Delo.by,

    Комментарии 25 Фев 2014 18:05

    Николай Снопков: «Как я понимаю модернизацию»

    В 2013 году волна модернизации накрыла сотни белорусские предприятия, на обновление производства истрачены миллиарды долларов. Какие итоги уже можно подвести? На вопросы «Дела» ответил министр экономики Беларуси Николай Снопков.

    Анна Дейч, «Дело»

    «Дело»: Если исходить из общепринятых критериевуспешности модернизации – таких, как повышение востребованности продукции предприятия и рост уровня добавленной стоимости, то какова Ваша оценка эффективности проводимой в нашей стране модернизации?

    Николай Снопков: Модернизация – это не только замена технологического оборудования, но прежде всего, организационные, экономические и управленческие решения. Оптимизация и эффективность данных процессов создает внутренние резервы для роста предприятия и экономики в целом. Фактически модернизационные программы в Беларуси реализуются в течение последних 5 лет. За это время объем инвестиций в основной капитал в промышленности составил почти $30 млрд. Благодаря этому, износ основных средств снизился на 16%.

    Что касается 2013 года, то результатом модернизации стал рост производительности труда по добавленной стоимости в целом по экономике. За 9 месяцев 2013 г. добавленная стоимость на одного среднесписочного работника достигла 111,9 млн. рублей, темп ее роста по сравнению с соответствующим периодом 2012 года составил 116,6%. И важная положительная тенденция – рост добавленной стоимости в 2013 году ускорялся. В промышленности добавленная стоимость на одного среднесписочного работника за 9 месяцев достигла – 133,2 млн. рублей (темп роста – 103,4%). Устойчиво растет производительность труда по добавленной стоимости в организациях основных ведомств: Минстройархитектуры, системе Минсельхозпрода, Минторга, Минсвязи, Минздрава и Департамента фармацевтической промышленности Минздрава, Госкомвоенпрома, концернах «Беллесбумпром», «Беллегпром», «Белгоспищепром», а также по организациям, подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам.

    Таким образом, модернизация касается всех элементов деятельности предприятий и стимулирует рост традиционных отраслей. Но для развития производственного и экономического потенциала страны правительству важно создавать условия для появления новых предприятий.

    «Д»: Утвержденные показатели социально-экономического развития на 2013 год не были выполнены. В какой степени на это повлияла модернизация наиболее крупных предприятий? Был ли запланирован этот спад? В какие сроки уже модернизированные предприятия наберут обороты?

    Н.С.: Реализация масштабных инвестиционных проектов  на крупных системообразующих предприятиях потребовала приостановки  производственного цикла. Это обстоятельство, в свою очередь, привело к сокращению объемов выпускаемой предприятиями продукции. Для наглядности рассмотрим ситуацию на примере конкретного предприятия – ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга БМК». Проводимая в 2013 году модернизация сталеплавильной печи предприятия обусловила снижение объемов производства основных видов продукции. С учетом того, что предприятие является системообразующим, в соответствующей отрасли отмечено снижение темпов роста промышленного производства: в январе-ноябре 2013 года данный показатель составил 96,6%.

    В то же время модернизация создает условия для эффективного развития предприятия в 2014-м: прогнозируется рост рентабельности продаж и валовой добавленной стоимости на 1 работника соответственно на 1,9 процентных пункта и $5,2 тыс., а по виду экономической деятельности темп роста промышленного производства должен составить около 105-106%.

    «Д»: Реализация «Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года» по предварительным расчетам потребует от 83 до 93 млрд. долларов. Будет ли пересмотрена эта цифра по итогам 2013 года? Изменятся ли источники финансирования?

    Н.С.: Основная идея Программы заключалась в обеспечении модернизации экономических отношений в промышленности. Это подразумевает проведение структурных преобразований, совершенствование системы госуправления промышленностью, использование качественных целевых индикаторов развития, кооперации с промышленными производствами других стран, определение точек роста и перспективных рыночных «ниш». Программа – это долгосрочный прогноз развития, она определяет концептуальные направления, которые непосредственно реализуются в рамках ежегодно принимаемых прогнозов социально-экономического развития всей промышленности и отраслей по отдельности.

    Так, некоторые концептуальные направления Программы нашли отражение в мерах государственного правового регулирования деятельности субъектов промышленной политики, реализованных в 2012–2013 годах. В рамках Указа Президента от 6 июня 2011г. №231 «О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств» 19 предприятий, реализующих высокоэффективные инвестиционные проекты,  смогли воспользоваться господдержкой. На смену данному Указу с 1 января 2014 года вступил в силу новый Указ Президента от 8 июля 2013 г. №301 «О мерах по стимулированию реализации инвестиционных проектов с высокой добавленной стоимостью». Министерство экономики в настоящее время ведет работу по подбору таких проектов, которые будут реализовываться в 2014-2016 гг. В текущем году на его реализацию предусмотрено 200 млрд. рублей. Кроме того,  ведется работа по созданию Министерства промышленной политики и переходу от управления предприятием к управлению собственностью –в Плане  совместных действия Совмина и Нацбанка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики есть соответствующий пункт.

