Delo.by,

    Комментарии 26 Фев 2014 14:02

    Экономика не подчиняется указам

    Cпущенные сверху планы по модернизации госпредприятий терпят провал. Иначе и быть не могло. Ведь успешная реорганизация производства – дело рук опытных бизнесменов, а не чиновников.

    Комплексную модернизацию белорусское правительство в 2014 году объявило приоритетом своей политики. За счет нее оно рассчитывало решить самую насущную для отечественной экономики задачу – повысить ее конкурентоспособность, и таким образом попытаться сбалансировать внешнюю торговлю. Комплексная модернизация потребовала, естественно, больших денег. А где их взять, если в стране практически заморожена приватизация и нет прямых иностранных инвестиций?

    После анализа финансовых «аппетитов» отечественных предприятий, оказалось, что в их модернизацию и инновационное развитие в 2013 году нужно вложить Br134 трлн. ($15,6 млрд.). В «закромах» большая часть нужной суммы вроде бы нашлась – не хватило лишь Br60 трлн. ($7 млрд.). Поэтому правительство рекомендовало активнее задействовать внутренние резервы – выпуск гособлигационных займов, народное инвестирование в акции знаковых отечественных предприятий и др.

    Более того, по Указу Президента №18 от 11 января 2013-го все госпредприятия и предприятия с госдолей обязали перечислять в бюджет на модернизацию предприятий 20% своей прибыли. Планкой в 5% ограничили лишь сельхозпредприятия, основным видом деятельности которых являются растениеводство, животноводство и рыбоводство.

    В начале минувшего года модернизационная кампания в Беларуси стала шириться и входить в моду: едва ли не от каждого предприятия чиновники потребовали соответствующие планы. Но уже на финише года стало ясно, что спущенная сверху модернизация не хочет подчиняться приказам. Безрадостные итоги этой кампании подвел в конце декабря вице–премьер Беларуси Петр Прокопович на совместном заседании Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания.

    Он сообщил, что необходимая программа принята на 2 820 предприятиях с государственной долей собственности (в том числе на 701 предприятии госдоля составляет 50% и выше). При этом успешной П. Прокопович назвал реализацию проектов лишь на 40% предприятий, где «не только выполняют, но и перевыполняют разработанные программы модернизации», остальные же отстают с модернизацией или вовсе к ней не приступили.

    Деньги в песок

    Красноречивой иллюстрацией провала директивной модернизации стали итоги года в цементной отрасли. Программа для нее разрабатывалась 5 лет назад на фоне строительного бума и дефицита цемента. Именно в это время белорусское руководство принимает решение построить на белорусских заводах за счет китайских кредитов новые мощности по производству цемента. Однако сроки реализации проектов неоднократно переносились. В частности, новые линии на Белорусском цементном заводе и ОАО «Красносельскстройматериалы» были запущены лишь в 2012 году.

    За 2008–2013 годы в модернизацию отрасли было вложено $1,2 млрд. В результате производство цемента в Беларуси к концу 2013 года увеличилось в разы – в стране созданы мощности по производству 6 млн. тонн цемента. Но к этому времени ситуация на рынке принципиально поменялась – строительный бум закончился.

    Производители цемента оказались в сложном положении: экспортировать его в Россию стало невыгодно: из–за разницы в цене на энергоносители и импортное сырье себестоимость отечественного товара оказалось выше, чем российского.

    Правительство потребовало снизить себестоимость цемента путем частичного замещения импортных газа и угля местными видами топлива. Но повлиять еще на одну составляющую высокой цены белорусского продукта – импортное сырье – невозможно, поскольку аналогичного местного сырья в стране попросту нет.

    В итоге – сегодня в Беларуси работает 4 цементных завода и все они – неприбыльны. ОАО «Красносельскстройматериалы», по данным Минфина, находилось на 2-м месте по убыткам среди всех белорусских акционерных обществ. За первое полугодие 2013 года его убытки составили $10 млн. Модернизированный в 2013 году «Кричевцементношифер» – на 11 месте по убыточности ($4,4 млн.).

