Delo.by,

    Комментарии 15 Апр 2014 15:05

    «Минск-Сити»: попытка номер два

    Предполагаемая стоимость нового проекта составляет примерно $3 млрд.

    Анна Дейч, «Дело»

    Строительство делового центра «Минск-Сити» с жилыми комплексами, офисами, торговыми центрами и гостиницами стартовало в 2007 году. В качестве инвестора была выбрана российская компания «Итера». Однако в феврале 2012 года контракт с ней был расторгнут. Чиновники мотивировали свое решение тем, что компания, несмотря на полученные налоговые преференции, срывает сроки строительства.

    На некоторое время о «Минск-Сити» забыли, и вот сейчас снова вспомнили. За комментариями журнал «Дело» обратился к председателю Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Николаю Власюку.

    «Дело»: На какой стадии находится проект «Минск-Сити»?

    Николай Власюк: Территория бывшего аэропорта «Минск-1» – одна из последних крупных площадок города, которую заполнить просто жилой недвижимостью и сделать обычную городскую застройку или микрорайон было бы неправильно. «Минск-Сити» должен стать местом, которое будет привлекательным для минчан и гостей. Интересная архитектура бизнес-центра, комфортная городская застройка, современные градостроительные подходы, пешеходные пространства и зеленые технологии – все это может стать новым брэндом столицы. Поэтому сейчас Мингорисполкомом разрабатывается конкурсная документация для определения инвестора – будущего застройщика.

    В столице планируется новый деловой центр международного значения с жилыми кварталами и многофункциональными центрами, соответствующими требованиям современных аналогичных центров европейских столиц, таких как в Париже, Лондоне, Москве и др. На территории «Минск-Сити» будут сконцентрированы новые деловые, финансовые, административные, офисные и иные объекты. Планируется создание нового культурного объекта национального значения с размещением современного культурно-развлекательного центра, образовательного центра с музеем традиционных и инновационных технологий белорусской науки, выставочного центра.

    Глава государства поставил определенные сроки: этот район должен быть освоен в течение 10 лет, после того, как будет разработана необходимая градостроительная документация для всей территории будущего «Минск-Сити». Инвестор, который выиграет в конкурсе, должен будет впоследствии разработать проект застройки, где подробно представит все архитектурные решения, планировку жилых кварталов, общий баланс застройки. После этого начнется освоение этой территории, площадь которой – более 300 гектаров. Скорее всего, одному инвестору это не по силам и возможно привлечение субинвесторов, которые будут развивать отдельные части застройки.

    Сейчас проектно-исследовательское коммунальное унитарное предприятие «Минскградо» разрабатывает необходимую градостроительную документацию – проект детальной планировки этой территории, где уже определены функциональное зонирование территории и регламенты застройки, красные линии улиц и дорог. С 24 февраля администрация Октябрьского района вынесла этот проект на обсуждение жителей, чтобы узнать их мнение.

    «Д»: Но ведь конкурс проектов «Минск-Сити» уже проводился раньше. Почему для реализации не была выбрана одна из представленных на нем работ?

    Н.В.: Да, прошел международный архитектурный конкурс, на котором было представлено 9 работ-предложений по застройке этой территории.  На нем выбиралась идея, а не инвестор. Но комиссия не присудила никому первого места, а только второе и третье. Компетентное жюри посчитало, что ни один из предложенных вариантов нельзя реализовать в полном объеме таким образом, как его презентовали на конкурсе.

    Кстати, наша команда (до моего назначения в Комитет архитектуры) – институт УП «БелНИИПградостроительства», URBANPLUNGER, «Студио-А3» – также приняла участие в конкурсе и представила свой вариант – «Пиксельный город», который был высоко оценен и получил 3 место.

    В итоге было решено, что необходимо интегрированное решение, в которое будет включено все лучшее из представленных проектов. УП «Минскпроект» совместно с УП«Минскградо» представили такое решение. В Совете Министров создана рабочая группа под председательством Анатолия Калинина по дальнейшей разработке конкурсной документации для выбора инвестора, доработке концепции проекта.

    Комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома разрабатывает раздел «Градостроительство и архитектура». Мы прописываем те параметры, которые необходимо реализовать для того, чтобы на этой территории получился действительно современный бизнес-центр. Центральная часть территории будет представлена высотными строениями офисных зданий (до 300 метров) с торговыми центрами. По периметру будет располагаться многофункциональная городская застройка. Предполагаются пешеходный бульвар, система тематических площадей: культурная, торговая, может быть, молодежная. Предполагается создание среднеэтажной жилой застройки с высокими качествами среды, будут решены транспортные вопросы.

    «Д»: В чем будут состоять особенности этой застройки?

    Н.В.: Планируемый тип застройки – квартальный. Нами был проведен анализ, согласно результатам которого микрорайонный принцип застройки не соответствует современным, более высоким требованиям к жилой среде. Сегодня необходимо переходить на среднеэтажную застройку с системой кондоминиумов,* которые позволяют формировать принцип соседства, сообщества, где есть понятие «собственный двор».

