Евгений Ерошенко, Дело,

    Комментарии 9 Ноя 2012 0:00

    Желтый свет на белорусском перекрестке

    Тренды-2012 белорусского рынка легковых автомобилей – невысокий спрос, сокращение доли вторичного рынка и укрепление позиций официальных дилеров.

    В текущем году белорусы, похоже, окончательно сделали выбор в пользу недорогих моделей. По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), из пяти самых продаваемых у нас моделей легковых автомобилей, две – производства Волжского автозавода. А сам «АвтоВАЗ», занимавший по итогам 2011 года вторую позицию,  уверенно вышел в лидеры.

    Кроме того, в БАА отмечают явный «сдвиг» рынка в сторону корпоративного сегмента. Сегодня в Беларуси только 3 из 10 проданных легковых автомобилей, приобретают частники. Год назад картина была прямо противоположной.

    Еще один важный нюанс – укрепление позиций официальных поставщиков. По данным Государственного таможенного комитета, в 1-м полугодии 2012 года в страну было ввезено 36,2 тыс. легковых автомобилей, из них – 11,2 тыс. юридическими лицами. Таким образом, продолжается изменение структуры импорта в пользу автодилеров, начавшееся во 2-й половине прошлого года. После того, как 1 июля 2011-го были повышены таможенные пошлины на ввоз автомобилей для физических лиц, активность «перегонщиков» резко упала. Если в 1-м полугодии 2011-го физическими лицами было ввезено около 250 тыс. легковых автомобилей, то во 2-м – всего 4 тыс. Сейчас «серый рынок» несколько оправился от шока, но, по мнению экспертов «Дела», он явно не достигнет докризисных объемов.

    Наконец, последний момент, характеризующий ситуацию на рынке – переориентация потребительских предпочтений на недорогие модели. Основной причиной этого, помимо дорогой «растаможки» и отмены льгот по НДС, является невысокая платежеспособность белорусов. Как следствие – лидерами продаж в своих сегментах стали Volkswagen Polo sedan, Kia Rio, Hyundai Accent, Renault Logan, Chevrolet Aveo и другие модели начального уровня.

    Кто «на коне», а кто – нет

    В реальном выигрыше от сложной экономической ситуации в Беларуси оказались российские производители. Особенно очевидного успеха добились ВАЗ, ГАЗ и УАЗ. Если учитывать совокупные продажи легковых и легких коммерческих автомобилей, в первой пятерке окажутся именно эти брэнды. В сегменте же легковых автомобилей лидерство прочно захватил ВАЗ. Впрочем, эксперты «Дела» говорят, что причины успеха Волжского автозавода лежат скорее в сфере политики, а не маркетинга.

    – Я бы продажи ВАЗа записал на счет правительства, а не конкретных дилеров, – отмечает Председатель Совета директоров ГК «Интеллект» Сергей Варивода.

    – Популярность российских автомобилей определяется ценой и отсутствием «растаможки»,– подтверждает Председатель правления БАА Сергей Михневич. – Плюс, государственным предприятиям предписывают покупать автомобили, произведенные на территории Таможенного союза. Поэтому мы и наблюдаем увеличение продаж моделей, которые производятся в России – как российских брэндов, так и импортных.

    По мнению аналитиков рынка, дальнейшее развитие ситуации предполагает, что в перспективе присутствие восточного соседа на белорусском рынке будет усиливаться под давлением российского автомобильного лобби.

    – Пока еще не все правила игры согласованы и часть собираемых в России иномарок не получила свободный доступ на белорусский рынок. Однако это лишь вопрос времени, – подчеркивает Сергей Варивода.

    Стоит отметить, что благодаря открытости белорусского рынка, на нем также усилились позиции бюджетных марок, собираемых в странах СНГ, не входящих в Таможенный союз. В частности, речь идет о продукции ЗАЗ и Uz-Daewoo.