    Провал модернизации цементной отрасли был вынужден признать и белорусский Президент. На республиканском совещании в декабре А. Лукашенко прямо заявил, что по результатам модернизации белорусских цементных предприятий их продукция стала неконкурентоспособной.«Если вы не можете конкурировать на рынке со своим цементом, встает вопрос: зачем была нужна модернизация?... Если мы не можем продать, а вы меня убеждали лет пять назад, когда мы производили 4,5 млн. тонн цемента, в том, что надо модернизировать, на уголь перевести, что будем получать 9 млн. тонн, продадим и сами будем жить на своем цементе, дефицита не будет – я согласился. А сегодня что за проблема с цементной промышленностью?» – заявил А. Лукашенко.

    Он подчеркнул, что «в итоге должен быть экономический эффект». «Зачем такие деньги вкладывали в модернизацию? Это все должны запомнить: суть модернизации – это не только за дешевые кредиты или небольшие деньги закупить оборудование и произвести хорошую продукцию. Конечный итог модернизации – это произвести продукт и продать его. Если этого не будет – это тройное преступление с нашей стороны: мы загнали туда деньги, взяли иностранные кредитные линии и получили товар, который никому не нужен», – отметил Президент.

    На примере цементной отрасли А. Лукашенко вынес убийственный вердикт всей модернизационной кампании в стране. По его словам, есть опасность того, что так же закончатся другие «модернизационные» госпрограммы.

    Приказы не помогли

    Сбой дала и 5-летняя программа модернизации деревообрабатывающей отрасли.

    В 2007 году по решению А. Лукашенко 9 государственным деревообрабатывающим предприятиям на 5 лет были выданы льготные кредиты на сумму $800 млн. Но лишь одно предприятие смогло завершить программу. В 2013 году Президенту снова пришлось принимать решение о выделении 8 предприятиям дополнительных кредитов на сумму €214 млн.

    Проекты в деревообрабатывающей отрасли находились под пристальным вниманием Президента. Чтобы подстегнуть процессы обновления в отрасли, по результатам визита на ОАО «Борисовдрев» в ноябре 2012 года Лукашенко принимает резонансное решение о запрете на досрочное увольнение работников с деревообрабатывающих предприятий в период модернизации.

    Однако и эта беспрецедентная мера не помогла. На предприятиях концерна «Беллесбумпром», подлежащих модернизации, из–за неготовности производственных корпусов на начало 2013 года простаивало импортное оборудование общей стоимостью почти €100 млн., купленное еще в 2010–2011 годах, а к концу 2013 года объем омертвленных валютных средств достиг $150 млн.

    А бизнес принуждать не надо

    Объявленная масштабная программа модернизации фактически стала продолжением старой формы межотраслевого распределения бюджетных ресурсов, хотя и в новой обертке.

    Мировая практика давно доказала, что модернизацией должны заниматься не чиновники, а бизнесмены. Впрочем, и в Беларуси немало примеров, доказывающих эту азбучную истину. Парадокс: в то время как руководство страны не жалеет усилий, принуждая госпредприятия к модернизации, частный бизнес делает это постоянно, причем исходя из собственных стратегий и без всякого административного насилия. Пример строительства под Могилевом крупнейшего деревообрабатывающего кластера весьма убедительно это доказывает.

    В феврале 2011 года белорусская сторона и литовская компания Vakaru Medienos Grupe подписали инвестдоговор о создании на территории СЭЗ «Могилев» вертикально интегрированного деревообрабатывающего комплекса. Он включает фабрики древесно-стружечных плит, корпусной мебели и фанеры VMG Industry, а также завод концерна SBA «Мебелаин».

    В рекордно короткие по белорусским меркам сроки лидеры литовской мебельной промышленности – Vakaru Medienos Grupe (VMG) и концерн SBA – построили в СЭЗ «Могилев» индустриальный комплекс мебельной промышленности, инвестировав в проект €95 млн. Строительство началось в 2011 году. Первый пусковой комплекс – производство мебели – был введен здесь еще в ноябре 2012 года. В мае 2013 года были завершены пусконаладочные работы на линии гнуто-клееных деталей, а также получена опытная партия продукции на линии ДСП.

    В перспективе инвестор намерен создать еще один промышленный комплекс на территории Беларуси, который будет отвечать потребностям и запросам шведского концерна IKEA. В 2014 году VMG намерена представить новый проект и приступить к его реализации. Ожидаемый объем инвестиций – около €80 млн.

