DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Мар 2013 0:00

    Квартирный booking набирает популярность

    Как белорусский сервис по онлайн-бронированию квартир закрепился на высокотехнологичном и конкурентном рынке

    В последние годы в Беларуси появляется все больше новых предприятий. Но, к сожалению, выживают на рынке далеко не все. Многие бизнесмены, столкнувшись с трудностями, сходят с дистанции. Между тем иногда достаточно переосмыслить полученный опыт и сделать правильные выводы – например, изменить бизнес-модель или перейти в новый сегмент рынка – и предприятие получит еще одну возможность для развития. Таким «вторым шансом» в свое время воспользовался сервис онлайн-бронирования квартир Dom2.by.

    Суть идеи

    Сегодня, отправляясь на несколько дней в другой город или страну, многие предпочитают остановиться не в гостинице, а в уютной частной квартире. Это – и комфортнее, и зачастую – дешевле. Предложений квартир в Байнете довольно много. Однако не все так просто: на практике часто оказывается, что потратив на поиск жилья несколько часов, а то и дней, вы рискуете не получить того, что было обещано в объявлении. Кроме того, в этом случае вы не знаете, с кем имеете дело, и действуете на свой страх и риск.

    Кстати, проблемы возникают не только у квартиросъемщиков. Не меньшая лотерея ждет и арендодателей: в большинстве случаев бронирование по телефону ничем не заканчивается –  не имея никаких обязательств, клиент может передумать, найти другой вариант и даже не предупредить о том, что командировка отменяется. В результате владельцы квартир редко готовы давать какие-либо гарантии бронирования без предоплаты.

    Именно на решении этой проблемы и построена концепция стартап-предприятия Dom2.by, не так давно появившегося на белорусском рынке. В первую очередь, этот онлайн-сервис  «заточен» под арендодателей: за определенную абонентскую плату они гарантированно получают клиентов и, соответственно, возможность планировать график заполняемости своих квартир. Квартиросъемщики, в свою очередь, внеся 15%-ную предоплату, получают гарантию получения ключей от жилплощади в оговоренные сроки. Причем, оплату можно произвести любым из десятка предложенных на сайте способов, а процесс поиска и бронирования занимает не более 15 минут.

    Такая концепция бизнеса сформировалась у предприятия не сразу. В 2010-м году, когда разрабатывался интернет-ресурс, планировалось, что это будет портал в целом по рынку недвижимости, где можно найти квартиру как в долгосрочную аренду, так и в собственность, просмотреть актуальный список новостроек, а также найти квартиру в Минске на несколько дней. Но вскоре создателям проекта стало понятно, что без раздутого рекламного бюджета он не сможет конкурировать в локальных нишах, а вкладывать в раскрутку огромное количество денег – достаточно рискованный путь, причем, не гарантирующий результата.

    – Спустя какое-то время мы просто сели и посчитали количество сайтов, на которых публикуется информация о продаже или аренде квартир. А потом критически оценили себя со стороны и честно признали, что удобство поиска информации, которым отличается наш ресурс, – очень скромное  конкурентное преимущество, и тягаться с сайтами-лидерами в этой области нам будет трудно, – вспоминает руководитель предприятия Виктор Немчук

    Смена бизнес-модели

    – Читая статьи о стартапах  и общаясь по поводу своего проекта с компетентными людьми, я  часто слышал о том, что в первую очередь важно точно определить – о чем твой сайт. Но все же не понимал: зачем это надо?– говорит Виктор Немчук. – Мне казалось, что выигрышный путь – предложить рынку сразу несколько услуг и черпать трафик в разных местах. И только со временем я понял, что чем больше сегментов, на которые нацеливается проект, тем выше вероятность того, что усилия просто «распылятся», и в итоге ни на одном из фронтов не будет достигнут успех.

    Второй урок, который молодое предприятие получило из своего опыта, заключался в том, что нужно четко понимать, на чем можно зарабатывать, и какова на этом рынке конкуренция. Отсюда вывод: есть вещи, которые просто бесполезно делать – например, создавать второй Google. Так и в каждом из сегментов рынка недвижимости уже есть сотни аналогичных проектов. И калькировать их – это пустая трата времени и денег. Нужно делать что-то одно, но при этом точно попасть в цель – найти свою целевую аудиторию и решить ее проблему. А еще лучше – открыть новую нишу на рынке. Осмыслив это, создатели ресурса весной 2012 года «перевоплотили» его в специализированный сервис по сдаче жилья в краткосрочную аренду www.dom2.by. 

