Delo.by,

    Комментарии 19 Янв 2017 22:39

    «Нашим потенциалом был и остается человеческий капитал» – Александр Паньков

    Александр Паньков, управляющий партнер, руководитель направления стратегического развития, бизнес-тренер Консалтинговой группы «Здесь и Сейчас»

     

    Алена Воропай, специально для «Дела»

    «Дело»:Какие основные тенденции в сфере консалтинга Вы можете отметить в этом году?

    Александр Паньков: Несмотря на то, что 2016 год оказался труднее предыдущего, на рынке наблюдался всплеск заказов на консалтинговые услуги. Связано это в первую очередь с тем, что в условиях кризиса многие продвинутые компании обратились к смене стратегии, изменению бизнес-модели ведения бизнеса.

    Кроме того, был востребован консалтинг в области повышения внутренней эффективности. Причем к этому виду услуг чаще обращались компании, в которых организационная  структура и бизнес-процессы осталась в формате 2013-2014 гг. А ситуация на рынке за это время изменилась в корне, и подход 2013 года крайне не эффективен в 2017 году.

    Еще одним актуальным направлением консалтинга для компаний стал поиск новых рынков сбыта. Традиционные рынки Беларуси и России «сжались», и  нужно было предпринимать кардинально новые шаги. Часть белорусского бизнеса стала работать над этим блоком очень активно. Но чтобы выходить на новые рынки, нужно повышать требования к продукту, формировать новую бизнес-модель и т.д.Думаю, обозначенные направления будут актуальными и в следующем году.

    «Д.»: Расскажите о ключевых изменениях, которые коснулись образования в сфере бизнеса.

    А.П.:Всем стало понятно, что без изменения подходов  к бизнесу в этой гонке выжить невозможно. Поэтому со второй половины 2016-го во всех крупных бизнес-школах наблюдался рост спроса на наши услуги. Увеличилось количество наполняемости в группах, а значит, появилось больше корпоративных заказов.

    Сейчас  можно говорить о двух направлениях  в бизнес-обучении. Во-первых, компании стали вкладывать средства в  наращивание тех компетенций, которых остро не хватает сейчас, хотя правильнее было бы их формировать пару лет назад, но лучше позже, чем никогда. Во-вторых – в те профессиональные навыки, которые будут необходимы компании через год или два для выполнения долгосрочных целей.

    «Д.»: Существуют ли риски падения спроса на образовательные бизнес-услуги в наступающем году?

    А.П.:Рынок бизнес-образования в 2017 году будет развиваться по негативному сценарию, если Министерство труда и социальной защиты пролоббирует изменения в Постановление Совета Министров №115 от 25 января 1999 года.

    До сих пор, согласно этому документу, учебные курсы, повышение квалификации и переподготовки не облагались налогом в фонд социальной защиты населения для сотрудников. Сейчас же появился проект документа, с помощью которого пытаются убрать данный пункт. На мой взгляд, это демонстрирует непонимание министерством ситуации в стране. Все говорят  о новом экономическом укладе, благодаря которому мы сможем выйти из кризиса. Однако новая экономика предполагает совершенно новые компетенции, в которые нужно вкладывать средства и развивать их. Поэтому сейчас любые ограничительные действия – это, по сути, приговор как отрасли бизнес-образования, так и бизнесу, потому что сразу же снизится конкурентоспособность.

    Конечно, мы надеемся, что Министерство экономики, Совет Министров и Правительство примут правильное решение и не допустят такой ситуации. На мой взгляд, сейчас, наоборот, нужно всячески стимулировать предприятия применять новые подходы и вкладывать деньги в обучение и развитие сотрудников. Нашим потенциалом был и остается человеческий капитал. И здесь для государства главное не мешать и не создавать искусственные барьеры. При этом на рынке бизнес-образования и консалтинга появляются проекты, которые побуждают бизнес обращаться за такими услугами.Например, проект Европейского банка реконструкции и развития, который стимулирует белорусские компании заказывать консалтинговые проекты именно у отечественных компаний и компенсирует часть средств, оплаченных за эти услуги.  Я  надеюсь, что благодаря таким инициативам в 2017 году мы увидим еще больший прирост в консалтинговой отрасли.

