DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 16 Ноя 2011 15:09

    Лучшая инвестиция Юрия Зиссера

    В 2000 году Юрий Зиссер инвестировал в свое главное детище – портал TUT.BY– $10 тысяч. Сегодня инвесторы предлагают за него $20 млн.

    Если бы кто-нибудь составил рейтинг самых успешных и одновременно открытых для прессы бизнесменов нашей страны, Юрий Зиссер наверняка занял бы в нем одно из первых мест. Владелец самого крупного портала Байнета не покупает яхты, не строит загородные особняки, хотя мог бы, ипередвигается не на новом BMW, а на подержанном «Ситроене». Мы беседуем с ним на девятом этаже самого обычного многоквартирного дома (разве что настоящий орган увидишь не в каждой минской квартире!), и я пытаюсь понять, зачем человеку, которому «не надо никому ничего демонстрировать» и для которого главное, «чтобы денег хватало на быт и путешествия», – собственный бизнес? Ведь сегодня достаточно быть наемным программистом, чтобы заработать и на то, и на другое! Юрий Зиссер, и сегодня очень похожий на советского инженера-программиста, пожимает плечами: «Да, достаточно... Не то чтобы я когда-то ставил перед собой такую цель –  заняться собственным бизнесом. Так получилось». И ведь точно получилось!

    В далеком Лангепасе…

    «В 1990-1991 годах я работал в кооперативе «Факел» в построенном белорусами городе Лангепас. Хозяин кооператива продавал местным нефтяникам компьютеры. И вот коммерческому банку «Лангепас» понадобилась программа, позволяющая самостоятельно выплачивать зарплату и при этом не отчислять 2-процентную комиссию Сбербанку. Минский кооператив поручил мне ее разработать и внедрить».

    Такого программного обеспечения в то время не было даже в Сбербанке, который, единственный в Союзе, работал с физическими лицами. А были огромные шкафы на вертикальной оси, заполненные карточками. Программа Юрия Зиссера позволила «Лангепасу» отказаться и от карточек, и от посредничества Сбербанка.

    Это был успех. И Зиссер с другими программистами предложил директору кооператива: «Валера, давай тиражировать наши разработки». Ответ был: «Вам надо – вы и тиражируйте». Тогда заниматься софтом было неинтересно: программы стоили максимум 10% от стоимости «железа».

    Спустя некоторое время Юрий Зиссер начал предлагать свои программы в Минске. «Пошел в Беларусбанк. Там мою программу внедрили. Потом заинтересовались Белпромстройбанк и Белагропромбанк... Когда я продал 30 копий, пришлось задуматься. У банков постоянно возникали вопросы: как выплачивать мне, физическому лицу, вознаграждение? Использовались всякие обходные схемы: например, деньги зачислялись во вклад на мое имя. Или мне платили через разные коммерческие структуры. Они удерживали свой процент и выдавали наличные. Все эти обходные схемы надоели. Да и в банках меня поставили в известность, что с физическими лицами больше работать не будут. Я был вынужден создать фирму, чтобы сопровождать эти тридцать внедренных программ».

    В марте 1992 года появилось УП «Надежные программы». Открытие своего дела стоило чуть больше тысячи советских рублей: госпошлина – 240, печать, заказанная в Подмосковье, – 700. И еще в 100 рублей обошелся логотип – компьютерная дискета в центре печати.

     

    Белорусский Yahoo!

    В конце 1990-х дискеты в Беларуси еще широко использовались, а за рубежом их уже начали вытеснять более емкие CD и флеш-накопители. Юрий Зиссер в это время как раз летал на стажировки в США. «Я видел, что там уже все завязано на Интернет. Страшной популярностью пользовался портал Yahoo! И у меня зачесались руки сделать здесь такой же, потому что я заскучал. «Надежные программы» в то время стабильно работали на рынке банковских продуктов. А сопровождение программ само по себе не очень интересно. Можно было еще попробовать теснить конкурентов. Но работа локтями меня никогда не привлекала».

    В 2000 году, когда создавался TUT.BY, в Байнете было около 500 сайтов. Уже работали open.by, shop.by, all.by. Были интернет-страницы, которые называли себя порталами, но в сегодняшнем понимании это были обычные блоги.

    «И вот я читаю на форуме «Компьютерных вестей» журналиста Сергея Дмитриева, – вспоминает Зиссер. –О том, что у него есть идея, которую он готов предложить любому, кто возьмется ее реализовать. Встретились. Оказалось, он хочет создать в Беларуси бесплатную почту по аналогии с Mail.ru. Я прикинул: в Америке полно этих почт, но это все в основном «мусорки». И поэтому предложил Дмитриеву: давай открывать портал, будешь руководителем проекта».

    Сергей Дмитриев быть менеджером отказался. Но зато привел в проект журналиста Андрея Кононовича, студента 3-го курса иняза. Тот за четыре месяца и решил все оргвопросы: написал техническое задание, нашел студию, заказал дизайн... А Юрий Зиссер курировал создание портала по Интернету из США. «Потом я предложил Андрею долю в проекте или деньги. О выбрал второе и на четырехмесячную зарплату хорошего взрослого менеджера купил «Жигули». А потом этот талантливый парень, к сожалению, уехал за океан. Некоторые пункты бизнес-плана, написанного Юрием Зиссером и Андреем Кононовичем весной 2000-го, были реализованы только через пять лет. Например, «Финансы. TUT», SHOP.TUT.BY.

