Delo.by,

    Комментарии 11 Апр 2016 16:22

    Кнут и пряник для инвестора

    В «правила игры» по реализации инвестиционных проектов внесены серьезные изменения.

     

     

    Евгения Горюнова, юрист международной юридической фирмы  COBALT в Беларуси, специально для «Дела»

    Тема инвестиций в Беларуси сегодня очень актуальна. Географически выгодное положение, прямой доступ к рынкам стран ЕАЭС, различные преференциальные режимы (свободные экономические зоны, малые города, индустриальный парк «Великий камень», Парк высоких технологий), широкие приватизационные возможности, активные процессы совершенствования законодательства – все это делает нашу страну привлекательной для потенциальных инвесторов.

    До недавнего времени основным документом, регулирующим взаимоотношения инвестора и государства, являлся Декрет Президента Республики Беларусь №10 от 6 августа 2009 года «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

    12 ноября 2015 года был принят Декрет №8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь», который изложил Декрет №10 в новой редакции. Декрет №8 вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования – 15 мая 2016 года.

    Важно отметить, что изменения не распространяются на инвестиционные договоры, заключенные до момента вступления документа в силу. Однако в них могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с положениями нового Декрета. И тогда права на льготы и преференции будут возможны со дня вступления в силу соответствующих дополнительных соглашений.

    Что же побудило законодателя внести значительные изменения в правила заключения и прекращения инвестиционных договоров, предоставления льгот и преференций, а также применения мер ответственности к инвестору? К сожалению, практика показала, что не все заключенные инвестиционные договоры исполняются должным образом, и не все инвесторы соблюдают свои обязательства. Поэтому данный нормативный акт – попытка принять дополнительные меры по контролю над реализацией инвестиционных проектов и одновременно увеличить приток инвестиций в страну.

    Каких нововведений ожидать?

    Прежде всего, инвестиционные договоры между инвестором и Республикой Беларусь теперь будут заключаться только для реализации проектов в приоритетных секторах экономики. Перечень таких секторов определяется правительством. Сегодня в список включены такие отрасли, как сельское хозяйство, обработка древесины, производство машин и оборудования, производство мебели, торговля, строительство и иные сферы. Таким образом, область инвестиций определенным образом конкретизируется и сужается, чтобы стимулировать развитие необходимых отраслей.

    Декрет №8 вводит новое понятие – «организация, реализующая инвестиционный проект». Под такой структурой понимается организация, созданная инвестором, либо организация, в отношении которой инвестор может определять принимаемые ею решения. По сути, это аффилированные лица компании. Данное понятие пришло на смену менее конкретному понятию «организация, созданная в Республике Беларусь инвестором либо с его участием», которое содержалось в Декрете №10.

    Значительные изменения коснулись и порядка предоставления земельных участков для реализации инвестиционного проекта. Теперь земельный участок без аукциона будет выделяться, только если он включен в перечень участков для реализации инвестиционных проектов. А в случае если на один и тот же земельный участок претендуют два и более инвестора, то Декрет предусматривает проведение конкурса. Каким образом и на каких условиях будет проводиться конкурс – пока неясно, однако будем надеяться, что данная мера позволит оптимально и максимально эффективно использовать имеющиеся земельные ресурсы.

    Обязанности и ответственность инвестора

    По причине стремления государства как можно более полно контролировать стороны инвестиционного проекта, Декрет №8 расширяет круг обязанностей инвестора. Теперь он обязан письменно уведомить государственный орган, заключивший с ним инвестиционный договор, о таких обстоятельствах, как реорганизация или изменение собственника имущества, состава участников не менее чем за два месяца до даты их осуществления.

    Примечательно, что неуведомление либо реорганизация (изменение состава участников) с учетом поступившего возражения дает Республике Беларусь право отказаться от исполнения своих обязательств по инвестиционному договору в одностороннем порядке. На практике это означает, что все организационные изменения в компании, реализующей проект, должны получать предварительное одобрение государства, что, конечно же, может вызвать отрицательную реакцию иностранных инвесторов.

    Инвестор также обязан в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора строительного подряда с подрядчиком или договора с разработчиком проектной документации направить в государственный орган, заключивший инвестиционный договор, информацию о таком подрядчике/разработчике проектной документации. Очевидно, что данная норма направлена на то, чтобы контролировать работу подрядчиков, вовлеченных в важные инвестиционные проекты. Однако, по факту, это опять-таки выглядит как вмешательство в деятельность инвестора.

    Более структурирована и усилена ответственность инвестора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий инвестиционного договора. Так, если инвестиционный проект разделен на этапы – ответственность инвестора теперь должна быть установлена как за нарушение сроков реализации всего проекта, так и (или) за срыв сроков по этапам. В данном случае логика законодателя понятна: ведь зачастую инвесторы значительно отстают по срокам уже на первом этапе, и велика вероятность нежелательного затягивания проекта.

    Инвестор, в случае своей вины за прекращение инвестиционного договора, должен возместить все «суммы льгот и преференций». Здесь имеются в виду суммы налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в бюджет (включая плату за право заключения договора аренды земельного участка), а также арендная плата за земельный участок, которые инвестор или организация не платили с учетом заключенного инвестиционного договора.

    В случае прекращения инвестиционного договора по виновным основаниям и изъятия у инвестора земельного участка, находящийся на нем незавершенный строительный объект продается с публичных торгов одновременно с продажей в частную собственность земельного участка.

    При этом инвестору возмещаются документально подтвержденные затраты на его строительство (за вычетом расходов на организацию торгов), однако не выше суммы продажи. В случае же если объект не удалось продать даже за 1 базовую величину, он переходит в собственность соответствующей административно-территориальной единицы. Данная мера достаточно сурова, однако она позволяет избежать ситуации с «замороженными» объектами неудачливых инвесторов, с которыми администрация, по сути, ничего не может сделать.

    Новые возможности

    Но все ли так плохо в новом Декрете? Несмотря на вышеуказанные ограничения, в Декрете №8 предусмотрен и ряд положительных моментов для инвесторов. Так, расширен перечень прав, на основании которых им может быть предоставлен земельный участок. Например, без аукциона теперь можно будет получить участок в частную собственность. Снят запрет на сдачу в залог объектов инвестиционной деятельности, которые находятся на стадии строительства. Это позволит инвесторам в сложный экономический период привлекать в проект больше финансовых ресурсов.

    Также нужно отметить, что не только инвестор, но и подрядчик или разработчик проектной документации теперь освобождаются от:

    • уплаты госпошлины за выдачу (продление срока действия) разрешений на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы;
    • специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в стране;
    • уплаты госпошлины за разрешения на временное проживание в Беларуси.

    Известно, что в организациях-подрядчиках достаточно часто привлекаются иностранные работники, и данная мера снизит финансовую нагрузку на них.

    Положительным моментом является и то, что государственный орган, заключивший инвестиционный договор, может полностью или частично освободить инвестора от возмещения суммы льгот и преференций в случае виновного прекращения договора, либо предоставить ему рассрочку. В такой ситуации учитывается степень готовности объекта и объем вложенных инвестиций.

    Сейчас сложно определить положительные или негативные последствия новых изменений. Сам Декрет №8 еще не вступил в силу, а его положения требуют определенной конкретизации и принятия соответствующих уточняющих нормативных актов. Тем не менее, будем надеяться, что инвестиции по новым правилам будут более эффективными и привлекательными как для нашего государства, так и для потенциальных инвесторов.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by