Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 1 Окт 2012 0:00

    На гребне транзитной «волны». Или… под ней?!.

    Белорусские логистические центры создаются в расчете на значительную часть доходов от транзита между ЕС и Россией.

    О том, что географическое положение Беларуси с точки зрения транзита сулит большую экономическую выгоду, в нашей стране основательно задумались относительно недавно – в 2007 году, когда на самом верху всерьез заговорили о логистике. И в 2008-м появилась разработанная Национальной Академией наук и утвержденная Советом Министров Программа развития логистической системы Беларуси до 2015 года. Согласно ее первой версии, к этому времени в стране должны появиться 50 транспортно-логистических центров (ТЛЦ). С тех пор о развитии этой сферы у нас не говорил, пожалуй, только ленивый. Но, несмотря на это, в рейтинге Всемирного банка по качеству логистических услуг наша страна… опустилась с 74 на 91 место. Чтобы разобраться в ситуации, сложившейся на этом сравнительно молодом рынке, журнал «Дело» при поддержке компании «Воксон инжиниринг» собрал за «круглым столом» представителей крупнейших отечественных логистических и транспортных компаний.

     Методом проб и ошибок

    Первый транспортно-логистический центр «Минск – Белтаможсервис» открылся в нашей стране в 2010 году, теперь у РУП «Белтаможсервис» есть еще один аналогичный объект – под Брестом, а в планах – строительство еще пяти. Крупный логистический центр класса «А» этим летом появился под Заславлем, до 2013 года закончится строительство еще одного похожего объекта – ТЛЦ «Щитомиричи». Кстати, на этот проект инвесторами выделено €33 млн.

    В соседних Польше и Литве логистику развивают уже более десяти лет. И теперь мы пытаемся наверстать упущенное путем бурного строительства современных ТЛЦ. К слову, как утверждают эксперты, цифра 50 взялась в государственной программе «из воздуха» и является явно завышенной. Ведь объекты такого класса – это не просто складские терминалы, а целая отрасль бизнеса, которую приходится создавать буквально с нуля. Вероятно, проблема гигантомании, заложенная в официальных документах, кроется именно в непонимании самой сути логистики. Правда, сейчас чиновники говорят уже о 35 ТЛЦ, но, тем не менее, никто не берется предсказать точно, сколько таких объектов будет все-таки построено до 2015 года.

    Директор логистического сервиса ООО «Двадцать четыре» Василий Шведи вовсе считает, что лучше было бы не строить новые помещения, а брать в аренду склады и дорабатывать их. Тем более что рынок складской недвижимости растет. В конце 2011-го,  по данным компании ColliersInternational, только в Минске и прилегающих районах на продажу было выставлено около 180 тысяч кв.м. складов. Еще около 100 тыс. метров находится на стадии строительства.

    Впрочем, несмотря на определенную утопичность, один плюс у Программы развития логистической системы Беларуси все-таки был – после ее появления развитию логистики в стране был дан значительный импульс. Первый шаг на этом пути был сделан в конце 2011 года, когда было принято решение о том, что строить белорусские ТЛЦ нужно не за счет бюджета, а методом частно-государственного партнерства. Министерствами транспорта и торговли – основными заказчиками программы – была создана межведомственная группа, куда были привлечены представители госкомпаний и частные инвесторы. Результатом их работы уже в сентябре текущего года должны стать единые стандарты строительства ТЛЦ в Беларуси.

    Бумага все стерпит…

    Разработка единых стандартов – уже прогресс, ведь на всем постсоветском пространстве до сих пор не было создано ничего подобного. Однако ни стандарты, ни правила сами по себе не решают проблемы. Ведь экономическую неэффективность логистической деятельности (по крайней мере, сегодня) объясняет ментальность руководителей белорусских предприятий. Пока они крайне неохотно передают эти работы на аутсорсинг и не доверяют профессионалам «со стороны».

    «На предприятиях не всегда умеют считать деньги, – отмечает директор компании «Воксон инжиниринг» Сергей Носков. – Например, мы устанавливали мобильные стеллажи для одного мясокомбината. В результате вместо шести складов, которые были у предприятия, понадобился всего один! Это очень большая экономия». А, по словам Василия Шведа, результативными оказываются только одни из четырех переговоров с потенциальными клиентами...

