Delo.by,

    Комментарии 5 Июн 2012 0:00

    Три «кита» оперативной полиграфии

     Формула успеха в полиграфическом бизнесе: умение исполнять заказы в сжатые сроки плюс высокое качество, умноженное на доступные цены.  

    Кристина Рыбик, «Дело»

    С марта по июнь на рынке оперативной полиграфии – самый сезон, когда работы хватает всем: визитки, буклеты, брошюры для выставок... Хотя в Минске немало компаний, работающих в этом сегменте, найти подрядчика, который мог бы одновременно гарантировать оперативность, качество и «честную» цену – совсем не просто. По словам экспертов «Дела», тот, кто сделает ставку именно на этих «трех китов», сможет обеспечить своему бизнесу хорошую рентабельность и выигрышные позиции на рынке.

    Главное – клиенты

    Плюс оперативной полиграфии, в отличие от многотиражной, в ее экономичности. Высокая скорость печати сокращает производственный цикл примерно в два раза. Этот вид полиграфии обходится без послепечатной обработки. Привлекает клиентов и возможность поточной корректировки макетов: если заказчика не устраивает какой-либо элемент (к примеру, цвет) в уже изготовленных образцах, необходимые коррективы можно внести прямо на месте, без перепечатки всего тиража и переноса сроков его выпуска.

    Прежде чем приступить к действиям по открытию своего полиграфического предприятия, эксперты «Дела» советуют тщательно продумать «сценарий» будущего бизнеса. Прежде всего, необходимо определиться с позиционированием: на какую категорию клиентов вы собираетесь ориентироваться. Услуги оперативной полиграфии условно можно разделить на два вида: обслуживание населения или работа с юридическими лицами.

    В первом случае достаточно приобрести ксерокс, принтер и арендовать небольшое помещение в «бойком» месте. Плюс работы с населением – прежде всего, в минимальных стартовых затратах: достаточно небольшой комнаты, скажем 15 кв.м., печатного аппарата, который можно приобрести в пределах $5 тыс. и резака для бумаги. Но при этом нужно понимать, что скорость печати будет довольно низкой, ваши возможности будут ограничены форматом А3 и максимальной толщиной бумаги – 250 мм.

    Андрей Борисов, директор компании «Цифровая печать», имел такой опыт. Правда, недолгий, поскольку по его словам «ничего, кроме забот, эта точка не приносила». Так что, если вы располагаете достаточным стартовым капиталом, лучше изначально начинать нарабатывать портфель постоянных заказчиков, без которого вся дальнейшая работа не будет иметь смысла.

    Возьмем, к примеру, кафе, где меню обновляется еженедельно. Далеко не все участники рынка оперативной полиграфии станут заниматься «черной работой»: встречаться с представителями заведения, самостоятельно вносить корректировки в макеты, согласовывать их и т.д. Намного проще получить готовый электронный макет, изготовить продукцию и ждать следующего заказа. Так что, один из способов заработать на этом рынке – допечатная подготовка. Как правило, стоимость печатных работ составляет 20-30% от общей суммы заказа. Чтобы получить остальные 70-80% вам понадобятся лишь компьютер, навыки в сфере дизайна и… немного личного обаяния при поиске клиентов. Кстати, многие фирмы, начиная такой бизнес, на нем и останавливаются: они работают с заказчиками и привозят в типографию готовые макеты. И при этом довольно комфортно себя чувствуют, даже без оказания собственно печатных услуг. При одном условии: имея солидный портфель заказов.

    Проект ценой в $100 тыс.

    Когда на расчетном счету компании накопилась определенная сумма (эксперты считают, что для следующего шага необходимо не менее $100 тыс.), а в базе данных – постоянные клиенты, можно задуматься и о собственном производстве. Выгодное месторасположение в этом случае имеет большое значение, поскольку может стать для вас лучшей рекламой. Другой вопрос: найти в Минске подходящее свободное помещение площадью не менее 100 кв.м. – совсем не просто. А меньше никак нельзя, если рассчитывать на полноценное производство – цифровую и широкоформатную печать.

