экономии на масштабе. Так, можно найти способы задействовать незанятые склады, автотранспорт, объединить с партнером бэк-офис, например, юристов, бухгалтеров, маркетологов. Можно делать совместные закупки, получая скидки за объем у поставщиков и т.д.

    Во-вторых, это активное использование удаленной работы. Это касается как персонала  - есть типы сотрудников, которые могут работать эффективно работать дома, так и клиентов, которым не всегда нужен дорогой филиал в другом регионе, если отлажены процессы онлайн-взаимодействия через электронные заявки, Skype-продажи и др.

    И третий момент - оптимизация не затрат, а времени работы сотрудников. Вместо того чтобы увольнять сотрудника, не полностью загруженного в условиях спада на рынке, можно использовать его рабочее время для запуска, тестирования новых проектов и бизнес-моделей, участия в стратегических программах».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by