Delo.by,

    Комментарии 9 Апр 2014 15:05

    Не умением, а числом

    В логистической отрасли Беларуси упор делается все еще на количество, а не на качество.

    Анна Дейч, «Дело»

    Некоторые страны на перевозках и складировании товаров зарабатывают неплохие дивиденды. Германии, например, логистические услуги приносят примерно 20% ВВП. Белорусские власти тоже давно говорят необходимости получения выгоды от географического положения страны. Чтобы его «монетизировать», была принята Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года.

    На белорусскую логистику возложено много надежд: по официальным данным, сейчас реализуется 46 инвестиционных проектов в этой сфере. Однако на сегодня в эксплуатацию введены менее половины запланированных транспортно-логистических центров (ТЛЦ), а порядка 20 участков для их строительства все еще пустуют.

    По словам директора ООО «Л-БИТ Групп» Геннадия Савилова, надо приниматьть во внимание тот факт, что транспортно-логистический центр – это сложнейший современный комплекс, особенность которого не столько в техническом исполнении, сколько в многофункциональности операций, реализуемых в одном месте. Для пуска в эксплуатацию такого объекта необходимо глубокое понимание тех процессов, которые поэтапно и с наименьшими затратами должны здесь осуществляться. Уже во время проектирования должно быть решено, кто будет выполнять ту или иную операцию.

    «Предположу, что кадровый дефицит в этой сфере зачастую притормаживает настрой инвесторов по освоению территорий под логистические проекты. Да и финансирование таких проектов – не из дешевых», – отмечает наш эксперт.

    С момента, как была принята Программа развития логистической отрасли, экономическая ситуация в стране изменилась не в лучшую сторону. Как считает заместитель директора по финансовой части компании «ИнтерСтройПорталПлюс» Наталья Белян, строительство логистических центров, особенно класса «А» очень затратное, а рентабельность – не достаточно высокая.

    «В свое время было много желающих делать бизнес в сфере логистики, –  продолжает она. – Но, как оказалось, у этого рынка есть пределы, и он быстро достиг степени насыщения».

    Предложение рождает спрос?

    Ожидается, что до 2015 года объем инвестиций в отрасль составит почти $1 млрд.: уже сейчас в строительство ТЛЦ вложено более Br2,18 трлн. На 2014 год запланировано создание 9 логистических центров (на данный момент их всего 21). Однако нужно ли стране много логистических структур? Специалисты консалтинговой группы «Здесь и сейчас» провели опрос среди частных компаний и выяснили, что они вовсе не ждут появления новых логистических центров: подавляющее большинство опрошенных – 67% – не планируют сотрудничать с логистическими операторами, а намерены решать проблемы собственными силами.

    Тем не менее, эксперты «Дела» отмечают, что логистические мощности, созданные в Беларуси, наверняка найдут себе применение. Логистические операторы активно ведут переговоры, например, с теми предприятиями, помещения которых перенесут из Минска за город. Специалисты предлагают им не строить собственные склады, а отдавать логистику на аутсорсинг. По данным за 2013 год, те ТЛЦ, которые уже работают, показывают хорошую загруженность – в среднем занято 65-70% площадей, а у некоторых – до 80%. А ведь еще в конце 2012-начале 2013 года этот показатель был на уровне 40%.

    И вот парадокс: заинтересованность в ТЛЦ растет прямо пропорционально тому,  как усложняется экономическая ситуация в стране. Потому что предприятия вынуждены экономить средства и не тратиться на дополнительные расходы. Те из них, которые получили положительный экономический эффект от передачи логистики на аутсорсинг, теперь готовы расширять использование возможностей таких центров.

    «Трудности в развитии белорусской логистики во многом связаны с ценовой политикой,– отмечает руководитель отдела продаж складской техники ОАО «Белпромипэкс» Виктор Лоханько. – Затраты на строительство и содержание ТЛЦ в Беларуси выше, чем в соседних странах, и, соответственно, их услуги дороже».

    Как отмечает Наталья Белян, за собственные средства создать логистический центр – невозможно. Приходится брать кредиты, что сказывается на конечной стоимости объекта и его услуг.

    Однако главная проблема никуда не исчезла: практически все ТЛЦ занимаются лишь внутренней логистикой, выполняя распределительные или дистрибуционные функции. Нет ни одного центра, который бы специализировался на транзитных грузах и международных потоках. Более того, стали появляться центры, которые и вовсе работают только на себя. Например, собственные складские помещения построил «Минск-Кристалл», под Барановичами открылся центр «Евроторга».