    Необходимое оборудование, как и на первом этапе, также зависит от выбранных вами видов услуг. Как правило, это цифровая печатная машина, черно-белая печатная машина,  несколько видов резаков для разной продукции, ламинатор, режущий плоттер и др. Если включать в список услуг широкоформатную печать, то потребуются еще плоттер и режущий плоттер. Конечно, можно обойтись минимальным набором – тем же резаком и цифровой печатной машиной, но в этом случае вы рискуете потерять клиентов, которые уйдут к конкурентам, которые предложат им больше дополнительных услуг. Вряд ли кто-то из них станет «дробить» заказ, если все можно сделать в одном месте.

    Как говорят специалисты, не стоит экономить на цене оборудования. Впрочем, и переплачивать тоже. По стоимости цифровые печатные машины делятся на три категории: $7-10 тыс. – где основной минус качество, $25-30 тыс. – стандартный, «правильный» выбор и более $30тыс. – для значительных объемов печати. А, скажем, печатную машину  стоимостью $1 млн. в Минске загрузить работой практически невозможно.

    Свои нюансы в зависимости от уровня сложности есть у всей техники, в том числе у послепечатной. Например, простой ручной резак обойдется всего в $200. Но на нем вы будете даже небольшой тираж делать очень долго, и ваши клиенты вряд ли останутся довольны качеством. Цены на качественные режущие машины начинаются от  $3 тыс. до $10-15 тыс. и выше. Дополнительные обязательные расходы – бумага, пленка, пружины для сшивки и другие расходные материалы. К примеру, средний объем потребляемой бумаги на одной машине при обычной загрузке – 20 тыс. листов формата А3 в месяц. Есть и более дорогостоящие материалы, чем бумага. Правда, их используют для широкоформатной печати и значительно реже. Например, 1 кв.м. холста стоит $10. На таком материале можно напечатать репродукцию картины и сразу ставить в рамку – настолько высоко качество!

    Еще одна сложность, к которой нужно быть готовым, – дефицит специалистов: найти их достаточно проблематично. Впрочем, директор «Цифровой печати» Андрей Борисов основную сложность видит в другом: «Главная проблема – завышенные ожидания самих руководителей. Конечно, если есть $30 тыс., можно купить машину и работать… А если нет заказов, а на вас платежи по лизингу?! Важно понимать, что сам по себе этот бизнес – не сверхприбыльный и без серьезного пакета заказов его не стоит даже начинать. Если у вас есть четкое понимание, что и как нужно делать, то пробовать стоит. Если нет – лучше заниматься торговлей: там и легче, и прибыль больше. Здесь продукцию надо изготовить и продать, а заказчики – «привередливые», да и в качестве сейчас все разбираются»

    Одним словом, чтобы открыть бизнес на рынке оперативной полиграфии, нужно иметь оборудование достойного качества и охватывать как можно больший перечень услуг. А начинать его следует лишь тогда, когда вы готовы выделить на «раскрутку» хотя бы $100 тыс. и у вас есть стабильная клиентская база. Как правило, у успешных участников рынка 80% заказов приходится на постоянных клиентов. Ну и, конечно, срок окупаемости таких вложений будет прямо пропорционален объему заказов. Один хороший тираж может окупить 10% инвестиций, но, чтобы его получить, нужно заработать себе имя, т.е. проработать на рынке определенное время.

    Справка «Дела»

    Цифровая печать– один из наиболее популярных современных методов печати в полиграфии. Этот способ позволяет печатать документы непосредственно с компьютера, без дополнительной допечатной подготовки, что существенно экономит время. Цифровая печать широко применяется для изготовления малотиражных рекламных или коммерческих изданий. Причем, изменения могут быть внесены во время изготовления тиража и даже после печати каждого экземпляра. Хорошее оборудование дает высокое качество, сравнимое с офсетной печатью. Малые тиражи (до 300 копий с одного оригинала) рентабельнее изготавливать именно этим методом. Для цифровой печати характерно использование любого носителя – бумаги, самоклеющейся основы и др. С ее помощью можно изготавливать визитки, листовки, буклеты, календари различных видов, бланки, самокопирующиеся документы, флаеры, воблеры, стикеры и др.

