На развитом европейском или американском рынках банковская карточка, вместе с которой потребителю продаются некие дополнительные преимущества - не новость. Скорее даже - обыденность. По данным международной платежной системы MasterCard, в США каждая вторая банковская карточка - кобрендинговая, в Европе — каждая третья.
Кобрендинговые проекты банков с ритейлом, туристическими компаниями, сотовыми операторами, авиаперевозчиками активно продвигаются не только в странах дальнего зарубежья, но и у наших ближайших соседей. Например, в России каждая шестая карточка выпущена в рамках совместных партнерских программ, причем, по оценкам экспертов, темпы роста числа кобрендинговых карт в России уже обгоняют обычные пластиковые карточки, а у отдельных банков их доля в объеме эмиссии превысила 50%.
Что же такое кобрендинг?
Кобрендинг (англ. cobranding, также используется и co-brаnding), дословный перевод — «объединение брендов». Суть кобрендинга заключается в объединении двух и более брендов с целью повышения продаж каждого из них. Изначально данное явление появилось в начале Великой Депрессии в США в 1930-х годах и помогало нескольким мелким и крупным компаниям объединиться для выпуска совместного продукта под каким-то новым общим названием, используя общие каналы продвижения.
В современное время данное понятие более известно и используется, в основном, в банковской сфере, в виде кобрендинговых карт (совместных пластиковых карт между банками и какими-либо организациями). Данные карты могут быть как дебетовыми, так и кредитными. Основной локомотив продвижения этих проектов — именно банки.
Безусловно, развитие рынка кобрендовых банковских карт, говорит о развитости рынка розничных банковских услуг и достаточно ощутимой конкуренции в этой сфере.
А что же у нас, в Беларуси?
Рынок кобрендовых карт в Беларуси находится в начале своего развития, а первой кобрендовой карте чуть больше года. Некоторые эксперты в области маркетинга не верят в ближайшие перспективы этого рынка и считают, что развитию кобрендинга в Беларуси мешает неразвитость рынка, его низкая конкурентоспособность и невысокая квалификация менеджмента. Тем не менее, мы собрали все возможные предложения белорусских банков, дающие право их владельцам на скидки или иные преференции.
|
В заключение отметим, что в обзор не вошли программы лояльности банков, которые предоставляют определенные скидки или преференции держателям всех своих пластиковых карт.
Например, владельцы любой карты АСБ «Беларусбанк» имеют право на скидки до 50 % в 178 объектах торговли, питания и досуга по всей Беларуси, а держатели карт ЗАО “МТБанк” автоматически становятся участниками дисконтной программы «МТБонус», которая предоставляет скидки до 30 % у более 100 партнеров банка в Минске и в некоторых гостиницах и бутиках Вильнюса.
Однако, сути дела это особо не меняет. Очевидно, что на белорусском рынке кобренды продвигает лишь небольшое число банков. Всем остальным, как говорится, пока недосуг.