    Как говорят представители логистических компаний, у каждого руководителя – свое понимание логистики. Для одних это – транспорт, для других – склад, и лишь наиболее продвинутые директора сочетают эти понятия. «Существуют тысячи определений логистики, – объясняет Максим Губский, магистр экономики, преподаватель Академии управления при Президенте Беларуси. – Однако за всеми ими стоит одно и то же – управление потоковыми процессами в экономике». 

    К слову, понятий и определений в области логистики начальник управления БелНИИ «Транстехника» Валерий Козлов, который как раз и разрабатывает единые стандарты (СТБ) работы отрасли, насчитал порядка 13 тысяч! Конечно, не все они будут прописаны официально, но главная задача – создать общий для белорусской логистической отрасли язык. Чтобы согласно этим стандартам можно было сертифицировать компанию как логистического оператора. «Работа по подготовке СТБ логистической деятельности и оценке ее эффективности очень тяжелая, – признается Валерий Козлов. – Есть ряд направлений, где практически нереально что-то оценить, поэтому мы идем по пути максимального упрощения норм и требований. Когда к нам приезжала эксперт Всемирного банка Моника Алина Мустра, мы показали ей два крупнейших отечественных ТЛЦ – «Белтаможсервис» и «Двадцать четыре» и рассказали о стандартах, которые пишем… После чего она задала нам всего один вопрос: зачем вы все это делаете? И мы не смогли на это ничего ответить».

    Кстати, еще не созданные стандарты уже отчасти нивелированы. Согласно Указу Президента № 248 Совет Министров разработал и утвердил требования к логистической деятельности в оптовых и транспортно-логистических центрах, где даются определения всего лишь двух возможных видов центров. Если ТЛЦ попадает под это определение, то получает определенные преференции. Кстати, многие этим уже воспользовались. Теперь возникает вопрос: зачем нужна сертификация?..

    Важен грамотный старт

    Сегодня логистические центры сами определяют, к какому классу себя относить и более или менее успешно работают без каких-либо официальных сертификатов. Сам факт их наличия на рынке, безусловно, будет подталкивать руководителей белорусских предприятий учиться считать деньги и постепенно склоняться к сотрудничеству с ТЛЦ. Впрочем, как говорят наши эксперты, консерватизм директората – не главная проблема.

    Одна из белорусских компаний, производящая напитки, не так давно попробовала отдать свою логистику на аутсорсинг. Согласно ее требованиям, в день было необходимо развозить потребителям, начиная от мелких магазинчиков в деревнях и заканчивая гипермаркетами, по 6 тыс. бутылок. Но логистических компаний, желающих заключить такой договор, в Беларуси… не нашлось. Отечественные ТЛЦ пока не в состоянии оказывать полный объем логистических услуг.

    Логистический бизнес начинается еще на стадии рождения самой идеи. Уже на этом этапе у инвесторов должна быть четкая концепция – для чего и для кого строится ТЛЦ, какие грузы там будут храниться, на какой грузопоток нужно рассчитывать и т.д. Ведь логистика – это фактически то же самое производство. Причем, очень ответственное, поскольку включает в себя: упорядоченное хранение и сегментацию грузов, технику, которая курсирует по заданному функционалу, отправку грузов с уменьшением затрат заказчика и т.д. «Я видел всего лишь трех заказчиков, которые четко знали, чего они хотят, – делится печальным опытом Павел Бочарников, директор компании «ВИП-1», которая занимается системами безопасности. – В частности, «Белтаможсервис», где сразу определили свои цели, задачи, свой сегмент и объем рынка, который они могут обслужить и только потом приступили к строительству. И ООО «Двадцать четыре», где со всем этим определились только в середине пути. А, например, «Пятый элемент» понял это лишь спустя два года, переделав четыре проекта. Теперь они начинают уже пятый проект».

    Те, кто выходит на рынок сегодня, учатся на чужих ошибках. Так, компания «Техстройресурс» не начинала строительство, пока не нашла «якорного» арендатора, не выяснила тип груза, его потоки и условия хранения. Эти параметры очень важны. Ведь, например, стеллажи могут быть расположены на разном расстоянии от выезда, которое зависит от того, каким конкретно видом логистики занимается центр. Это же относится и к установке систем безопасности, где любая ошибка обходится недешево. «При строительстве стоит обращаться не к восточному, а к европейскому опыту, – советует Павел Бочарников. – Если четко выполнять требования страховых компаний, то можно быть уверенным, что и через пять лет ваш центр будет востребованным».

