Белорусы и рынок, belmarket.by

    Комментарии 13 Авг 2012 10:25

    Ясности стало больше

    Вступил в силу Указ президента РБ от 11.07.2012 г. № 312 "О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности".

    Документ был принят в рамках мероприятий по приведению законодательства в соответствие с Законом РБ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" и вступил в силу 17.07.2012 г.

    Прежде всего отметим, что Указ № 312 сохраняет условия применения льготы по налогу на прибыль, направленную на финансирование капвложений; устанавливает сроки доплаты в бюджет налога на игорный бизнес, предоставляет турфирмам возможность применения упрощенной системы налогообложения с начала текущего года.

    Кроме того, изменения касаются других вопросов налогообложения, в том числе НДС и экологического налога. При этом отдельные положения указа распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2012 г.

    В связи со вступлением документа в силу МНС РБ подготовило подробный комментарий к указу.

    Налог на прибыль.

    В МНС напоминают, что содержавшаяся в действовавшей до 1.01.2012 г. редакции ст. 140 НК РБ льгота по налогу на прибыль в отношении прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, отменена с 1.01.2012 г. на основании закона.

    Применение льготы сопровождалось необходимостью соблюдения определенных условий, оговоренных этой же статьей (причем некоторые условия должны были соблюдаться на протяжении 2-летнего периода с даты приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств или даты окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства), которые с 1.01.2012 г. также были отменены.

    В результате условия применения льготы стали неодинаковыми для всех плательщиков.

    Данное несоответствие, отмечают в МНС, урегулировано указом, в соответствии с которым для организаций, воспользовавшихся этой налоговой льготой до 1.01.2012 г., сохранены ранее установленные условия применения льготы, то есть оговоренные в п. 4 ст.140 редакции кодекса, действовавшей до 1.01.2012 г.

    Так, в указе установлены случаи, когда налог на прибыль, неуплаченный в связи с применением вышеназванной льготы, подлежит внесению плательщиком в бюджет с уплатой пени. Например, если в течение 2 лет с даты приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств или даты окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства, по которым было применено освобождение от налогообложения, объекты полностью или частично: не введены в эксплуатацию; реализованы; ликвидированы (за исключением чрезвычайных обстоятельств); переданы безвозмездно (за исключением передачи в пределах одного собственника); переданы в безвозмездное пользование; переданы по разделительному балансу юрлицу, образованному в процессе реорганизации юрлица, применявшего освобождение, в форме выделения или разделения. При этом начисление пени производится за период со дня официального опубликования указа и по день уплаты налога на прибыль включительно.

    В документе оговаривается порядок определения даты приобретения (строительства, сооружения, создания) объектов основных средств, даты окончания работ по реконструкции, модернизации объектов основных средств и объектов незавершенного строительства, а также порядок определения подлежащей внесению в бюджет суммы налога на прибыль в случаях, когда обстоятельства, ограничивающие применение льготы, возникли в отношении не всего объекта основных средств или объекта незавершенного строительства, а в отношении их части. Данный порядок также аналогичен установленному до 1.01.2012 г. в п. 4 ст. 140 НК РБ.

    Отдельно в указе предусмотрены случаи, когда вышеназванные условия применения льготы не действуют. Они не применяются при передаче участниками либо собственниками имущества юрлиц, приобретших с 1.01.2006 г. по 31.12.2010 г. путем реорганизации, покупки, безвозмездной передачи предприятий как имущественных комплексов сельскохозяйственных организаций, этим юридическим лицам техники и запасных частей к ней, зданий и сооружений специализированных сельскохозяйственного назначения в течение 2 лет с даты их приобретения.

    Кроме того, с 1.01.2012 г. расширен перечень видов услуг организаций, прибыль которых от оказания этих услуг освобождается от налога на прибыль в течение 3 лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах, введенных в эксплуатацию начиная с 2006 года, по перечню таких объектов, утверждаемому президентом.

    Как поясняют в МНС, начиная с 2012 года это не только прибыль организаций от услуг, оказываемых гостиницами, но также и прибыль от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов.

    Перечень туристических объектов, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 года, на территории которых освобождается от налогообложения прибыль организаций, полученная от оказания услуг гостиницами в течение 3 лет с начала осуществления данной деятельности, приведен в приложении к Указу президента РБ от 2.06.2006 г. № 371 "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" и насчитывал 41 объект. Указ этот перечень существенно изменил. В него было включено 24 новых объекта и исключено 20 объектов, не использующих льготу по налогу на прибыль.