    Этот проект, заметим, реализован инвесторами, что называется, в чистом поле. В то же время в действующие предприятия наиболее перспективных отраслей государство пускает инвесторов лишь в крайнем случае.

    Дело тормозят власти

    Ожидалось, что в 2013 году стратегический инвестор придет в ОАО «Криница», чтобы придать импульс его развитию. «Криница» по объемам производства – самый крупный игрок на белорусском пивном рынке. За последние годы в предприятие было инвестировано $80 млн. Пришло время платить за кредиты, но с учетом повышения ставки банка для экономики предприятия это накладно, – сложно конкурировать с российскими и украинскими компаниями.

    В конце 2012 года на рассмотрение правительства был внесен проект указа о продаже 25% акций ОАО «Криница» компании «Трайпл». Генеральный директор ОАО «Криница» Григорий Петкевич аргументировал, почему предприятие «крайне заинтересовано в приходе инвестора». «Дальше развивать пивной бизнес за счет государства, мне кажется, ненормально, потому что после нового года мы можем остаться одни с преобладающей долей государства», – подчеркнул Г. Петкевич.

    Сообщалось, что А. Лукашенко отказался от процедуры прямой продажи госпакета и принял решение провести открытый конкурс по продаже госпакета данного предприятия. Ожидалось, что условия проведения конкурса по продаже госпакета акций ОАО «Криница» станут известны в первом квартале 2013 года. Вырученные от продажи акций деньги планировалось направить, прежде всего, на погашение инвестиционных кредитов.

    Интерес к заводу проявили несколько инвесторов, отечественных и зарубежных. Однако конкурс так и не состоялся. Торможение этого проекта вряд ли отвечает интересам развития этого предприятия и всей отрасли в целом.

    Отстали практически безнадежно

    Многие предприятия химической и нефтехимической отрасли страны нуждаются в стратегическом инвесторе, однако пока вынуждены финансировать масштабные проекты самостоятельно. В отличие от своих конкурентов – российских компаний.

    К примеру, в России Объединенная нефтехимическая компания АФК «Система» в конце сентября подписала соглашение с мексиканской Alpek о создании СП по производству терефталевой кислоты (ТФК) и полиэтилентерефтелата (ПЭТФ). Между тем, белорусская сторона привлечь инвесторов в реализацию аналогичного проекта в ОАО «Могилевхимволокно» пока так и не смогла.

    Премьер–министр Беларуси Михаил Мясникович в марте рассказал о том, что после долгого обсуждения правительство приняло решение реализовать на этом предприятии крупный инвестпроект стоимостью около $700 млн. Из них примерно $300 млн. – это строительство нового полиэфирного комплекса по производству ПЭТФ, еще около $400 млн. – создание мощностей по выпуску ТФК (сырье для производства ПЭТФ).

    Реализовать первый проект нужно как можно скорее – максимум в течение 2,5 лет, «иначе на предприятии начнутся необратимые процессы», подчеркнул М. Мясникович. Параллельно надо заниматься и вторым проектом, хотя, как отмечает белорусское правительство, этот масштабный проект несет и определенные риски, ибо другие производители тоже не стоят на месте.

    Планировалось, что проект в ОАО «Могилевхимволокно» будет реализован совместно с российскими или китайскими партнерами. Но партнеров пока нет, и финансировать проект придется исключительно своими силами. Как предполагается, половину объема инвестиций выделит концерн «Белнефтехим», а на вторую часть «Могилевхимволокно» оформит банковский кредит под гарантию государства.

    Что касается второго проекта – создания производства ТФК, то в конце 2012 года в Астане ОАО «Могилевхимволокно» и АО НК «КазМунайГаз» подписали план мероприятий по организации совместной реализации данного проекта. Однако позже казахстанская сторона отказалась от участия в проекте, посчитав его невыгодным для себя.

    Вслед за этим председатель Могилевского горисполкома Владимир Цумарев в конце декабря вынужден был признать, что «Могилевхимволокно» значительно опоздало с модернизацией производства. «Химволокно» тот запас «жирка», который был заложен поколениями руководителей и трудовым коллективом, практически свело на нет. Даже хуже чем на нет. Оно работает с убытками, притом, что работает в свободной экономической зоне», – отметил В. Цумарев.