    «Соседние страны – Польша, Литва – уже давно построили большое количество логистических центров и приобрели опыт работы в этой сфере,– отмечает Наталья Белян. – Большой приток клиентов позволяет им предлагать услуги по более низкой цене. Но если белорусские ТЛЦ поставят такую же ценовую планку, то попросту перестанут быть рентабельными».

    Практически все белорусские логистические центры еще на этапе проектирования не задумывались как транзитные, но уже сейчас многие готовы «перепрофилироваться». Ведь если просто хранить грузы, то стоимость современного центра никогда «не отобьется». Нужен дополнительный комплекс услуг –упаковка товаров, наклейка на них стикеров и др. Пока же реальное использование белорусских ТЛЦ ограничивается хранением  грузов белорусских  компаний.

    «Порой, то, что мы называем транспортно-логистическим центром, при более пристальном рассмотрении оказывается лишь огромным современным складом для собственной продукции,– говорит Геннадий Савилов – Причем зачастую это те самые товаропроводящие сети, пришедшие к нам от восточного соседа и создающие здесь не только рабочие места, но и высокую конкуренцию нашим производителям. В отличие от них, скажем, у нашей компании, стратегически другая задача, а именно – обработать не свой товар, а транзитный. Это гораздо сложнее, да и в основе своей принципиально отличается от вышеупомянутой деятельности. Здесь важно показать востребованность той или иной функции для создания полного цикла обработки транзитного груза. В этом наша экономическая эффективность».

    На многих государственных предприятиях Беларуси (а доля госсобственности в стране по-прежнему велика)до сих пор вообще не понимают, зачем отдавать на аутсорсинг доставку товара, когда есть свои склады и транспорт. Более того, многие из них переименовывают свои «отделы снабжения» в «отделы по логистике», начинают обновление складских площадей, строят терминалы. При этом о комплексной логистике речь не идет. Между тем, европейская статистика говорит, что использование услуг ТЛЦ увеличивает эффективность логистики на 30-35%. В России и Украине этот показатель доходит до 15%, а в Беларуси никто таких подсчетов даже не вел.

    Соседи подают пример

    В Голландии деятельность ТЛЦ приносит 40 % дохода транспортного комплекса, во Франции — 31%, в Германии — 25 %. В странах Центральной и Восточной Европы эта доля в среднем составляет 30 %

    Наша соседка Польша в развитии логистики проходила примерно такой же путь. Пока там существовала командно-административная система экономики — до 1990 года — логистика была исключительно распределительным механизмом для внутренних товаров. В середине 1990-х страна столкнулась с острым дефицитом квалифицированных специалистов в этой сфере. Тем не менее, выход был найден. Для начала все усилия были направлены на повышение образования в области логистики и поиск места страны в логистических потоках Европы. Выбор тех мест, где должны были создаваться центры, просчитывался математически, и только потом в строительство вкладывались реальные инвестиции. Чтобы эта система заработала, понадобилось около 20 лет. К сожалению, в нашей стране к решению проблемы подошли несколько иначе и решили брать не качеством, а количеством.

    По словам бывшего директора транспортно-логистического центра «24», а ныне – заместителя Председателя Правления Банка развития Василия Шведа, в Европе логистический бизнес строится по-другому: там есть инвестиционные компании – группы собственников, которые строят помещение, создают оснащенный склад, закупают автопарк. Их бизнес – это сдача склада в аренду со всем готовым оборудованием. А есть логистические операторы, бизнес которых – именно логистика. Они предоставляют свои услуги на базе арендованных площадей, поэтому у них нет проблем с кредитной задолженностью. В этом и заключается один из секретов более дешевых, чем у нас, логистических услуг. К примеру, в Литве. Когда белорусские предприятия завозят груз с территории Прибалтики, то им выгоднее хранить закупленную продукцию там и привозить на производство в Беларусь только по одной фуре. За счет структуры затрат по хранению оплата всех услуг им обходится примерно на 30% дешевле, чем в Беларуси.

    «На самом высоком уровне озвучена стратегическая задача для отрасли – остановка транзитных грузов, идущих в обоих направлениях с Запада на Восток, для обработки их на территории нашей страны, – говорит Геннадий Савилов. – Это означает, что любая инициатива бизнеса, государственного либо частного, в реализации этой программы будет всячески поддержана. Остается готовить кадры, прописывать план мероприятий и привлекать инвестиции. А транзитных грузов, благодаря нашему территориальному положению на всех хватит».

    Стимулом для расширения транзитного потока может стать международное сотрудничество в сфере логистики. Так, например, в январе этого года Беларусь и Китай договорились создать торгово-логистический центр.