    Рог изобилия… проблем

    Проблем в сфере логистики предостаточно. Так, участники рынка в один голос говорят о нехватке, точнее – о почти полном отсутствии специалистов. В стране для их подготовки нет ни практической базы, ни преподавателей-практиков. Серьезно проблемами логистики сегодня занимаются три вуза – БГУ, БГЭУ и МИТСО. Они делают акцент на практике, а последнее учебное заведение – даже организовывает для своих студентов туры по европейским логистическим центрам. Кстати, в этом году на специальность «логистика» в БГУ сложился довольно высокий конкурс – 4,6 человека на место.

    На сегодняшний день потребность рынка составляет около 300 специалистов в год. В этой сфере особенно остро ощущается общая для Беларуси проблема «утечки мозгов». Как только такой узкий специалист выходит на определенный уровень подготовки, россияне тут же переманивают его зарплатой в $4-5 тыс. против белорусских $1 тыс. Поэтому потребность рынка в логистиках (по словам специалистов, именно так, а не распространенным термином «логист» называется эта профессия) будет только расти. Недавние исследования показали, что к 2013 году она возрастет до 5 тысяч человек. Конечно, в том случае, если программа по развитию логистики будет успешно выполняться.

    Еще одна «болевая точка» – растаможка. Беларусь – небольшая страна, которую можно проехать транзитом практически без остановок, поэтому иностранные грузопотоки мы можем «зацепить» только за счет растаможки, маркировки, обработки и распределения грузов в направлении России. С Евросоюзом наша страна сейчас разрабатывает программу безостановочного прохождения границы по специальному коридору, что позволит исключить очереди. В этом случае фура с грузом будет приезжать прямо к логистическому центру, где должны проводиться все таможенные процедуры. После этого машина возвращается в Европу, а белорусские операторы доставляют груз в Россию и Казахстан. Теоретически все выглядит красиво, только есть несколько «но»: во-первых, «Белтаможсервис» в нашей стране по-прежнему удерживает монополию на растаможку грузов. Во-вторых, возникает конфликт между необходимостью «поднимать» свою транспортную отрасль и задачей по увеличению транзитных грузопотоков по Беларуси, поставленной правительством. Кроме того, договоренности в рамках Таможенного союза предусматривают не увеличение, а сокращение таможенных постов в Беларуси с целью либерализации общего рынка. 

    Подрывает идею увеличения грузопотока и государственная программа импортозамещения. С точки зрения государственных интересов она, возможно, и оправдана, но тогда отечественным ТЛЦ придется обрабатывать все меньше и меньше грузов, а значит, ориентироваться на транзит. Он же, в свою очередь, немыслим без хороших дорог. Таким образом, получается замкнутый круг, а сроки – поджимают. «Для увеличения транзитного грузопотока в стране нужно создать полноценную логистическую систему, − утверждает Максим Губский. – Если это не будет сделано в ближайшие год-два, на доходах от транзита можно будет ставить крест».

    У каждого – свои задачи

    Представители госорганов возлагают большие надежды на развитие логистики. «По прогнозам экспертов, к 2015 году ожидается увеличение грузоперевозок по Беларуси в два раза с 220 млн. т. до 440 млн. т. в год. И мы будем иметь прибавку в бюджет, как от уплаты налогов, так и от оказания транспортно-логистических услуг», – не сомневается заместитель председателя Миноблисполкома Валерий Скакун.

    Безусловно, начало работы Единого экономического пространства и факторы Таможенного союза способствуют наращиванию объемов грузоперевозок. Но необходимо, чтобы к этому времени в Беларуси было достаточно компаний, готовых обслужить эти потоки – т.е., оказывать логистические услуги.

