DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 21 Сен 2011 11:08

    Малый бизнес

    В нашей прекрасной «синеокой» Беларуси, как и во всем мире, проблемы есть у всех. Они разные, жизненно важные и сиюминутные, финансовые и этические… не обходят трудности и малый бизнес в РБ. Собственно, малому бизнесу в РБ достается довольно много проблем – такая уж это сфера. Небольшое предприятие не так защищено от финансовых невзгод, как крупная корпорация, не так легко сворачивается, как, например, бизнес индивидуального предпринимателя, и всегда находится меж двух огней: государству выгодно и налоги большие получить, и развитие бизнеса как-то поддержать.

    О проблемах малого бизнеса в Беларуси говорят достаточно много, некоторые из них решаются, например, мероприятиями Государственной программы поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь. Однако снова и снова мы видим серьезные затруднения, мешающие развитию малого бизнеса в Беларуси:

    • Недостаточный уровень поддержки бизнеса со стороны государства.
    • Нехватка денег (инвестиций и кредитов).
    • Недостаточная правовая база.

    Малые и средние предприятия Республики Беларусь в цифрах

    Обратимся к исследованию Исследовательского центра ИПМ, проведенному в апреле 2011 года на тему «Малый и средний бизнес в РБ». Опрошенные директора 407 компаний разных форм собственности отвечали на разнообразные вопросы, касающиеся всех сторон существования и развития предприятий Республики Беларусь.

    Полученные данные опроса показывают нам структуру малого бизнеса в РБ:

    • Торговые предприятия - 31,7%
    • Производство (промышленность) - 20,6%
    • Строительство - 15%
    • Транспорт и связь - 6,6%
    • Бытовое обслуживание - 5,4%
    • Общественное питание - 4,4%
    • Компьютерные услуги - 3,4%
    • Другое - 3,2%
    • Туризм - 2,9%
    • Полиграфия и издательство - 2%
    • Недвижимость - 1,5%
    • Консалтинговые услуги - 1,2%
    • Реклама - 1,2%
    • Образование - 0,7%

    В среднем на исследованных предприятиях работает от 10 до 50 человек, доля многолюдных компаний невысока (11.8% компаний со штатом более 100 человек).

    Как «стабильное» оценивают 48,2% владельцев, открывших свое дело в Беларуси, нынешнее экономическое положение своего бизнеса. Тревожно высокое количество компаний находится в положении «плохо или ниже среднего» – 35,9%. Похоже, не так уж он нынче привлекателен, этот прибыльный бизнес в Беларуси.

    Однако белорусский бизнес все-таки развивается, 61,7% респондентов отметили, что за последний год конкуренция в Республике Беларусь заметно выросла.

    Впрочем, конкуренция – отличный стимул для развития.

    Ничто так не стимулирует развитие, как соревнование. Конечно, опыт советских лет, когда соревнования проводились для галочки, а победитель получал право повесить на своем стенде значок «Победитель социалистического соревнования», не слишком вдохновляет. Однако и в капиталистической практике использовались соревнования для стимулирования выработки.

    Однажды хозяин завода по производству станков, озабоченный низкой эффективностью работы, пришел в цех, просмотрел отчеты, взял мел и нарисовал на стене число 28. Когда пришли рабочие второй смены и увидели это число, они захотели узнать, что оно означает. Мастер сказал им, что столько станков собрала первая смена.

    Наутро на стене красовалось число 32.
    Доходы компании начали расти.

    Внутренние проблемы

    Респондентам было предложено оценить степень важности внутренних трудностей, решение которых зависит от них самих. И вот как распределяются трудности по уровню влияния на бизнес:

    • Профессиональная команда – 62,4%
    • Уровень профессионализма менеджеров  – 56,0%
    • Знание реального рынка, умение предвидеть рыночную конъюнктуру – 53,6%
    • Конкурентоспособная продукция – 51,6%
    • Знание законодательства – 47,9%
    • Отношения с органами власти и влиятельными лицами – 30,2%
    • Отсутствие практики делегирования полномочий менеджерам более низкого звена, снижение централизации в принятии решений – 21,6%

    Как можно заключить, современного предпринимателя мало волнует внутренняя иерархия, распределение обязанностей между руководителями разного уровня и умение делегировать полномочия, что бы это ни означало для них. Есть подозрение, что и тренера по деловому общению и этикету среднестатистический малый бизнес Республики Беларусь наймет нескоро. Несмотря на то, что 47,4% респондентов обозначили как цель своей деятельности экспансию на новые рынки и активное развитие бизнеса, все-таки признаки цивилизованного стабильного предпринимательства, такие как прозрачные бизнес процессы, стройная иерархия, отлаженные внутренние связи, будут украшать малый бизнес в Республике Беларусь нескоро.

    Тем не менее, на первом месте по значимости для руководителей стоит профессиональная крепкая команда, отлично знающая реалии рынка и способная производить конкурентоспособную продукцию. Весьма реальный подход к бизнесу демонстрируют нам капитаны малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь.

    Внешние проблемы

    Что интересно, оценки внешних проблем выглядят совершенно иначе. Большая часть ответов сосредоточилась в районе «не имеет значения», а вот оценки «очень мешает» распределились следующим образом:

    • Валютное регулирование в Республике Беларусь – 33,9%
    • Растущий уровень конкуренции на рынке – 17%
    • Кредитные ставки со стороны банков и других финансовых организаций – 16,7%
    • Государственная система проверок и административных  санкций – 13,3%
    • Налогообложение – 11,8%
    • Коррупция – 11,1%
    • Арендные ставки – 10,1%
    • Несопоставимо сложные условия деятельности по сравнению с госсектором – 7,1%
    • Уровень защиты имущественных прав и интересов частного предпринимательства –  5,7%
    • Экономическая политика других стран – 5,7%
    • Государственная поддержка субъектов МСП – 4,4%

    Как видим, и здесь опрос отражает реальное положение дел. И основные препятствия малый бизнес имеет, увы, со стороны государства. Невозможность приобрести валюту для расчетов по импорту, постоянные проверки и штрафные санкции, непрозрачное законодательство, касающееся функционирования малого и среднего бизнеса в Беларуси, коррумпированность государственных чиновников, беззащитность субъектов МСП перед государственными структурами. Список проблем заставляет удивиться, как этот бизнес может существовать, развиваться и сопротивляться постоянному натиску.

    При этом деловые новости то и дело докладывают нам об успехах Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Несомненно, выделенные средства расходуются, и помощь предприятиям оказывается. Однако, похоже, все еще недостаточно.

    Деловые и бизнес новости
    • владимир, гость

      23 Фев 10:59

      о каком малом бизнесе идёт речь? ведь у нас в беларуси нет частной собственности. частная собственность в беларуси это абстрактное понятие

    • Роман, гость

      23 Июл 12:12

      не видать нам светлого будушего в малом и среднем бизнесе еще очень ДОЛГО.

    Добавить комментарий

    Календарь бизнес событий
    • выставки
    • презентации

    © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

    Все права защищены.

    При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

    ISSN DELO (online) 1608-1404

    220004, Минск, пр. Победителей, 11

    тел: +375 (17) 203-52-09

    факс: +375 (17) 203-09-67

    email: delo@delo.by