Беларуси необходима корректировка макроэкономической политики в сочетании с программой структурных реформ

    Беларуси необходима программа корректировки макроэкономической политики в сочетании с программой структурных реформ, включающей значительный бюджетно-налоговый компонент. Об этом говорится в докладе Всемирного банка «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь: Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста», распространенном накануне.

    В докладе приведены рекомендации в отношении преобразований по отдельным направлениям бюджета, а именно в сфере пенсионного обеспечения, социальной защиты, энергетических услуг, в области сельского хозяйства, а также предложены варианты реформ, которые могут обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств в объеме до 4% от ВВП в среднесрочном периоде.

    «Несмотря на значительную консолидацию бюджета, предпринятую за последние три года, расходы госсектора по-прежнему составляют около 44% от ВВП, что примерно на 3% пункта превышает средний показатель по региону и почти на 5% выше, чем в странах с аналогичным уровнем доходов на душу населения. Обусловленные этим размер и структура налоговой нагрузки ослабляют конкурентоспособность экономики», - отметила старший экономист Всемирного банка и руководитель группы экспертов по подготовке доклада Галина Андронова-Винселетт.

    «Стимулирующая денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика способствовала экономическому росту в 2010 году, однако быстро растущий дефицит счета текущих операций привел к формированию значительной потребности во внешнем финансировании. Для восстановления внешнего баланса необходимо незамедлительно реализовать макроэкономическую корректировку в целях сдерживания внутреннего спроса за счет сочетания ужесточения денежно-кредитной политики, включая сокращение программ целевого кредитования, девальвации обменного курса и консолидации бюджета. В краткосрочной перспективе ужесточение бюджетно-налоговой политики может быть достигнуто путем увеличения поступления налогов в номинальном выражении в результате

    роста инфляции, сокращения капитальных расходов, замораживания заработной платы в бюджетном секторе, сокращения расходов на государственные программы жилищного строительства и программы субсидирования предприятий сельскохозяйственного сектора», - отмечается в докладе.

    По мнению экспертов Всемирного банка, сельскохозяйственный сектор в Беларуси является «в значительной мере нерентабельным» и характеризуется наличием предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, что создает значительные фискальные риски. «Удельный вес сектора в ВВП составляет 8%, при этом он получает до 5% от ВВП в виде господдержки. Программа реформирования сельского хозяйства должна включать сокращение господдержки и субсидирования сельскохозяйственной отрасли», - говорится в докладе.

    Всемирный банк отмечает также необходимость реформирования тарифов в энергетическом секторе. «Бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют около 2% от ВВП. Энергетические субсидии являются неадресными и в значительной степени несправедливыми, снижают стимулы для повышения энергоэффективности и лишают сектор тех финансовых средств, которые необходимы для инвестиций. 30% домашних хозяйств с самыми высокими доходами получают 45% общей суммы субсидий на коммунальные услуги, в то время как на долю 30% хозяйств с наименьшей долей доходов приходится 15% таких субсидий», - говорится в докладе.

    По мнению экспертов Всемирного банка, в системе социальной помощи необходимо перераспределение средств от неадресных на адресные программы. «В Беларуси функционирует одна из наиболее масштабных систем социальной помощи в регионе, общий объем расходов на которую составляет 2,7% от ВВП при охвате почти половины населения страны. В программах социальной помощи преобладают категориальные трансферты, тогда как на долю программ, основанных на оценке нуждаемости, приходится незначительная часть расходов. В результате, значительную часть пособий получают домашние хозяйства, которые не являются малообеспеченными», - отмечается в докладе.

    Кроме того, по прогнозам Всемирного банка, в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом, поскольку старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему Беларуси. Основными мерами по реформированию являются повышение пенсионного возраста, замена индексации пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снижение ставок взносов и введение условно-накопительных счетов.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by