    Широкоформатная печать– это цифровая многокрасочная печать на рулонных носителях. Она используется при оформлении выставок и интерьеров помещений, а также в наружной рекламе. Этот метод использует технологию нанесения полноцветных изображений на полимерные материалы с использованием струйных плоттеров. Можно сказать, что широкоформатная печать идет в «ногу» с дизайном и отличается высоким разрешением и отличной цветопередачей. Этот вид печати используется при изготовлении репродукций картин в галереях, музеях, для рекламы внутри помещений, а также оформления витрин магазинов, ресторанов, световых панелей на выставках и презентациях. Выбор материалов здесь довольно широк: пленки, бумаги, синтетические материалы, специальные носители и др.

    Офсетная печать– это процесс нанесения краски на основной материал через посредничество других поверхностей, валов и т.д. Преимущества этого метода – высокое качество, прорисовка мелких деталей, передача полутонов и экономичность. Такая печать  подходит для крупных многотиражных заказов: чем больше тираж, тем дешевле обойдется каждый экземпляр. Офсетная печать прекрасно подходит для изготовления глянцевых журналов, газет, календарей, буклетов и плакатов. Офсетная печать становится выгодной только при больших тиражах заказа, размер которых превышает 500-1000экземпляров. Этот метод – довольно трудоемкий, поэтому срок выполнения заказа составляет от трёх до пяти дней.

     

    Мнение эксперта

    Стефан Жарносек, директор ООО «Юстмаж»

    Для начала лучше открывать оперативную полиграфию, нежели типографию, хотя бы из-за того, что оборудование для типографий очень дорогостоящее. Например, не так давно мы приобрели печатную машину, которая стоила порядка €1 млн., и это далеко не самое дорогое оборудование. Еще одна проблема – квалифицированные сотрудники. Например, мы берем ребят после колледжа и готовим сами. Несмотря на конкуренцию на рынке типографских услуг и оперативной полиграфии, начинать такое дело стоит. Хотя бы потому, что заказчики знают: без нас – никуда. Так, в минувшем году из-за кризиса в какой-то момент резко сократились объемы заказов. Но чуть позже клиентам стало ясно, что, например, мебель без каталога не продать, и рынок постепенно стабилизировался. Так что, перспективы у этого бизнеса есть, нужно лишь немного выждать. К тому же, если брать мировой опыт, то потребление бумаги у нас на порядок ниже, чем в Европе. Значит, рынок не насыщен, и нам есть к чему стремиться.

    Евгения  Смирнова, заместитель директора, управляющая ООО «Коминт»

    Каждый сам для себя определяет основного клиента – будет это обычный прохожий или корпоративный заказчик. Достаточно сложно пытаться работать на обе категории одновременно, хотя и возможно. Начинать дело стоит с самых ходовых позиций: визитки (это самый рентабельный вид полиграфической продукции), листовки, флаеры, буклеты, открытки, календари и др. Далее можно осваивать доступные виды сувенирной продукции, в которых используется цифровая печать: магниты, брелоки, настенные часы, наклейки… Мы начинали с того, что купили печатную машину, линию послепечатки и бумагу. Первоначально предлагали стандартные услуги: визитки, календари, буклеты и др. Объемы были очень маленькие: в основном предлагали свои услуги знакомым, клиентам по другому виду деятельности, соседям. Но со временем заказчиков у нас становилось все больше, а теперь и спектр наших услуг очень широкий.

    Главное, чего стоит остерегаться, – это плохих исполнителей. В этом бизнесе человеческий фактор решает все. Достаточно лишь нескольких негативных отзывов в Интернете, чтобы все пошло ко дну. Поэтому при «косяках» (а они у вас обязательно будут!), необходимо заглаживать свою вину путем перепечатки, бонусов, подарков или больших скидок. Я не знаю ни одной полиграфической фирмы, о которой все хором говорили бы, что она – лучшая. Всегда найдутся недовольные, обиженные бывшие заказчики. Очень сложно угодить всем, тем более что потребители подчас могут быть очень капризными! Но клиент всегда прав, и к этому нужно быть готовым.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by