    Небольшой пример: согласно Программе развития логистики, только в Минской области должно быть построено 24 ТЛЦ, для чего потребуются инвестиции в размере $1,2 млрд. По словам Валерия Скакуна, с финансированием особых проблем не наблюдается – 95% объектов строятся частными компаниями. Тем не менее, по неофициальным данным, только за 2008-2009 годы белорусскую логистику покинули около 40 инвесторов из Польши, Литвы, Голландии, Италии…

    В нашу страну были готовы прийти практики, причем, со своими деньгами и технологиями. Что же их отпугнуло? Первый камень преткновения – все участки для  строительства логистических центров были определены той самой программой, которую составляли неспециалисты и, к тому же, довольно давно. И, если инвестор хотел перенести центр в другое место, то натыкался на бюрократию: «раз в программе написано, где именно строить, то изменить ничего нельзя». Не случайно логистические центры стали появляться в Смоленской области и Литве, в нескольких  километрах от границы с Беларусью. Причем, товары там маркируются… белорусскими марками. Еще один вопрос – собственность на землю. Совсем недавно потенциальному зарубежному инвестору показывали участок на улице Платонова. Разговор получился коротким. Он сразу заявил: «Как только я получаю акт собственности на землю, то завтра же привожу сюда свою технику».   

    К сожалению, как говорят специалисты, в стране нет одной конкретной двери, в которую можно «стучаться» по вопросам логистики. Чиновники разных ведомств, очевидно, настолько загружены бумажной работой, что им проще отправить инвестора восвояси и остаться при своей должности, чем брать на себя лишнюю ответственность, которая еще не известно чем обернется. С другой стороны, у каждого министерства – свои интересы, которые лишь отчасти пересекаются с вопросами логистики. Так что вопрос о создании отдельного органа, курирующего эту сферу, назрел уже давно.

    Будущее – есть!

    Участники рынка утверждают, что его рост возможен еще и за счет внутренней логистики – обеспечения собственных торговых сетей. Когда крупные компании приходят на рынок, они сразу же ищут оператора, который смог бы предоставлять им подобные услуги. Значит, вокруг всех больших городов должны появиться логистические центры, куда свозятся все товары, которые потом распределяются по торговым сетям – так называемые кросс-докинговые терминалы. В России, Литве и Украине ТЛЦ есть уже почти возле каждого более-менее крупного населенного пункта. Второй акцент можно сделать на растаможке грузов, но для этого государству придется разрешить логистическим центрам открывать собственные пункты таможенного оформления.

    Вопрос – сколько все-таки логистических центров появится у нас до 2015 года – остается открытым. Но в Европе подсчитали, что один крупный ТЛЦ может обслуживать территорию в радиусе 650 км. Т.е., теоретически в Беларуси и вовсе может работать один центр. Но, как считают эксперты «Дела», 10 центров площадью 50 тыс. кв. м. каждый смогут полностью обеспечить потребности и транзитного грузопотока, и внешнего  рынка.

     

    Мнение экспертов

    Вячеслав Сикорский, директор ООО «БелВингесЛогистик»

    Программа развития логистических центров в Беларуси начала создаваться с нашего центра. Поэтому мы первыми столкнулись со всеми возможными проблемами. К сожалению, руководители лишь немногих белорусских компаний умеют считать деньги. Недавно мы проводили анкетирование потенциальных клиентов, чтобы понять, насколько логистические услуги востребованы ими. Анализ исследования показал, что в основной массе они не готовы воспользоваться многими нашими услугами. Самый распространенный ответ: «У нас уже есть своя логистическая служба». Конечно, можно критиковать руководителей субъектов хозяйствования, но надо признать, что сами белорусские ТЛЦ еще не создали продукт должного уровня. 

    Игорь Сороко, директор по логистике ЗАО «Алсан»

    Уверен, что клиентов в Беларуси хватит и для крупных и для небольших логистических центров. Мы уже давно подсчитали, что предприятию невыгодно иметь свой склад, если в нем будет менее 800 паллетомест. Эти расчеты и математическую модель каждого бизнеса мы предоставляем своим клиентам, и они идут к нам. Сейчас у нас 40 заказчиков. Причем,  мы говорим: как только ваша компания вырастет и потеряет необходимость в наших услугах, мы сами подскажем вам, что пора прощаться! Логистические центры – это еще и своеобразные инкубаторы для малого и среднего бизнеса (МСБ). Другой вопрос, что дальнейшее развитие ТЛЦ, ориентированных на эту категорию клиентов, тормозит недостаточная государственная поддержка сегмента МСБ.