    На этом и построена концепция, которую мы продвигаем. По уже существующей планировке, представленной «Минскпроектом», мы видим, что в доработке нуждается центральная зона «Минск-Сити», поскольку на данный момент в ней запроектировано слишком много жилых домов, а хотелось бы все же видеть в этом районе интересную высотную архитектуру. Кроме того, такое решение позволит перенести высотное строительство из исторической части Минска в новую (похожий подход был реализован в парижском Дефансе). С учетом того, что изменение городской черты Минска в ближайшее время не планируется, данная территория будет иметь высокий спрос.

    Эта часть города является удачно расположенной в плане транспортной доступности. На севере она граничит со 2-м транспортным кольцом, на юге будет проложено 3-е транспортное кольцо, а на западе и востоке – разместились две мощные железнодорожные ветки, которые идут в Брестском и Гомельском направлениях и помогут в будущем связать «Минск-Сити» с городами-спутниками. Здесь могут быть созданы пересадочные узлы с перехватывающими паркингами. Также на территории делового центра планируется построить станцию метро: по существующему проекту здесь будет проходить третья линия, но уже разрабатывается схема четвертой – кольцевой, и в бизнес-центре «Минск-Сити» будет создан новый пересадочный узел метро.

    На этой территории действительно хочется сделать то, чем Минск мог бы по-настоящему гордиться, представить все современные технологии и подходы в строительстве.

    «Д»: Какие современные архитектурные тенденции могут быть реализованы при строительстве «Минск-Сити»?

    Н.В.: Сейчас наиболее актуальный тренд – это концепция «зеленого» города, а также принципы нового урбанизма (пешеходного города). При планировании «Минск-Сити» мы постарались максимально это учесть: компактные безтранспортные, зеленые  кварталы, 10-минутная пешеходная доступность от дома и работы до объектов социального обслуживания, размещение на первых этажах зданий магазинов, офисов, социально-гарантированных объектов, организация безбарьерной среды (создание пандусов, безлестничное пространство), активное использование для перемещения и отдыха велосипедов и др., организация движения монорельсового городского трамвая (субкар). 

    Если существующие микрорайоны города преимущественно монофункциональные (например, так называемые спальные районы), то в «Минск-Сити» предполагаются полифункциональность.

    Также будет реализован принцип соседства, когда люди, живущие в одном дворе, хорошо знают друг друга и общими усилиями следят за порядком на своей территории. Внутридворовое пространство должно быть свободно от транспорта.

    Безусловно, концепция «зеленого» города предполагает большое количество насаждений: под них в проекте отдано порядка 40% всей территории «Минск-Сити». Это и основной бульвар, который свяжет торговый комплекс и пойму реки Лошица, и рекреационная зона, которая проходит через деловой центр, и небольшие зеленые коридоры, которые соединят жилые кварталы с основным бульваром. То есть, проживание здесь позволяет, совершая пробежку или катаясь на велосипеде, переместиться от своего дома к центральному бульвару, а от него – в рекреационную зону. Также прорабатывается возможность создания зеленых кровель.

    «Д»: Концепция «зеленого» города предполагает использование энергоэффективных технологий…

    Н.В.: Эта тема для нас новая и актуальная. В жилищной политике Республики Беларусь прописан переход к энергоэффективному планированию и строительству зданий. Но сегодня такие дома строятся точечно. А в проекте «Минск-Сити» предлагается привлекать энергоэффективные технологии в целые кварталы. И мы сейчас проводим работу с Министерством архитектуры и градостроительства, прорабатывая вопросы энергоэффективности жилой застройки.

    Что сюда может входить? Как сама организация домов и их объемно-планировочные решения, так и инженерные системы. В первом случае учитываются такие параметры, как ориентация здания по солнцу и сторонам света, ширина и форма корпуса (чем он шире, тем более энергоэффективным является строение), продуваемость ветрами, посадка на рельефе, затенение от соседних зданий.

    Если в обычных микрорайонах инженерные системы преимущественно централизованы, то в «Минск-Сити» возможны комбинированные варианты. Вполне имеет право на жизнь идея размещения, например, вдоль железнодорожных путей небольших ветроустановок или солнечных батарей на крышах или фасадах зданий. Навряд ли в центре города, где уже подведены все сети, возможно использование, например, автономных котельных – сегодня это экономически будет нецелесообразно. Но за альтернативными источниками и энергоэффективными технологиями – будущее.

    «Д»: Вы уже упомянули, что дворовые территории будут свободны от автомобилей. Как решится в «Минск-Сити» актуальная сегодня для столицы проблема парковочных мест?

    Н.В.: Сегодня весь цивилизованный мир уже перешел на систему подземных парковок. Прежняя микрорайонная застройка действительно проектировалась в соответствии с советскими стандартами, и поэтому нехватка парковочных мест ощутима. Однако нужно переходить на более цивилизованное хранение транспорта и использовать либо подземные, либо наземные многоуровневые паркинги. Иначе эта проблема попросту никак не решится. Да, это будет дороже, но в «Минск-Сити» это будет обязательным условием.

    *Кондоминиум – это жилое здание, в котором покупатели могут приобрести в частную собственность отдельную квартиру, при этом становясь совладельцами общего или коммунального имущества, которое доступно для всех жильцов.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by