Delo.by,

    Комментарии 9 Июн 2016 10:46

    Миссия невыполнима?

    Привлечение инвесторов давно является одной из приоритетных целей правительства Беларуси. Однако, судя по всему, эта задача является для чиновников непосильной.

     

     

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

    В последние годы львиную долю зарубежных инвестиций в Беларуси традиционно составляют не прямые иностранные инвестиции (ПИИ), а реинвестированные доходы уже работающих на рынке компаний, то есть та прибыль, которую зарабатывают и оставляют в нашей стране иностранные предприятия. В этом плане у нас доминируют инвесторы из России, Кипра и Соединенного Королевства.

    В целом, ситуация с привлечением иностранного капитала в Беларусь имеет негативный тренд. В прошлом году иностранные инвесторы вложили в реальный сектор экономики (кроме банков) $11,3 млрд., что на 24,8% меньше, чем за 2014 год. При этом поступление ПИИ снизилось на 28,8%, – до $7,241 млрд., хотя правительство прогнозировало чуть ли не в 2 раза большую сумму – $13,9 млрд.

    Портфельных инвестиций в отечественную экономику поступило $5,1 млн. Прочих – $4097,7 млн. В то же время ПИИ на чистой основе (без учета задолженности инвестору за товары, работы и услуги) в минувшем году снизились на 11% – до $1,611 млрд. В частности, в реальный сектор экономики (кроме банков) поступило $1,238 млрд., что на 4,4% меньше, чем год назад, а в банковский сектор – $273,3 млн. (на 2,4% больше, чем в 2014-м). Стоит отметить, что более половины объема ПИИ на чистой основе в 2015 году получили 40 организаций, что составляет лишь 0,9% от общего количества организаций, имевших ПИИ. При этом  половина от суммы, вложенной в эти 40 организаций, была направлена 17 столичным предприятиям.

    Динамика инвестиционной активности в Республике Беларусь в 2006-2015 гг.

    Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2015 году, по основным странам-инвесторам (в процентах к итогу)

    ТОП-10 стран-доноров Беларуси в 2014-2015 гг.

    ТОП-10 стран-инвесторов ПИИ

    2015 г.

     

    2014 г.

    1.     Россия

    38,1%

     

    1.     Россия

    28,3%

    2.     Кипр

    33,2%

     

    2.     Кипр

    20,5%

    3.     Соединенное Королевство

    3,6%

     

    3.     Нидерланды

    7,6%

    4.     Китай

    3,0%

     

    4.     Литва

    6,5%

    5.     Литва

    2,5%

     

    5.     Швейцария

    6,3%

    6.     Нидерланды

    2,4%

     

    6.     Соединенное Королевство

    5,1%

    7.     Германия

    2,1%

     

    7.     Китай

    4,1%

    8.     Соединенные Штаты

    1,9%

     

    8.     Германия

    2,4%

    9.     Польша

    1,9%

     

    9.     Польша

    1,9%

    10.   Турция

    1,3%

     

    10.   Соединенные Штаты

    1,9%

            *иные страны

    9,9%

     

            *иные страны

    15,3%

    * без учета поступлений от банковского сектора и от продажи недвижимости

    Источник: Белстат

    Инвесторов зовут в регионы

    Между тем, правительство Беларуси  рассчитывает  к 2020 году увеличить долю ПИИ в ВВП страны до 25%,  а в общем объеме инвестиций – до 18%. По крайней мере, такие  цифры содержатся в проекте Стратегии привлечения в Беларусь прямых иностранных инвестиций на 2016-2020 годы.

    Пока более охотно зарубежные инвесторы вкладывают деньги в белорусскую деревообработку (в этой сфере удельный вес промышленного производства, созданного организациями иностранной формы собственности, составляет в общем объеме 13,2%), в производство резиновых и пластмассовых изделий (12,3%), целлюлозно-бумажное производство, издательскую деятельность (7,2%) и прочие отрасли промышленности (8,5%) (в основном – производство мебели).

