Михаил Денисюк, начальник отдела по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, советник юстиции,

    Комментарии 1 Июн 2013 0:00

    Надо ж-дать?!.

    Количество попыток дачи взяток должностным лицам в Беларуси постоянно растет. При этом до суда доходят единичные случаи

    Основным вектором борьбы с коррупцией является противодействие коррумпированным должностным лицам, в просторечии именуемым взяточниками. Однако на практике коррупционная угроза зачастую исходит не от них, а от самих граждан, вступающих в правоотношения с государственными служащими и пытающимися путем передачи последним незаконного вознаграждения добиться для себя определенных преимуществ или избежать санкций. Пожалуй, наиболее распространенным способом по количеству попыток дачи взятки является вложение гражданами денежных средств в документы, передаваемые должностным лицам государственных органов. Например, при осуществлении пограничного и таможенного контроля. Как правило, это незначительные суммы в различных валютах (так называемые «чаевые»). Чем чреваты такие действия для лица, предлагающего взятку?

    «Забывчивость» доказать трудно

    Чисто юридически это может быть квалифицировано, как «покушение на передачу должностному лицу материальных ценностей, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий». То есть, как покушение на дачу взятки. Такое преступление предусмотрено статьями 14 и 431 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК) и наказывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или арестом на срок до 6-ти месяцев, или ограничением свободы на срок до 2-х лет, или лишением свободы на срок до 5-ти лет. При этом если в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в целях профилактики подобных правонарушений, соответствующая информация представляется гражданам в наглядном виде, причем и на английском языке.

    Однако не все так просто. Дача взятки (или покушение на дачу взятки) является умышленным действием, причем совершаемым с прямым умыслом, т.е. с осознанием его общественной опасности, предвидением его последствий и желанием их наступления. Но для привлечения взяткодателя к ответственности правоохранительным органам необходимо доказать, что он давал именно взятку.

    В действительности наличие умысла труднодоказуемо. После начала официального разбирательства лица, передавшие денежные средства, в подавляющем большинстве случаев категорически отрицают намерение дать взятку, объясняя факт нахождения денежных средств в передаваемых для контроля документах забывчивостью и отсутствием правового запрета на хранение денег в подобном месте. Содержание разговора с государственным служащим может быть не зафиксировано средствами аудиозаписи, а осведомленность дающего о нахождении денег в документах – видеозаписью. Кроме того, зачастую взяткодатели вообще никак не комментируют факт наличия денег в документах, поскольку и так хорошо понятно, что это за деньги и за что они передаются. Наконец, при отсутствии прямых доказательств нельзя исключать и возможность реально имевшей место забывчивости.

    В такой ситуации факт наличия умысла на дачу взятки и, как следствие, наличия состава преступления со стороны взяткодателя может быть доказан только с помощью показаний должностного лица государственного органа. А этого явно недостаточно для реализации таких принципов уголовного процесса как законность и презумпция невиновности. Эта ситуация хорошо подтверждаются статистической информацией, в частности, о фактах пресечения попыток предложения незаконного вознаграждения должностным лицам таможенных органов. Т.е., на практике к ответственности привлекается крайне незначительная часть «забывчивых» граждан, а количество попыток дачи взятки при этом с каждым годом увеличивается.

     

     

    2006

    2007

    2008

    2009

    2010

    2011

    2012

    4 мес. 2013

    Пресечено попыток

    28

    54

    78

    123

    303

    424

    456

    144

    Возбуждено уголовных дел (привлечено к уголовной ответственности)

    2

    3

    3

    5

    4

    2

    3

    -

     

    Нужен единый подход

    Очевидно, что с взятками нужно бороться. Вопрос: как? Конечно, проведение проверки по сообщению о попытке дачи взятки производит определенный профилактический эффект. К тому же, эта процедура связана с серьезной потерей времени и нервов подозреваемого лица при ожидании приезда следственно-оперативной группы, даче объяснений по существу происшествия, участии в возможном осмотре места происшествия и т.п. Однако этих мер недостаточно для решения проблемы.

    Обратимся к практике органов пограничной службы. В соответствии с Законом «О Государственной границе Республики Беларусь», Положением о режиме в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров от 22.01.2009 № 70 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее – Положение), установлены общие требования режима в пункте пропуска.

    В частности, физическим лицам, пересекающим Государственную границу Республики Беларусь, запрещается:

    ·         «совершать действия, направленные на подстрекательство сотрудников и должностных лиц государственных контрольных органов к нарушению установленного порядка осуществления пограничного, а также проведения таможенного и иных видов контроля. В том числе, оставлять денежные средства в документах, предъявляемых для проверки, предлагать и (или) передавать сотрудникам и должностным лицам государственных контрольных органов какие-либо материальные ценности, предлагать и (или) предоставлять выгоды имущественного характера. Указанные действия охватываются составом преступления дачи взятки;

    ·         совершать иные действия, препятствующие осуществлению пограничного, а также проведению таможенного и иных видов контроля».

    К числу таких «иных» действий как раз и можно отнести неисполнение обязанности, установленной абзацем 3 п. 1.2 постановления Госпогранкомитета от 30.04.2009 № 28 «О порядке прохождения пограничного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства», заблаговременно освободить документы от обложки и любых вложений перед предъявлением их сотрудникам, осуществляющим пограничный контроль.

    Таким образом, неосторожное («по забывчивости») оставление денежных средств в документах, передаваемых сотрудникам органов пограничной службы в пунктах пропуска через Государственную границу, является нарушением. Состав соответствующего административного правонарушения предусмотрен статьей 23.32 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и влечет предупреждение с депортацией или без депортации либо наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с депортацией или без депортации.

    Эта мера в настоящий момент активно применяется. За период с января по апрель текущего года органами пограничной службы на основании упомянутой статьи КоАП за оставление в документах денежных средств было привлечено к административной ответственности 363 человека. К сожалению, подобная практика не применяется в таможенных и иных государственных органах. Формальным препятствием для этого является отсутствие в законодательстве четкой прямой обязанности физических лиц освободить документы от вложений перед их предъявлением для проведения таможенного и иных видов контроля, кроме пограничного. Для устранения этого препятствия достаточно внести соответствующее дополнение в Положение.

    Гораздо сложнее исправить ситуацию в отношении передачи документов с вложенными в них деньгами должностным лицам государственных органов вне погранпереходов, например, инспекторам ГАИ. Ведь упомянутое выше Положение не касается вопросов их деятельности. Соответственно, статья 23.32 как и вообще любая другая статья КоАП в этом случае не может быть применена.

    В идеале проблема денежных средств в документах, передаваемых любым должностным лицам государственных органов при осуществлении ими своих служебных обязанностей должна быть урегулирована единообразно, вне зависимости от ведомственной принадлежности должностного лица. Это может быть реализовано путем дополнения КоАП соответствующим специальным составом административного правонарушения (что, правда, потребует гораздо больших временных затрат и процедур, чем дополнение Положения). При этом административное взыскание целесообразно установить в виде штрафа в безальтернативном размере, т.е., в фиксированной сумме без нижнего и верхнего пределов. По оценкам специалистов, в настоящее время справедливым, т.е. обеспечивающим адекватность налагаемого взыскания мог бы быть штраф в размере 4 базовых величин, что составляет Br400 тыс., или около $46 долларов.

    Если «забывчивость» граждан будет иметь конкретное стоимостное выражение, это может существенно снизить количество попыток дачи должностным лицам. А, в конечном счете, повлечет за собой снижение коррупционных рисков и положительно скажется на состоянии законности в Беларуси.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by