Delo.by,

    Комментарии 19 Сен 2014 11:21

    Не умением, а числом?!.

    Программа развития логистической отрасли Беларуси, рассчитанная до 2015 года, близка к завершению. Однако при создании логистических центров упор по-прежнему делается на количество, а не на качество

    Анна Дейч, «Дело»

    Как показывает мировой опыт, развитая логистическая система, охватывающая различные сферы деятельности, является важнейшим фактором экономического роста. Индустриально развитые странына перевозках и складировании товаров хорошо зарабатывают. Например, в Голландии логистика приносит 40 % дохода всего транспортного комплекса, во Франции ? 31%, в Германии ? 25 %. В странах Центральной и Восточной Европы эта доля в среднем составляет 30 %.

    Эволюция логистических систем за рубежом показывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе не только для отдельных организаций, но и страны в целом.

    В Беларуси сложилась несколько иная ситуация. В силу объективных причин различного характера наша страна имеет определенное технологическое отставание в области логистики. Чтобы изменить сложившее положение вещей и «монетизировать» выгодное географическое положение Беларуси, в 2008 году была принята Программа развития логистической системы на период до 2015 года.

    Однако с тех пор экономическая ситуация в стране изменилась – и не в лучшую сторону. Причем оказалось, что строительство логистических центров, особенно класса «А», – очень затратное, а рентабельность – не достаточно высокая. И если в начале «логистического бума» было много желающих делать бизнес в этой сфере, то сейчас игроки стали понимать – отечественный рынок достиг степени насыщения.

    План писали на бумаге…

    Согласно классификации, представленной в Программе, логистические центры делятся на три основных типа.

    Первыйтранспортно-логистические центры (ТЛЦ). Они предназначены для оптимизации материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков с целью минимизации общих логистических затрат. Одна из важнейших задач ТЛЦ ? обработка транзитного грузопотока, кроме этого разработка, организация и реализация рациональных схем движения товаров на территории нашей страны и других государств. Конечная цель ? оказание полного цикла транспортно-логистических услуг промышленным и торговым организациям по рационализации перевозочного процесса и гарантированной доставке грузов в оптимальные сроки и в максимальном соответствии с требованиями заказчика.

    Второй тип оптово-логистические (торговые) центры. Они занимаются поставкой оптовых партий товаров потребителям или организациям розничной торговли. На их территории размещаются склады для хранения и переработки мелких и крупных партий грузов, склады с особым температурным режимом, а также площадки для приема, переработки и хранения грузов и контейнеров.

    Оптово-логистические центры также выполняют множество сопутствующих функций:

    • изучение спроса покупателей,
    • заключение договоров на поставку товаров,
    • организация продвижения товаров от производителей в места потребления,
    • хранение и формирование торгового ассортимента,
    • оказание дополнительных услуг в процессе продажи и послепродажной эксплуатации и др.

    Третьим типом можно считать многофункциональные логистические комплексы, которые включают также торгово-деловой, административно-деловой и выставочный центры.

    Однако несмотря на то, что большинство создаваемых в Беларуси логистических центров позиционируют себя как первый тип, на практике они оказываются лишь огромными современными складами. Сегодня реальное использование белорусских ТЛЦ ограничивается хранением грузов белорусских компаний.

    На многих государственных предприятиях Беларуси (а доля госсобственности у нас по-прежнему велика)до сих пор вообще не понимают, зачем отдавать на аутсорсинг доставку товара, когда есть свои склады и транспорт. Более того, многие из них переименовывают свои «отделы снабжения» в «отделы по логистике», начинают обновление складских площадей, строят терминалы. При этом о комплексной логистике речь не идет. Между тем, европейская статистика говорит, что использование услуг ТЛЦ увеличивает эффективность логистики на 30-35%. В России и Украине этот показатель доходит до 15%, а в Беларуси никто таких подсчетов даже не вел.

    Предложение рождает спрос?

    По данным Министерства торговли, в соответствии с Программой развития логистики в Беларуси планируется создать 36 логистических центров. К 2014 году в их строительство уже было вложено Br2,3 трлн.

    По мнению экспертов «Дела» отмечают, что логистические мощности, созданные в Беларуси, наверняка найдут себе применение. Логистические операторы активно ведут переговоры, например, с теми предприятиями, помещения которых перенесут из Минска за город. Специалисты предлагают им не строить собственные склады, а отдавать логистику на аутсорсинг.

    Те ТЛЦ, которые уже работают, показывают хорошую загруженность – в среднем занято 65-70% площадей, а у некоторых – до 80%. А ведь еще в начале 2013 года этот показатель был на уровне 40%.

    И вот парадокс: заинтересованность в ТЛЦ растет прямо пропорционально тому,  как усложняется экономическая ситуация в стране. Потому что предприятия вынуждены экономить средства и не тратиться на дополнительные расходы. Те из них, которые получили положительный экономический эффект от передачи логистики на аутсорсинг, теперь готовы расширять использование возможностей таких центров.

    Однако главная проблема никуда не исчезла: практически все ТЛЦ занимаются лишь внутренней логистикой, выполняя распределительные или дистрибуционные функции. Более того, стали появляться центры, которые и вовсе работают только на себя.

    В качестве резюме

    Как прописано в Программе развития логистики, создание в Беларуси логистических центров общего пользования позволит обеспечить эффективное использование экономического потенциала республики и его интеграцию в мировую экономическую систему на основе принципов логистики с учетом использования преимуществ географического положения.

    Однако на белорусском рынке логистических услуг пока нет явных лидеров. Здесь работает множество мелких и средних фирм, зачастую использующих устаревшие технологии. Этим фирмам не хватает ноу-хау и квалифицированных сотрудников. Они не вкладывают инвестиции в улучшение качества услуг и сервиса.

    По мнению экспертов, отрасль логистики может получить эффективное развитие только при решении проблем инфраструктуры в области транспорта, энергетики, телекоммуникаций, сервиса. Особенно актуальными являются проблемы складских помещений.

    По мнению экспертов, рост складских площадей продолжится, но, возможно, сместится в сторону класса «В» и большей удаленности от МКАД. Также возможен  «уход» складов и операторов в регионы. В любом случае это приведет к дальнейшему росту конкуренции и снижению ставок аренды. Продолжится развитие логистических операторов, появятся новые игроки и продолжит расти доверие белорусских компаний к логистическому аутсорсингу.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by