    Теперь же правительству хотелось бы, чтобы зарубежные инвесторы активнее вкладывали деньги в развитие инновационных наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных, импортозамещающих, нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости и максимальной локализацией, основанной на глубокой переработке местных сырьевых ресурсов. С этой точки зрения наибольший потенциал, с точки зрения привлечения ПИИ, в Беларуси имеют практически все отрасли обрабатывающей промышленности. А также – строительный и коммунальный комплексы, производство стройматериаловна основе местных сырьевых ресурсов, туристический бизнес, образование, транспорт и финансы.

    Стоит также отметить, что правительство ориентирует инвесторов на региональную специализацию областей (при этом ставка сделана на создание кластеров). В частности, как заявлено, Брестская область специализируется на рыбоводстве, горнодобывающей промышленности, сельском и лесном хозяйстве, транспорте и связи. Здесь предусмотрено развитие таких кластеров, как кондитерско-пищевой, деревообрабатывающий (Пинск), транспортный (Брест), горнодобывающий (Микашевичи), а также – легкой промышленности (Брест, Пинск). Перспективными для инвестирования могут стать трансграничный туризм и логистика (вдоль трассы М-1).

    В Витебской области предлагается развивать альтернативную энергетику и нефтехимический территориально-производственный кластер. В области также организуют текстильный, швейный и деревообрабатывающий кластеры, учредят фармацевтический, льняной и обувной холдинги. На Гродненщине, по мнению чиновников, перспективен химический кластер. Также в связи со строительством Островецкой АЭС в области планируется сформировать Северную промышленную зону. Приграничные районы рассматриваются как потенциал для развития трансграничного туризма. Помимо этого, правительство готово предложить инвесторам поучаствовать на территории Гродненской области в разработке месторождений мела, черепичной глины, цементного сырья, песчано-гравийных материалов, силикатных песков, известкового сырья и торфа. С этой целью планируется реанимировать так и не заработавший в Беларуси на полную мощь институт концессии.

    Несколько лет назад белорусские власти уже пыталась привлечь инвесторов в разработку полезных ископаемых на условиях концессии. Первый перечень концессионных объектов был утвержден Указом Президента РБ N44 от 28 января 2008 года. В этот перечень вошли 4 объекта: месторождения гипса «Бриневское» (Гомельская обл.), железных руд «Околовское» (Минская обл.) и «Новоселковское» (Гродненская обл.), а также месторождение бентонитовых глин «Острожанское» (Гомельская обл.). Позже в развитие этого Указа правительство приняло Постановление N806, в котором были озвучены предложения для иностранных инвесторов по освоению отечественных месторождений полезных ископаемых на условиях концессии.

    В принципе жаловаться на отсутствие интереса инвесторов к этим проектам не приходилось. В то время были подготовлены договоры о передаче прав на освоение Добрушского месторождения мела МГК «ИТЕРА» и Хотиславского месторождения мела белорусской компании «Трайпл». Предполагалось, что осваивать Добрушское месторождение мела и строить на его базе цементный завод ИТЕРА будет при участии российской компании «Базовый элемент». При этом компании «ИТЕРА-Инвест-Строй» и «БазэлЦемент» подписали соглашение о сотрудничестве. «Дочки» этих компаний собирались в скором времени приступить к совместному освоению новых месторождений для производства цемента и к строительству цементных заводов в Свердловской области, а также в Беларуси, Армении и Туркменистане. Австралийская компания «Минералоджи» несколько лет назад также собиралась принять участие по освоению Околовского и Новоселковского месторождений железных руд. Однако это не принесло Беларуси долгожданные ПИИ, ибо все эти проекты по разным причинам так и не удалось реализовать. Заработает ли сейчас механизм концессии – покажет время.

    Пока же правительство рассчитывает, что основными точками роста ПИИ станут технопарки: Парк высоких технологий, Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» и Национальный научно-технологический парк «БелБиоград». При этом  в планах – создание в столице автотракторостроительного кластера, а также кластера по производству мото- и велотехники, квадроциклов и скутеров.