    «С Премьером Госсовета Китайской Народной Республики Ли Кэцяном мы договорились о создании транспортно-логистического центра. Место еще не определено, но думаю, что это может быть один из аэропортов на границе с Европейским союзом – в Брестской или Гродненской областях», рассказал Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович.

    Руководитель белорусского правительства отметил, что это был бы новый подход к тому, чтобы товары из Китая по эффективно выстроенным логистическим потокам поступали не только в Беларусь, но и в объединенную Европу. Также планируется строительство трех ТЛЦ на белорусско-польской и белорусско-литовской границах, объемы инвестиций в которые превышают Br800 млрд.

    Предполагается, что проект снимет необходимость содержать многие пункты таможенного оформления внутри страны, а также (на что особенно надеются перевозчики) разгрузит многокилометровые очереди на границах. Так, например, около Каменного Лога для будущего ТЛЦ уже выделен земельный участок в 10 гектаров. Проектировщики рассчитывают кроме мест для отдыха и непосредственно структуры для прохождения оформления построить складские помещения площадью 18 тыс. кв.м.

    С запада на восток только в зоне деятельности Гродненской таможни каждую неделю проезжают больше 14 тыс. грузовиков с товаром. К новогодним праздникам давление в пунктах пропуска просто зашкаливает. Таможенники сами признают: сегодня граница перегружена. По словам экспертов, трем новым логистическим центрам по силам будет снять с границ минимум 30% нынешней транспортной нагрузки. Также на новые приграничные логистические центры возложена задача ликвидировать главный недостаток международных перевозок время долгого простоя на границе, тем самым сняв напряженность в пунктах перехода. Ведь в среднем одни сутки в очереди на границе стоят перевозчику €500.

    Если говорить о развитии транзитных потоков, то для этого Беларусь должна оказывать услуги эффективнее, чем соседи –Польша, Литва, Россия. И если с Россией мы еще можем конкурировать в определенных аспектах (например, процедура таможенной очистки), то Литве и Польше значительно проигрываем по качеству инфраструктуры, простоте организации поставки товаров, стоимости и качеству логистических услуг, автоматизации процессов и др. Отсюда и пути повышения эффективности, о которых давно известно: надо упрощать процедуры прохождения грузов через границу, а также совершенствовать таможенное и налоговое законодательство, развивать инфраструктуру, конкуренцию, предоставлять льготы участникам рынка, способствовать развитию их квалификации и т. д. Важен именно комплексный подход. Транзит грузов –это не менее важный ресурс Беларуси, чем, например, добыча и экспорт калийных удобрений.

    Ставку на качество!

    Специалисты кафедры таможенного дела факультета международных отношений Белгосуниверситета обратили внимание, что в Беларуси на фоне внедрения принципов рыночной экономики и усиления конкуренции между субъектами хозяйствования для предприятий особенно важными становятся вопросы оптимизации своей деятельности.

    Поэтому создание эффективных транспортно-логистических систем, выводящих управление материальными потоками на качественно новый уровень, приобретает особое значение. Но у многих белорусских предприятий невысокий потенциал в сфере производства и сбыта, исчерпываются резервы повышения конкурентоспособности. В таких условиях необходимо сконцентрироваться на оптимизации процессов, среди которых – логистика.

    На белорусском рынке логистических услуг пока нет явных лидеров. На рынке работает множество мелких и средних фирм, зачастую использующих устаревшую технику. Этим фирмам не хватает ноу-хау и квалифицированных сотрудников. Они не вкладывают инвестиции в улучшение качества услуг и сервиса. Наши эксперты подчеркивают, что отрасль логистики может получить эффективное развитие только при решении проблем инфраструктуры в области транспорта, энергетики, телекоммуникаций, сервиса. Особенно актуальными являются проблемы складских помещений.

    «Конечно, если логистическому центру присвоен класс «А», то он соответствует всем необходимым требованиям, – говорит Виктор Лоханько. – Сюда относится и грамотное проектирование, и достаточное количество техники, задействованной в полном объеме».

    По словам директора логистического центра «Прилесье» Камбиза Бешкардана,* у создателей ТЛЦ должна быть заинтересованность в привлечении основных и ведущих логистических технологий управления складом, которые применяются в европейской и мировой практике,

    «Подобные проекты окажутся безуспешными, если государство не будет оказывать им поддержку, – резюмирует он.– Ведь это тот бизнес, который создает основу для развития экономики страны. Если посмотреть, например, на опыт застройки логистических комплексов в Европе, то внешняя инфраструктура, как правило, обеспечивается государством: непосредственно к участку подводятся линии электропередач, основные коммуникации, – и уже потом ищут инвесторов для дальнейшей застройки территории».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by