    Смена приоритетов не замедлила сказаться на других сегментах рынка.

    – Сильнее всего «просел» сегмент среднего класса – такие клиенты переориентировались либо на бюджетный класс, либо вообще отложили покупку до лучших времен, как минимум, до появления выгодных предложений по кредитованию, – говорит Сергей Михневич. – Продажи в этом сегменте оживятся при условиях роста реального уровня благосостояния населения, снижении ставки рефинансирования и стабилизации ситуации на валютном рынке

    Предпочтения покупателей в премиум-классе изменились в меньшей степени. Людей, способных заплатить за автомобиль $60-100 тыс. кризис коснулся не так сильно, однако и они, по сравнению с прошлыми годами, сократили количество покупок. Кроме того, покупатели продукции престижных брэндов все чаще обращают внимание на вторичный рынок.

    – Потребители начинают считать деньги, а потому позиции премиальных брэндов ослабли,– комментирует Сергей Варивода. – В первой десятке лидеров дилерских продаж – девять марок, которые можно отнести к бюджетному и среднему ценовому сегменту. Еще год назад их было только семь. Из серьезных игроков  в первой десятке удержалась лишь Audi. Хотя о коренной ломке психологии покупателей говорить еще рано. Пока мы воспринимаем друг друга «по одежке», выбор в пользу подержанной премиальной иномарки, а не нового бюджетного автомобиля будет очевиден.

    Китайский фактор

    Если в вопросах потребительских предпочтений и расстановки сил на рынке эксперты едины, то в отношении перспектив развития собственного автопроизводства в Беларуси мнения не так однозначны. Напомним, что сейчас в Беларуси на базе ОАО «Автогидроусилитель» в Борисове завершается строительство завода по сборке китайских автомобилей мощностью 10 тыс. единиц в год. Это первый этап масштабного проекта китайской компании Geelyв нашей стране. Вторая его часть предусматривает до 2015 года строительство нового производства мощностью 60 тыс. автомобилей. А третья – вывод производства на объемы в 120 тыс. машин в год. 

    – Выпуск первенца от СП «БелДжи»: модели GeelySC-7 мог бы стать открытием этого года,– рассуждает Сергей Варивода. – При заявленной цене в $13 тыс. седан будет иметь определенные продажи, но рассчитывать на полный успех в этом случае можно только при поддержке государства через систему госзакупок. На мой взгляд, цена этого авто завышена на тысячу-полторы. Что касается технических, кадровых и ресурсных возможностей Беларуси, то они достаточны для создания вполне конкурентоспособного производства. Однако коммерческий успех этого проекта всецело зависит от доступа на рынок Российской Федерации. Это вопрос не столько продаж, сколько политики, а потому прогнозированию не поддается.

    По мнению Сергея Михневича, теоретически этот проект может быть перспективен, если Беларуси удастся оперативно поставить новый автомобильный завод на полномасштабное производство. Однако это возможно только при условии, что Россия не станет вставлять белорусам палки в колеса. А в Москве наверняка не в восторге от появления конкурента своим автопроизводителям. По крайней мере, если судить по заявлениям российских чиновников, рынок сбыта для белорусских автомобилей может быть ограничен.

    К слову, успешная работа совместного предприятия «БелДжи» может положительно повлиять на продажи китайских марок в Беларуси в целом. Пока белорусы, традиционно привыкшие к европейским и американским маркам, относятся к китайскому автопрому настороженно. Несмотря на то, что продажи GreatWallи Cheryв Беларуси по итогам 2012 года вырастут на 50-60% (а это существенно выше рынка!), в абсолютном выражении сбыт автомобилей из Поднебесной пока невелик. Тем не менее, эксперты считают, что уже в 4-м квартале этого года китайские брэнды восстановят свою долю в 1% рынка новых легковых автомобилей. Зависимость здесь простая: чем ниже будут таможенные пошлины на легковые автомобили по мере прохождения переходного периода, предоставленного Российской Федерации по соглашению с ВТО, тем большую долю на рынке завоюют китайские автомобили. Ну и, конечно, мощным импульсом роста продаж для  этих марок будет беспошлинная поставка со сборочных заводов на территории зоны свободной торговли СНГ.