    Новый подход

    Нельзя сказать, что вся работа, сделанная раньше, ушла насмарку. В новой модели предприятие активно использует наработанную в прошлом базу, благодаря чему имеет самый обширный каталог квартир от профессиональных арендодателей. Кроме того, перед  тем, как запустить обновленный сервис в эксплуатацию, Немчук заключил партнерские договора с десятком крупнейших интернет-платформ, специализирующихся на недвижимости, таких как Realt.by, Kvartirant.byи др., где люди уже привыкли искать квартиры. Но если раньше эти сайты предлагали только информацию о квартирах  и телефоны хозяев, то благодаря кооперации с Dom2.byони получили возможность оказывать услугу онлайн-бронирования. Что касается предприятия Немчука, то, с точки зрения долгосрочной перспективы, ему выгоднее работать в одной команде с сильными игроками,  чем бороться с ними за клиентов. А тем, в свою очередь, намного проще внедрить систему, которую предлагает Dom2.by(это занимает всего неделю), чем тратить десятки тысяч долларов и месяцы на разработку собственной.

    Роли на предприятии распределяются следующим образом: Виктор Немчук занимается общим руководством, взаимодействием с командой разработчиков, работой с партнерами, а его жена – работает с арендодателями. Кроме того, в штате компании несколько программистов. «Но мы уже остро начинаем чувствовать, что необходимо больше менеджеров по работе с клиентами и партнерами», – говорит владелец проекта.

    Финансирование и конкуренция

    Что касается стартовых инвестиций – точную цифру Виктор Немчук предпочитает не разглашать, отмечая, впрочем, что вложения потребовались достаточно значительные. Проект создавался в основном за деньги, заработанные его владельцем в предыдущем бизнесе. На окупаемость он должен выйти уже в ближайшие месяцы.

    В новой модели основные затраты предприятия – это разработка и поддержка системы онлайн-бронирования, поскольку это требует высокого уровня компетенций в сфере IT, а ни для кого не секрет, что программист – одна из самых высоко оплачиваемых профессий в нашей стране. Сроки и стоимость работ измеряются в десятках тысяч человеко-часов и десятках тысяч долларов.

    С другой стороны, «благодаря» значительной затратности, конкуренции Немчук не опасается: «стоимость выхода на этот рынок настолько велика, что ее может себе позволить только тот, кто в этом разбирается. Если говорить про белорусский рынок, то здесь просто нет компаний, обладающих соответствующей экспертизой».

    Самую известную на этом рынке российскую компанию – airbnb – предприниматель также не считает конкурентом, поскольку Dom2.byмало пересекается с ней по целевой аудитории. Клиенты россиян – физические лица, сдающие время от времени свою квартиру, а белорусский проект рассчитан на профессиональных арендодателей, которые сдают  не менее десяти квартир (чаще всего, от десяти до тридцати!), имеют свои сайты и активно рекламируют себя на популярных региональных площадках.

    «Airbnb – это компания, в продвижение брэнда которой вложены миллионы долларов, – замечает Немчук.– Поэтому она на слуху. Мы же успешно занимаемся решением проблем арендаторов и арендодателей, а не созданием шума вокруг своего имени».

     

    Как это работает

    Для использования системы, которую предлагает Dom2.by, клиенту-арендодателю не нужно устанавливать нового ПО – достаточно зайти в личный кабинет пользователя на сайте компании со своего ноутбука, телефона или планшета, где бы он ни находился, и получить доступ ко всем возможностям. Более того, предприятие предлагает не просто систему приема оплаты, а комплексное решение, состоящее из нескольких взаимосвязанных модулей:

    ·              собственный ресурс Dom2.by(сейчас в разработке находятся также версии для сайтов других стран);

    ·              сеть региональных площадок, в которые интегрированы модули предприятия(систему онлайн-бронирования  уже установили  на свои сайты порталы realt.byи kvartirant.by, ведется работа по подключению и к другим крупным проектам);

    ·              «конструктор сайтов» для арендодателей, которые пользуются услугами Dom2.by(чтобы получить собственный сайт, им не нужно платить программистам $500-1000. Достаточно разместить 3 объявления на Dom2.byи выполнить несколько простых действий);

    ·              система приема платежей и модуль бронирования, интегрируемый в существующие личные сайты арендодателей(выглядит как виджет онлайн-чата. Путем установки простого кода, что занимает не более одной минуты, арендодатель получает все возможности онлайн-бронирования и оплаты на собственный сайт).

    Для квартиросъёмщиков все еще проще – алгоритм действий такой же, как при покупке в уже привычном для нас интернет-магазине. Квартира выбирается по обычным параметрам – количество комнат, цена, месторасположение, фотографии. Единственное отличие в том, что при оформлении заказа сразу вносится предоплата (15%). Сделать это можно любым удобным способом, но чаще всего клиенты предприятия используют пластиковые карты. Если возникают дополнительные вопросы, их можно задать напрямую владельцам квартир – в объявлениях указаны их телефоны.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by