    Приватизация с условиями

    Ставка на привлечение в белорусскую экономику инвестиций, основанных на инновациях, выглядит абсолютно логично. С другой стороны – как можно привлечь ПИИ, например, в пищевую промышленность, машиностроение или нефтехимию, если там доминирует государство и расставаться с этой позицией оно, судя по всему, в ближайшее время не собирается? Об этом свидетельствует перечень 56 белорусских ОАО, госпакеты которых правительство готово продать  на аукционах и по конкурсу в 2016 году.

    В перечне доминируют 12 ОАО, подчиненных Минпрому. Однако львиная доля претендентов на продажу в него перекочевала из старого перечня. В частности, в этом году приватизационный орган повторно выставляет на конкурс госпакет акций в размере 25% +1 акция ОАО «БАТЭ» – управляющая компания холдинга «Автокомпоненты». В прошлом году продавец тоже готов был его продать, если бы какой-то инвестор согласился вложить не менее $40 млн. в развитие предприятия. Однако желающих не нашлось. Как и претендентов на блок-пакет в ОАО «Минский завод отопительного оборудования», а также – на весь госпакет в ОАО «Борисовский авторемонтный завод» (97,45%).

    Большая часть госпакетов крупных предприятий, которые продаются в этом году, выставлены на конкурс. Это означает, что новый владелец должен выполнить ряд условий: не только сохранить профиль, рабочие места и уровень зарплаты, не ниже средней по отрасли, но и обеспечить определенный приток инвестиций. Именно при выполнении этого условия государство готово расстаться со своим пакетом по большинству предприятий, выставленных на продажу в 2016 году. Если инвестор согласится на эти условия, то он может стать абсолютным владельцем ОАО «Коралл» (г. Гомель), «Промсвязь» (г. Минск), либо на 92,85% собственником ОАО «Завод приборов автоматического контроля», на 25,83% – ОАО «Минский завод отопительного оборудования», на 96,47% – ОАО «Лантан», на 97,39% – ОАО «Гродненский завод торгового машиностроения» и т.д.

    Показательно, что в этом году государство надеется привлечь инвесторов даже на модернизированные за счет бюджета предприятия отечественной деревообработки: «Ивацевичдрев», «Витебскдрев», «Могилевдрев», бобруйский «ФанДОК» и бумажную фабрику «Спартак». В прошлом году правительство также выставляло на конкурсную продажу госпакеты этих предприятий, но – безрезультатно.

    Декларации есть, результата – нет

    В начале прошлого года Министерство экономики по поручению первого вице-премьера Василия Матюшевского разработало Директиву Президента о мерах по развитию предпринимательской инициативы, которую можно было расценивать как заявку на «перезагрузку» экономических отношений в стране. Инициаторы новых подходов хорошо понимали, что при явном доминировании госсобственности повысить эффективность белорусской экономики не удастся. Поэтому откровенно заявили: Беларусь больше не может опираться на инвестиции, стимулируемые государством. Нужно привлекать частные инвестиции.

    Движимое этой целью, Госкомимущество в начале 2015 года обратилось в правительство с предложением расширить полномочия комитета по принятию решений, связанных с продажей госпакетов акций и предприятий. ГКИ предлагал предоставить комитету полномочия по продаже предприятий с численностью до 1 тысячи человек, правительству – с численностью от 1 тысячи до 2 тысяч человек. Однако эту инициативу приватизационного органа руководство страны не одобрило.

    Помимо этого, в 2015 году правительство предложило установить упрощенный порядок продажи в частную собственность нестратегических госпредприятий с численностью не более 100 человек, а также с долей государства в уставных фондах предприятия, если она не превышает 5%. Но и эти инициативы остались на уровне предложений.