    Прогнозов… нет

    В целом сложившуюся на белорусском автомобильном рынке ситуацию можно было бы описать словами: «лучше, чем могло бы быть, но меньше, чем хотелось». Имеющийся потенциал во многом был ограничен решениями, принятыми государством. В первую очередь, отменой льгот по НДС.

    – Если бы не изменился механизм льготного взимания НДС, то рынок в этом году мог бы «выстрелить»,– утверждает Сергей Михневич. – И не исключено, что мы могли бы выйти на уровень продаж в 30 тыс. машин. Однако новый механизм взимания НДС увеличил стоимость автомобилей на 15-17%, платежеспособность населения остается невысокой, ставки по автокредитам – невыгодными. В результате рынок новых автомобилей по итогам 2012 года составит около 20 тыс. единиц.

    – Наш прогноз на 2012 год был – 12 тыс. новых легковых автомобилей, – напоминает Сергей Варивода. – Между тем, продажи дилеров за 9 месяцев текущего года уже превысили 10 тыс. автомобилей. Так что, есть шанс, что этот прогноз будет перевыполнен. Видимо, сказалась очередная «накачка» внутреннего спроса в стране. Денежная масса, кредиты экономике и реальные доходы граждан росли выше официального прогноза. Впрочем, не исключаю, что некоторое охлаждение спроса за счет ужесточения денежно-кредитной политики в 4-м квартале произойдет, и по итогам года мы увидим не столь оптимистичный финиш.

    По мнению участников рынка, оживить автомобильный рынок могли бы доступные кредиты. Причем, большинство из них считают, что психологическая планка, при которой белорусы могут задуматься над покупкой авто – 20% годовых. Однако экономист Сергей Чалый, уверен, что и эта цифра велика.

    – Я думаю, что реально психологическая планка даже ниже, чем 20%,– говорит наш эксперт. – Рынок новых автомобилейпосле вступления Беларуси в Таможенный союз чувствует себя не очень хорошо. Единственной надеждой для официальных дилеров была возможность предлагать доступные условия кредитования. С учетом того, что нынешние ставки, фактически, являются запретительными, эту возможность у них забрали. Могут ли ставки снизиться в будущем? Возможно. Все будет зависеть от уровня инфляции. Но, если за 9 месяцев инфляция составила 17%, а кредитная ставка – 30%, понятно, что в реальном выражении стоимость кредитов будет слишком высока. Соответственно, при планируемом на следующий год уровне инфляции в 12% снижение ставок до 20% проблему не решит.

    Что касается 2013 года, то большинство участников рынка, сходятся в том, что корректный прогноз сделать пока сложно. С одной стороны, существенных изменений «правил игры» на рынке не предвидится. Вероятность вступления нашей страны в ВТО в 2013 году – близка к нулю, от утилизационного сбора белорусам пока также удалось «отбиться». С другой стороны, Россия может принять дополнительные меры по защите своих производителей, а белорусское правительство – ограничить возможности использования льготного предпринимательского режима налогообложения в этой сфере. Можно сказать, что красный свет светофора для белорусского авторынка сменился желтым, но зажжется ли зеленый – пока вопрос. Поэтому любой долгосрочный прогноз в этой сфере сейчас сродни гаданию на кофейной гуще, а его достоверность – весьма сомнительна.

    Топ-5 самых продаваемых легковых моделей в Беларуси

    (январь-сентябрь 2012 года)

    1. LadaPriora

    2. VWPoloседан

    3. Lada 4x4

    4. Skoda Octavia

    5. Kia Rio

    Источник: БАА

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by