    В запуск портала было инвестировано всего $10 тыс. Зарплаты, почтовые программы, серверы, дизайн... В конце 2006-го все инвестиции в создание и развитие проекта уже окупились. А в 2008 году накануне мирового кризиса к Зиссеру выстроилась очередь инвесторов, готовых заплатить за TUT.BY до $20 млн. Но деньги сами по себе его не очень интересуют. Ему нужен вызов и новые идеи. А этого создателю TUT.BY пока ни один инвестор не предложил.

     

    В поисках «прибежища»

    – Часто пишут, что TUT.by монополизировал, подмял под себя весь Байнет. Как вам это удалось?

    – Мы никогда не ставили цель кого-то подмять. Просто работаем – и все. Можете считать, что это шаманство, но люди полюбили нас больше, чем других. Хотя мы, конечно, очень старались и стараемся. Тщательно отбираем кадры, у нас сильная маркетинговая политика и грамотный пиар.

    – А когда Вы почувствовали, что это реально работает?

    – А у меня изначально не было сомнений, что TUT.BY заработает. Потому что клонирование Yahoo! в Беларуси не могло не быть успешным.

    Конечно, за 11 лет работы TUT.BY далеко не всегда был самым популярным белорусским ресурсом в почте, поисковиках, соцсетях...

    «Мы понимали, что не можем быть сильнее «Гугла» или «Яндекса» в почте и поиске. Наши возможности – несопоставимы. Теоретически можно было набрать инвестиционных денег и построить мощный поисковик. Но в масштабах маленькой страны это не окупится! У нас ведь крохотный рекламный рынок. Что такое $80-90 млн. в год? И $7 млн. на интернет-рекламу. Это же ничего! В Польше объем рекламы на душу населения в 20-30 раз больше, в России – в 10».

    На помощь, шутит Юрий Зиссер, пришел афоризм доктора Самуэля Джонсона: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». «Негодяи», – смеется он, – это в данном случае – мы». Команда ТUT.BY осознала: чтобы выжить на рынке, нужно заниматься тем, что не смогут повторить глобальные игроки. А это – местный контент. Прежде всего – новости, ориентированные на здешнюю публику, сделанные местными журналистами.

    «Сегодня мы более популярны, чем СМИ, хотя называемся порталом. У нас в редакции только штатных сотрудников 25 человек. И когда на улице я встречаю пользователей, то мне редко говорят: «Я всю жизнь пользуюсь вашей почтой». Обычно я слышу: «Каждое утро я начинаю с чтения новостей на TUT.BY». В этом наше нынешнее предназначение. И это никакие Google с Яндексом не убьют. Они никогда не сделают такие новости. Никогда автоматизированные сервисы не создадут контент, его должен создать или подобрать вручную человек. И так, чтобы в этом чувствовалась страна, чтобы это было «тепло» и патриотично».

     

    Что дальше?

    Этот вопрос для Юрия Зиссера сегодня также актуален, как и в конце 90-х:

    «Да, мы зарабатываем прибыль за счет хостинга, регистрации доменных имен в зоне by. Нам также удалось удержать уровень рекламы на портале, хотя ТВ и «наружка» в этом году здорово «просели». То есть дела, несмотря на кризис, вроде бы идут неплохо. Но мы еще в прошлом году почувствовали, что уперлись в потолок. Что ни делай – больше зарабатывать не будешь, потому что на рынке больше нет рекламных денег».

    Спрашиваю: может, на американский манер настало время продать раскрученный бизнес и заняться чем-то новым?

    Юрий Зиссер, поразмыслив, отвечает: «А я не цепляюсь за TUT.BY. Если бы мне пришла в голову какая-то супер-идея, и понадобилось много денег, я бы его продал. Или в благотворительность вложу, если ничего не придумаю. Если портал работает – какая разница, кому он принадлежит! Не думаю, что Билла Гейтса убыло оттого, что он продает свои акции в «Майкрософт» и инвестирует в биотехнологичные фирмы, которые ищут лекарство от рака».

    В свои 50 с небольшим Юрий Зиссер – неутомимый исследователь. Он продолжает настойчиво искать новый challenge. В переводе с английского это означает вызов, сложную проблему. Одним словом, что-то такое, от чего бы снова «зачесались руки». Идею, которая будет вдохновлять очередной десяток лет.

     

    На подложку

    Советы от Юрия Зиссера

    1. Не надо ничего бояться. Всегда делай то, что считаешь хорошим и правильным. Чтобы ни делал, неудача рано или поздно настигнет. Это нормально. Через ошибки нужно пройти самому.

    2. Особенно осторожным надо быть, приступая ко второму проекту. Когда первый раз человек делает что-то удачно, и у него получается, он начинает безумно верить в себя и считать, что все что он делает – правильно. И чаще всего потом проваливается! В такой момент надо иметь рядом более опытного, трезвого партнера, который прошел хотя бы три проекта.

    3. Я беру на работу только тех, кто способен работать самостоятельно, кому интересно работать. И никогда не беру людей, которые что-то знают, а работать не хотят.

    4. Следует также помнить, что одни и те же характеристики личности подходят к одним должностям, но не подходят к другим. Например, я наделал много ошибок, пока не понял, что для программиста, как и для менеджера, главное – ориентация на результат. А для системного администратора – на процесс.

    5. Ниши в Байнете еще есть и сегодня: товарные каталоги, товарная реклама и др. Здесь вполне можно открыть новые проекты. Некоторые участки нашего интернет-пространства еще не совсем вспаханы. Либо вспаханы, но не так, как положено. Поэтому надо смотреть, как развивается Интернет на Западе и реализовывать здесь те проекты, с которыми западные ребята не могут сюда войти. Либо могут, но это обойдется им слишком дорого.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by