    Чистый убыток ОАО «Могилевхимволокно» по итогам первого квартала 2013 года составил Br42,112 млрд. ($4,742 млн.), а к концу года убыток увеличился до Br70 млрд. Чтобы выйти из этой ситуации, предприятие должно ускорить реализацию намеченных проектов. «Если в ближайшее время не будет найден алгоритм решения данной проблемы, то сложности будут усугубляться», – констатировал В. Цумарев.

    Первая интеграционная «пятерка»: все еще на старте

    В течение 2013 года правительство обсуждало с российской стороной создание 5 СП: «Гродно Азот» – с «Газпромом», «Пеленг» – с «Роскосмосом», «Интеграл» – с «Росэлектроникой», МАЗ – с КАМАЗом, МЗКТ – с госкорпорацией «Ростехнологии».

    Заметных подвижек не отмечалось ни по одному из них, в том числе и по символу российско–белорусского интеграционного процесса – созданию автомобильного холдинга «Росбелавто» с участием ОАО «КАМАЗ» и ОАО «МАЗ», который обсуждается более двух лет. Однако буквально на финише года правительство Беларуси заявило, что холдинг МАЗ–КамАЗ может быть создан уже в первой половине 2014 года. Планируется создать его путем передачи пакетов акций обеих компаний (75% плюс одну акцию передаст МАЗ и 49,9% – КамАЗ). Подписан договор с консорциумом Chadbourne & Parke LLP и Sorainen на проведение юридической экспертизы возможности заключения и реализации договора доверительного управления акциями МАЗа и КамАЗа, и если его решение будет положительным, то в ближайшее время планируется решить вопрос по уставным документам холдинга.

    Плюсы этого проекта для МАЗа: открытие российского рынка и доступ к сбытовой структуре, которая есть у КамАЗа. Кроме того, как считает правительство, эта сделка позволит оптимизировать расходы на ниокровские работы, подготовку производства и, таким образом, снизить себестоимость продукции МАЗа. Кроме того, объединение с российским КамАЗом позволит через «Росбелавто» задействовать холдинг «Автокомпоненты», что станет стимулом для развития отечественных предприятий. В числе недостатков проекта назван один – возможное сокращение производственной компетенции ОАО «МАЗ».

    Готовится сделка по продаже пакета акций ОАО «Интеграл» российскому ОАО «Росэлектроника», что откроет для «Интеграла» прямой доступ на ключевой для предприятия рынок спецтехники РФ. Стороны уже подписали меморандум о взаимопонимании, провели оценку рыночной стоимости акций «Интеграла».

    «Интеграл» является одним из крупнейших разработчиков, производителей и экспортеров микроэлектронных компонентов. В свое время «Интеграл» создавался для всего оборонно-промышленного комплекса огромного Советского Союза, сейчас почти 80% его продукции поставляется в Россию. При этом предприятие должно развиваться, однако самостоятельно сделать это оно не сможет. Программа развития потребует как минимум $1 млрд. инвестиций – «вот для чего и нужен инвестор», пояснил первый вице–премьер Беларуси В. Семашко.

    В конце 2013 года правительство назвало наиболее оптимальный вариант продажи акций ОАО «Интеграл»: через механизм финансирования совместных интеграционных проектов на площадке белорусского предприятия (это может быть развитие производства кристаллов, развитие сборочного производства, расширение субмикронного производства и т. д).

    Сообщалось, что также проработаны варианты проекта по интеграции ОАО «Пеленг» в структуру Федерального космического агентства. Обсуждаются условия продажи Роскосмосу не менее 25% плюс одна акция ОАО «Пеленг», исходя из их рыночной стоимости. Проект планируется завершить в 2014 году.

    Продать ОАО «Минский завод колесных тягачей» правительство Беларуси собирается путем проведения допэмиссии акций по рыночной стоимости, а полученные деньги от продажи предполагается направить на модернизацию и техпереоснащение МЗКТ. Стороны уже определили порядок развития перспективного модельного ряда двух предприятий, совместного создания нового поколения гидромеханических трансмиссий с финансированием данного проекта за счет средств бюджета Союзного государства. Планируемый срок реализация проекта – 2014 год.