    Тем не менее, совсем отказываться от приватизации правительство тоже не собирается. По крайней мере, комплекс мер по решению задач социально-экономического развития Беларуси в 2016 году (утвержден совместным постановлением правительства и Национального банка Беларуси №28/2 от 18 января 2016 года) включает  приватизационный раздел. Согласно ему, Госкомимуществу и Минфину поручено обеспечить  продажу инвесторам предприятий, как имущественных комплексов и акций ОАО, основной вид деятельности которых не соответствует курируемой сфере экономической деятельности, или – со средней численностью работников до 100 человек, или – неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер. А также – пакетов акций хозяйственных обществ в размере менее 25% уставного фонда, более 50% акций которых принадлежит государству, или организаций, являющихся участниками холдингов, более 50% акций управляющих компаний которых принадлежит государству и т.д.

    НАИП не хватает веса

    По логике, «мостиком» между государством и инвестором в Беларуси должны быть  Национальное агентство по привлечению инвестиций и приватизации (НАИП) и Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ). Однако сегодня у НАИП и КСИИ нет полномочий и ресурсов для разработки и принятия решений по привлечению в национальную экономику ПИИ.

    В целях повышения статуса агентства в прошлом году было предложено подчинить НАИП напрямую Совету Министров. В НАИП рассчитывали, что решение о новом статусе агентства будет положительным. Однако этого не произошло. Также в прошлом году НАИП обращалось в правительство с инициативой создать в Беларуси институт инвестиционного омбудсмена. Создание такого института позволило бы инвесторам в досудебном порядке решать возможные споры, что благоприятно повлияло бы на бизнес-среду. Однако эта инициатива также не была поддержана.

    Эксперты давно обращают внимание на необходимость активизации работы КСИИ. Этот Совет был создан еще в 2001 году как диалоговая площадка для прямого и открытого общения правительства с иностранными компаниями по самым насущным проблемам. Рабочие группы КСИИ работают и сейчас, однако  прежней результативности в их работе  пока не наблюдается. 

    Ставка на кредиты

    Еще недавно многие промышленные флагманы держались на плаву благодаря постоянному рефинансированию их обязательств правительством и банками. Однако в условиях стагнации и рецессии в России, падения внутреннего спроса на фоне ужесточения кредитно-денежной и фискальной политики белорусская экономика уже не в состоянии генерировать прежние объемы инвестиций в основной капитал.

    По данным Белстата, объем инвестиций в основной капитал в Беларуси в 2015 году упал на 15,2% по сравнению с 2014 годом – до Br206,3 трлн. При этом основным источником финансирования инвестиций с долей 38,9% против 38,5% год назад в 2015 году стали собственные средства предприятий. За 2015 год их объем сократился на 12,7% до Br80,2 трлн. На втором месте – кредиты (займы) банков. На их долю в 2015 году пришлось 26,8% инвестиций в основной капитал против 26,6% в 2014 году, однако их валовый объем сократился в сопоставимых ценах на 15,2% – до Br55,2 трлн.

    Между тем, в прошлом году зафиксировано заметное снижение объемов инвестиций в основной капитал за счет средств бюджета – на 36,3% до Br10,2 трлн. рублей (это всего 5% в общем объеме инвестиций против 6,5% год назад). Инвестиции из местных бюджетов упали на 30% до Br16,7 трлн., что составило 8,1% в общем объеме инвестиций против 9,3% в 2014 году.

    В этой ситуации государство, конечно же, готово продать свои пакеты во многих ОАО, чтобы переложить проблемы этих предприятий на инвестора. Но рассчитывать на это можно только гипотетически, понимая, что на предложенные условия покупки белорусских предприятий инвесторы вряд ли «клюнут». Неслучайно приватизация в Беларуси уже несколько лет не рассматривается в качестве серьезного финансового источника для бюджета. Отметим, что в 2016 году Беларусь направит на погашение и обслуживание внешнего долга $3,3 млрд. При около половины внешнего валютного долга планируется рефинансировать, а вторую часть – погасить за счет собственных ресурсов.

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by