Delo.by,

    Комментарии 17 Июн 2015 11:54

    Коллекторские услуги в условиях роста неплатежей

    Со стороны может показаться, что оказание услуг по взысканию дебиторской задолженности – это направление бизнеса, которое в кризис пользуется бешеным спросом. Однако это не совсем так. О ситуации на рынке коллекторских услуг «Делу» рассказал директор юридической компании Allford Morisson Олег Стречень.

    «Говоря о рынке коллекторских услуг, для начала следует определиться с понятиями. Несмотря на то, что услуги по взысканию дебиторской задолженности часто называют «коллекторскими», законодательно данное понятие не закреплено, а наименование «коллекторское агентство» и «коллектор» зачастую используется компаниями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги по взысканию задолженности, исключительно в маркетинговых целях, для понятного клиенту позиционирования на рынке.

    Согласно белорусскому законодательству, оказывать услуги по взысканию «дебиторки» могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на оказание юридических услуг, а также адвокаты. Причем, представлять интересы в судебном заседании вправе только адвокаты.

    В зависимости от условий работы, которые предлагаются клиенту, рынок взыскания дебиторской задолженности можно условно разделить на два сегмента. В первом случае вознаграждение за услуги рассчитывается как процент от взысканной суммы и выплачивается только по факту возврата долга. Обычно те, кто называет себя «коллекторами», работают именно на таких условиях. Во втором случае оплата происходит за фактически проделанную работу (подготовка документов, встречи и т.д.), то есть без привязки к результату. Возможны и комбинации двух основных способов, например, сдельная оплата за подготовку документов в суд и «вознаграждение за успех» в виде процента – на стадии исполнения решения суда.

    Оценивая ситуации на рынке коллекторских услуг в кризис, могу констатировать, что общий экономический спад в стране закономерно привел к повальному росту неплатежей и, как следствие, к увеличению спроса на услуги по взысканию дебиторской задолженности. Вместе с тем, говорить о том, что в кризис рынок коллекторских услуг оживился, не совсем верно.

    Во-первых, должники стали менее платежеспособны. Так, нередко складывается ситуация, когда клиент обращается за взысканием долга уже тогда, когда должник прекратил деятельность, и активы, за счет которых можно погасить долг, отсутствуют. С такого должника, который фактически существует только «на бумаге», взыскать долг нереально. В таких случаях все усилия «коллектора» будут тщетны, поскольку конечный результат объективно недостижим.

    Во-вторых, зачастую спрос на услуги коллекторов не всегда является платежеспособным: многие клиенты готовы платить только «по факту» - из сумм, взысканных в их пользу. В то же время компании, оказывающие услуги по возврату долгов, охотнее работают по «сдельной» системе, выставляя клиенту счет за конкретное претензионное письмо либо заявление в суд, либо берутся взыскивать долг за процент только на стадии исполнительного производства, когда решение суда уже получено, и вся работа «коллектора» сведена к взаимодействию с судебным исполнителем и стимулированию его к активным действиям.

    Таким образом, как это ни парадоксально, в период кризиса и роста неплатежей, когда, казалось бы, коллекторы должны «процветать», наблюдается обратная ситуация: коллекторам сложно «держать марку» перед клиентами, как это можно было делать, когда у всех были деньги, а вопрос стоял лишь во времени, необходимом для их получения. Сейчас ситуация осложнена тем, что, с одной стороны - клиенты, готовые платить только за реально взысканные суммы, с другой стороны - должники, с которых часто сложно что-либо взыскать.

    В итоге «коллекторство» как взыскание долга за процент от суммы долга становится просто неинтересным, а те, кто громко именовал себя «коллекторским агентством», поспешно «заменяют вывеску» на более сдержанную: «юридическая компания» или «адвокатское бюро», меняя «журавля в небе» - процент от взысканной суммы, на «синицу в руке» - почасовую оплату за оказанные юридические услуги».

     

    Справка "Дела" : Олег Стречень - юрист, директор юридической компании Allford Morisson.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by