    Продолжается совершенствование организационно-правовых форм промышленных организаций через реорганизацию, создание холдингов, начата работа по передаче вспомогательных функций обслуживания производств на аутсорсинг. Проектом постановления Совета Министров Республики Беларусь об утверждении показателей прогноза социально-экономического развития на 2014 год поручено ведомствам совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом до 1 марта 2014 года обеспечить передачу в коммунальную собственность: объектов непроизводственной сферы, находящихся в собственности подчиненных (входящих в состав) организаций, а также организаций, основной вид деятельности которых не соответствует закрепленным видам экономической деятельности. Только по Минпрому в текущем году переданы в коммунальную собственность общежития ОАО «Лепельский электро-механический завод», ОАО «МПЗ» и ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», санаторно-оздоровительный комплекс «Чабарок» ЗАО «Атлант», оздоровительный лагерь ОАО «МПЗ»;

    В части перехода на систему качественныхцелевых индикаторов развития промышленности названным проектом постановления будут утверждены только качественные показатели прогноза социально-экономического развития: рентабельность продаж в промышленности, экспорт товаров и услуг, соотношение экспорта товаров и объема промышленного производства, показатель по энергосбережению. Непосредственно организациям будет также установлен к доведению ограниченный перечень качественных показателей. Впервые не будет доведен объемный показатель по росту производства промышленной продукции.

    «Д»: Модернизация предприятий идет рука об руку с приватизацией. Однако разговоры о том, что приватизацию необходимо проводить активнее, похоже, расходятся с практикой. Какова динамика приватизации за последние 3-4 года?

    Н.С.: Начиная с 2010 года, приватизационная политика в Республике Беларусь сводилась к точечным продажам. То есть продажа приватизируемого объекта осуществлялась в случае появления инвестора, готового вложить средства в его развитие. Интерес со стороны стратегических инвесторов к белорусским компаниям, в том числе к государственным активам, существовал всегда. В настоящее время на той или иной стадии продажи в соответствии с лучшими образцами мировой практики привлечения стратегических инвесторов находятся государственные пакеты акций таких организаций как ОАО «Белгазстрой», ОАО «Барановичский комбинат железобетонных конструкций», ОАО «Минский маргариновый завод», ОАО «Конфа», ОАО «Автомагистраль», ОАО «Медпласт», ОАО «Белсантехмонтаж-2», ОАО «Строительно-монтажный трест №8».

    При этом в государственной собственности еще сохраняются активы, государственное управление которыми нецелесообразно. Во-первых, это активы в таких видах деятельности, которые относятся к сфере интересов малого бизнеса (например, услуги по ремонту обуви, типографская деятельность и т.д.). Во-вторых, это активы, управление которыми со стороны государства как собственника требует весьма ощутимых материальных, трудовых и финансовых затрат, несопоставимых с получаемыми доходами (речь о мизерных пакетах акций, об объектах, чье финансовое состояние приобретает характер устойчивой неплатежеспособности, объектах не подлежащих модернизации). Продажа этих активов – это та задача, которая должна быть решена в достаточно короткие сроки и которая предопределяет направление движения в этой сфере.

    «Д»: Стоит ли белорусскому и зарубежному бизнесу в ближайшее время рассчитывать на «потепление» в вопросах приватизации?

    Н.С.: В утвержденный Советом Министров и Национальным Банком План совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь включен ряд мер, направленных на совершенствование механизмов приватизации государственной собственности. Одной из таких мер стало разделение государственной собственности на основании секторального подхода. Суть подхода сводится к систематизации государственного имущества в рамках девяти секторов. В три из девяти секторов включены 607 объектов, которые подлежат продаже в самое ближайшее время.Это малые предприятия, численностью менее 100 человек (315);  общества, доля государства в которых меньше 50 %  (107); «нежизнеспособные» предприятия, то есть имеющие или приобретающие устойчивую неплатежеспособность (185).

    Такой подход должен придать дополнительный импульс процессу приватизации. Сформированные перечни принадлежащих государству активов, выставляемых на продажу по конкурсу либо на аукционе, будут размещаться на сайте Госкомимущества для широкого доступа.

    Однако это не исключает также продажи иных государственных активов. Любой инвестор может подать заявку на приватизацию любых принадлежащих государству объектов. Условия приватизации государственных активов в Беларуси давно определены и хорошо известны. Они остаются неизменными. Вопрос только в целесообразности, эффективности и цене.

     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by