    Для белорусской стороны главное в этой сделке – удержать рынки сбыта. Дело в том, что в российском законодательстве появилась норма, что к участию в военных заказах в РФ не будут допускаться иностранные предприятия.

    Правда, в начале декабря А. Лукашенко «категорически» возразил против продажи МЗКТ. Он призвал тщательно взвесить все «за» и «против» продажи этого предприятия. При этом, как было сказано, «если продавать, то надо продавать не потребителям продукции МЗКТ».

    Белорусское правительство также собирается в скором времени выбрать инвестора для ОАО «Гродно Азот», исходя из наличия у претендентов необходимых сырьевых ресурсов, в том числе с учетом строительства нового азотного комплекса (планируется создать СП). К покупке госпакета этого предприятия проявляют интерес три российские компании и одна из Катара, сообщил председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Жилин в конце 2013 года.

    «Гродно Азот» нуждается в инвесторе, прежде всего, для реализации проекта по строительству на предприятии нового азотного комплекса стоимостью свыше $1 млрд. Рассматриваются различные варианты финансирования этого строительства, но наиболее оптимальным является привлечение инвестора, владеющего собственным сырьем («Гродно Азот» – крупнейший потребитель природного газа в нашей стране с объемом – 2 млрд. куб. м в год).

    Из-за неэффективной программы развития на 2006–2010 годы «Азот» по сути находился на грани банкротства. У предприятия накопились огромные кредиты и снизились оборотные средства. Ситуацию удалось исправить, правда, денег на развитие у него практически нет.

    «Пора бы принять решение, кто будет строить новый азотный комплекс: инвестор или же предприятие своими силами», – заявила заместитель генерального директора ОАО «Гродно Азот», зампредседателя постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Тамара Последняя. По ее словам, разговоры о строительстве нового азотного комплекса ведутся давно, а движения по проекту нет. «Пора бы определиться. А то пока весь мир строит новые мощности, мы думаем», – в сердцах заметила она.

    Эти слова могут служить красноречивой иллюстрацией сложившейся ситуации с привлечением стратегических инвесторов на многие отечественные предприятия, без чего их модернизация в принципе невозможна.

    Справка «Дела»

    $3,5 млрд. планирует привлечь правительство Беларуси в 2014 году за счет приватизации и новых заимствований. В том числе $2 млрд. – от приватизации госсобственностии (этот показатель скромнее, чем прогнозировался в 2013 году, когда за счет приватизационного источника правительство надеялось привлечь $2,5 млрд.) и $1,5 млрд. – за счет внешних и внутренних заимствований в иностранной валюте. Эти деньги нужны правительству для финансирования обязательств, связанных в первую очередь с платежами по внешнему госдолгу.

    При этом на внутреннем рынке запланировано выпустить валютные гособлигации на $700 млн. Кроме этого, в 2014 году также намечается выпуск государственных ценных бумаг, формирующих внешний госдолг в объеме $800 млн.

    Одним из главных каналов привлечения валюты в страну в последние 2 года стали заимствования на внешнем и внутреннем рынках. В 2010–2011 годах Беларусь на внешних рынках разместила два выпуска еврооблигаций (5-летние и 7-летние) на общую сумму $1,8 млрд.  Осенью 2012 года Минфин приступил к размещению валютных облигаций на внутреннем рынке.

    Определенные надежды правительство возлагает на действующий в стране институт инвестдоговоров. По данным на 1 октября, в Госреестре было зарегистрировано 1 294 тыс. инвестдоговоров (ИД) на общую сумму $21 млрд. Из них 346 ИД – с иностранными инвестициями на сумму, эквивалентную $11,1 млрд. По оценкам Минэкономики, ежегодно количество заключенных инвестдоговоров увеличивается 300–400. В среднем капиталоемкость одного инвестдоговора составляет $17 млн.

    «Этот аспект позволяет нам достаточно уверенно прогнозировать привлечение в 2014 году около $2,5 млрд. прямых иностранных инвестиций на чистой основе», – отметил в конце ноября министр экономики Николай Снопков на встрече с депутатами.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by