    Василий Швед, директор логистического сервиса ООО «Двадцать четыре»

    Недавно к нам приехали ливанцы: хотят поставлять вино из своей страны, а из Марокко – фрукты. Готовы платить и… больше ничего не делать. Я даже не могу себе представить, кто у нас в стране готов работать по такому принципу: отдал на аутсорсинг – и забыл!

    Наша компания скорректировала свою стратегию и движется в направлении снижения затрат на логистику как у себя, так и у клиента. Сегодня мы думаем, как заставить WMS(система управления складом) учитывать не только штучный товар или килограммы колбасы, а даже граммы. Естественно, чтобы решать эти вопросы, нужны квалифицированные специалисты. У нас на предприятии из 400 человек – 91 студент из 4 вузов. Я специально устроил такой «конкурс» за работу на предприятии, чтобы, с одной стороны, посмотреть, чего стоит вузовская подготовка, а с другой – выбрать увлеченных людей.

    Валерий Козлов, начальник управления БелНИИ «Транстехника»

    В районе Минска запланировано строительство 11 логистических центров, 4 из них в какой-то мере уже функционируют, до конца года должны появиться еще 7. Но насколько они будут заполнены – это другой вопрос. Некоторые ТЛЦ нашли интересный маркетинговый ход: до 2020 года с территории Минска должны быть выведены 44 промышленных предприятия – мясокомбинат, станкостроительный завод им. Кирова, «Белорусские обои», «Сукно», зеркальная фабрика и др. Представители ТЛЦ обратились к руководителям этих предприятий с предложением: будете планировать новое строительство – не стройте склады! У нас есть логистический центр – добро пожаловать! И надо отметить, что некоторые заводы пересмотрели свои проекты.

    Сергей Носков, директор ООО «Воксон инжиниринг»

    Концепция будущего логистического центра должна формироваться еще на стадии зарождения самой идеи. К сожалению, в 95% случаев это не делается, что создает ненужные затраты. Стоимость квадратного метра в логистических центрах в Минске сейчас колеблется в пределах $5-6, т.е., это $6 тыс. на 1000 кв.м. либо прямых затрат, либо недополученной прибыли в месяц. А ведь кроме прямых, есть и косвенные затраты: каждую паллету нужно обработать, необходимо обслуживать помещение и т.д. При неправильной организации бизнеса за месяц сумма потерь может составить около $10 тыс., а за два года, в течение которых обычно строится логистический центр, – $240-250 тыс.

    Виталий Корноущенко, юрист Ассоциации Международных Экспедиторов и Логистики «БАМЭ»

    Идеальный нормативный документ создать очень тяжело. Аналогов СТБ, над которым работают сейчас в Беларуси, нет ни в одном постсоветском государстве. Мы привыкли все переписывать. А тут приходится писать самим, поэтому при создании СТБ очень важно продумать все моменты. Тем более, что каждая норма может в равной степени стать стимулом или тормозом для дальнейшего развития логистики. Мы не должны создать излишне зарегулированные условия, при которых никто не пройдет сертификацию. Я сторонник того, чтобы большинство участников этого рынка сразу получили этот сертификат, а потом мы будем просто повышать требования для транспортных и оптово-транспортных логистических центров. Кстати, одно из основных требований, которое будет предъявляться к вновь создающимся ТЛЦ – наличие профессиональных кадров, поскольку каждая услуга должна оказываться специалистом.

    Сергей Метлюк, заместитель генерального директора ООО «Л-БИТ Групп»

    Что такое транспортно-логистический центр? Это не только логистика транспорта, распределения, склада, но и логистика таможни. Сегодня, когда обращаешься в таможню, то можно услышать: у вас неправильный склад, нет ограждений до потолка! Поэтому в законе должно быть четко прописаны стандарты ТЛЦ. И, если все требования выполнены, то в нем должен быть свой пункт таможенного оформления. Это поможет увеличить количество клиентов и даже стать 4PL-операторами (система, которая предполагает слияние функций всех организаций, участвующих в процессе поставки продукции – планирование, управление и контроль за всеми логистическими процессами компании-заказчика).


     

     

     

     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by