    «Д.»: Ваша компания занимается исследованиями рынка труда. Что произошло за год и что ожидается в будущем?

    А.П.:Все предприятия сейчас пытаются «ужаться» в затратах. И в этом отношении сокращение персонала – самый простой способ, однако один из самых неэффективных. Эта тенденция будет наблюдаться и в 2017 году, так как нет предпосылок для роста рынка и увеличения потребления.

    В свою очередь, бизнесмены тратят деньги на повышение компетенций сотрудников и автоматизацию ручного труда. Все это опять же ведет к сокращению кадров.

    Мы еще услышим о многих банкротствах – как в государственном секторе, так и в частном. Значит,  опять-таки будет освобождаться персонал. Следовательно, борьба за рабочее место будет только обостряться. Однако если человек – профессионал, если он чему-то учится и применяет эти знания на рабочем месте, то проблем с трудоустройством у него не будет.

    Конечно, у многих сейчас заработной платы хватает только на «выживание». Но даже в такой ситуации можно найти возможности и ресурсы для повышения своих компетенций. Сегодня существует много обучающих мероприятий, которые проводятся бесплатно либо за небольшую оплату.

    Естественно, такая ситуация определенным образом влияет и на развитие нашего сегмента рынка. Если наши клиенты с каждым днем  становятся все менее платежеспособными, то мы начинаем думать, как снизить затраты для того, чтобы выжить в это время.

    «Д.»: В следующем году среди выпускников вузов складывается непростая ситуация: поиском работы займутся сразу два потока – те, кто обучался 5 лет и те, кто прошел сокращенную форму обучения. Каким образом это может отразиться на кадровом рынке?

    А.П.:По большому счету, количество лет обучения не имеет никакого значения. Выпускник приходит на предприятие, как чистый лист бумаги: есть общая культура, высшее образование,  но нет специализации.

    Конечно, сейчас очень многие вузы задумываются о том, как сделать более конкурентоспособным своего выпускника. Но, на мой взгляд, в этом плане мы находимся только в начале пути. Я уже говорил, что компании «сжались». Ситуация для многих предприятий крайне тяжелая и пока она только усугубляется. Поэтому у студентов есть лишь один шанс «занять место под солнцем»  −  уже с первого курса думать о специализации. Для этого нужно участвовать в конференциях, писать практические работы, с умом искать себе практику, идти на дополнительное обучение (в вузах, бизнес-школах, учебных центрах и т.д.), повышать свои компетенции, чтобы к выпуску представлять интерес  для работодателя. В противном случае молодого специалиста ждет крайне низкая зарплата, на которую сложно даже выжить.

    Кроме того, нужно понимать что, если сейчас по Беларуси средняя зарплата составляет $350, то выпускник не может получать $750-$1000. Да, в нашей стране  есть множество предприятий, которые даже в текущей непростой ситуации достойно платят своим сотрудникам. Однако конкуренция за рабочее место сейчас обострилась до предела. Поэтому если ты хочешь зарабатывать, ты должен вкладывать в свое профессиональное развитие. Других вариантов просто нет.

    «Д.»: Что бы Вы пожелали читателям в преддверии новогодних праздников?

    А.П.:Я желаю всем соотечественникам с большой ответственностью и вниманием обратиться к своим профессиональным компетенциям, так как жизнь требует постоянного движения и развития, да и технологии не стоят на месте. Тогда те, кто в 2017 году будет вкладывать в себя, на следующий Новый год смогутсидеть за хорошим праздничным столом.

    Кроме того, хочется, чтобы руководители компаний в этой новой реальности понимали, кто их клиенты и какая бизнес-модель будет способствовать развитию предприятия. Хочу пожелать в следующем году процветания всем белорусским бизнесменам и их компаниям!

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by