Delo.by,

    Комментарии 7 Фев 2014 15:05

    Геннадий Кирейков: "Приходит время новых форматов торговли"

    Геннадий Кирейков, управляющий группы компаний «РАПА»

    Для ритейла 2013 год оказался очень удачным– по сравнению с прошлогодними результатами розничный товарооборот увеличился более чем на 18%. Это даже выше того роста, который рынок показал в успешном 2012-м – 14%. Такой подъем в текущем году в первую очередь связан с ростом общего товарооборота. Любопытно, что при этом продажи непродовольственных товаров росли быстрее, чем продовольственных:  25% против 12%. Эта тенденция объясняется увеличением числа покупок непродовольственных товаров в торговых центрах современных форматов и, соответственно, уменьшением доли продаж на рынках.

    В 2013-м, как и в предыдущие годы, продолжалаувеличиваться доля торговых центров современных форматов и сетевых магазинов. Условия для этого просто идеальные: растущий рынок позволяет всем игрокам набирать обороты, при этом не сильно заботясь об эффективности торговых площадей. А мелкие локальные сети, преобразованные из старых советских торговых объектов, продолжают терять позиции. Труднее становится выжить одиночным, не сетевым магазинам. Как тут не вспомнить громкие коррупционные скандалы в Белкоопсоюзе, который из-за неэффективного управления продолжает оставаться убыточным во многих регионах страны. 

    Набирает обороты еще один тренд – массовый выход сетей и торговых центров (ТЦ) на медийное пространство. Несмотря на то, что серьезная конкуренция между ТЦ еще не разгорелась, рекламные кампании ритейлеров на основных медиа-каналах (на телевидении, радио и в наружной рекламе) за последний год выросли в разы – и это только начало тенденции. При этом надо отметить, что часть игроков в вопросах продвижения действует стратегически грамотно, однако многие всего лишь следуют модному тренду.

    Еще одна тенденция уходящего года – выход на белорусский рынок международных fashion-брэндов, которые совместно с франчайзинговыми партнерами открывают в Беларуси свои первые магазины. За 2013 год вышли или объявили о намерении появиться на местном рынке такие брэнды как Waikiki, s'Oliver, TopShop, Next. В начале 2014 года открывается первый магазин Intersport – сегодня это сеть №1 на мировом рынке спортивных товаров. В ближайшее время стоит ожидать только активизации этих процессов.

    Такой рост количества сетевых магазинов одежды, обуви, аксессуаров и спортивных товаров, где будет представлен широкий перечень брэндов, безусловно, приведет к постепенномувытеснению с рынка мелких предпринимателей. Этот процесс ускоряет и государство путем унификации процедур сертификации для мелких и крупных торговых объектов.

    В этом контексте будет неправильно противопоставлять гипермаркеты и магазины формата «у дома», поскольку у каждого свои целевые сегменты и своя политика. Все же белорусский рынок ритейла стал развиваться по польскому или американскому сценарию, когда преимущество получают крупные сетевые игроки. В то время как в Австрии или Германии доля гипермаркетов минимальна – продукты питания в основном приобретают в магазинах «у дома». Уже сейчас очевидно, что в Беларуси значимость гипермаркетов и торговых центров будет только увеличиваться.  

    В 2013 году розничные продажи росли быстрее, чем количество торговых площадей, поэтому показатель товарооборота на квадратный метр торговой площади увеличился. Это говорит о том, что активное строительство новых торговых объектов должно продолжиться. Однако экономические перспективы на 2014 год пока не такие уж радужные. Со второй половины 2013 года в Беларуси уже чувствуется резкое ужесточение денежно-кредитной политики, поэтому существует вероятность того, что многие проекты могут быть приостановлены в связи с нехваткой финансирования.

    Очень сомневаюсь, что в будущем году рост рынка удержится на сопоставимом с нынешним годом уровне. Как следствие – участникам рынка придется бороться с конкурентами и повышать свою эффективность.Если сейчас игроки растут в основном за счет общего подъема рынка, то завтра начнется борьба за покупателей. При этом быстрого увеличения товарооборота за счет клиентской активности ждать не стоит: нас ждет либо замедление, либо полное приостановление роста товарооборота в сопоставимых ценах.

    Пока же о реальной и жесткой конкуренции говорить не приходится, да и доли относительно крупных участников в большинстве сегментов пока незначительные. Как исключение, можно привести пример рынка бытовой техники и электроники, где два основных игрока («5 элемент» и «Электросила») контролируют существенную часть рынка и активно конкурируют друг с другом.

    Что же касается количества торговых центров, то с уверенностью могу сказать, что сегодня их недостаточно, а уровень арендных ставок высок даже по европейским меркам. Также не хватает ТЦ современных форматов в регионах, но пока Минск не насыщен этим предложением, девелоперы не пойдут в регионы. Там на сегодняшний день они столкнутся и с проблемой заполнения своих ТЦ, т.к., компании, работающие по франшизе, имеют ограниченный финансовый ресурс и не могут себе позволить открывать свои точки в регионах, пока не заполнена наиболее привлекательная для ритейла столица Беларуси.  

    В целом, 2014 год станет сложным, рост розничного товарооборота замедлится. На рынке продуктов питания начнется процесс активной консолидации – мелкие сети будут поглощаться средними, средние будут рассматривать варианты объединения. Постепенно возникнет прямая конкуренция между сетями.  В непродовольственном сегменте продолжатся тенденции 2013-го: международные сети будут активно выходить на рынок и развиваться. Постепенно активизируется движение из Минска в областные и крупные районные центры. Доля мелких магазинов, индивидуальных предпринимателей будет уменьшаться. Хоть и не все новые торговые центры являются эталонными с точки зрения европейского подхода к организации ТЦ, старые форматы с рынка будут уходить.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by