    Таким образом, вновь включенные в перечень объекты смогут воспользоваться льготой по налогу на прибыль по результатам деятельности за 2012 год.

    НДС.

    Согласно указу объектами налогообложения НДС не признаются обороты по реализации на территории РБ услуг (работ), оказываемых (выполняемых) ОВД РБ и их подразделениями.

    То есть обороты по реализации услуг (работ), выполняемых ОВД, не облагаются НДС и не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС.

    Корректировка излишне предъявленных сумм НДС покупателям работ (услуг) - плательщикам в РБ производится в порядке, установленном в п. 8 ст. 105 НК РБ, а изменения в декларацию по НДС вносятся в порядке, установленном п. 7 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2012 г. № 82. При этом в МНС обращают внимание, что к покупателям работ (услуг) - плательщикам в РБ относятся плательщики, указанные в ст. 90 НК, к категории которых не относятся физические лица.

    В отношении стоимости услуг, сформированных с учетом НДС, оказанных физлицам, с которыми отсутствует обязанность составления актов сверки расчетов, также возможно применение преференции по НДС. При этом полная стоимость услуг (работ) (с НДС) исключается из строки 1 "По операциям, облагаемым по ставке 20/120" раздела I декларации по НДС.

    Корректировка излишне предъявленных сумм НДС покупателям работ (услуг) - плательщикам в Республике Беларусь производится в порядке, установленном п. 8 ст. 105 НК РБ, а изменения в декларацию по НДС вносятся в порядке, установленном п. 7 инструкции.

    В отношении стоимости услуг, сформированных с учетом НДС, оказанных туристам - физическим лицам, также возможно применение освобождения - их полная стоимость (с НДС) переносится из строки 1 "По операциям, облагаемым по ставке 20/120" в строку 8 "По операциям, освобождаемым от НДС" раздела I декларации по НДС.

    Для плательщиков, принявших решение о применении в отношении оказанных туристических услуг с 1.01.2012 г. освобождения от НДС, следует обратить внимание на необходимость распределения общей суммы "входного" НДС (за исключением сумм НДС по основным средствам и нематериальным активам) путем включения в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в доле, приходящейся на освобождаемые от НДС обороты (пункты 2 и 3 ст. 106 НК РБ).

    Кроме того, п. 2.17 Указа № 312 внесены изменения в пункт 1 Указа президента РБ от 11.08.2011 г. № 358 "О стимулировании реализации товаров", касающегося освобождения от НДС, взимаемого таможенными органами, товаров, ввозимых в РБ с 1.04.2011 г. по 31.12.2013 г. лицами, обладающими статусом уполномоченного экономического оператора и включенными в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения. Для этого необходимо соблюсти условия, установленные Указом № 358.

    Помимо прочего, из Указа № 358 исключены положения, касающиеся:

    - освобождения от НДС оборотов по реализации на территории РБ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, работ (услуг), связанных с участием белорусских организаций и (или) белорусских ИП в международных конференциях, форумах, симпозиумах, конгрессах, в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в иностранных государствах;

    - осуществления вычета в полном объеме суммы НДС по товарам, отгруженным с 1.04.2011 г. покупателям - иностранным организациям с мест хранения на территории иностранных государств, если такие товары вывезены с территории РБ в таможенной процедуре экспорта и договоры заключены белорусской организацией и (или) белорусским ИП с покупателями - иностранными организациями после вывоза товаров с территории РБ.

    Экологический налог.

    Согласно пп. 1.3 п. 1 указа объектами налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и нестационарных источников выбросов, по которым не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при общих объемах выбросов каждого из загрязняющих веществ, указанных в приложении 6 к НК РБ, в пределах значений, установленных в абзацах с 4-го по 7-й п. 2 ст. 205 НК РБ.

    Вместе с тем НК РБ, отмечают в МНС, установлены минимальные значения выбросов по каждому загрязняющему веществу в зависимости от класса опасности, в пределах которых эти выбросы не признаются объектом налогообложения экологическим налогом, только для стационарных источников.

    Применение указанных минимальных значений в отношении нестационарных источников выбросов кодексом не предусмотрено. В связи с этим для обеспечения сопоставимых условий налогообложения как для стационарных, так и для нестационарных источников выбросов загрязняющих веществ и исключения обязанности уплаты экологического налога плательщиками, производящими незначительные объемы выбросов в атмосферный воздух от нестационарных источников, указ закрепляет норму о применении установленных НК РБ минимальных значений выбросов для всех источников выбросов в совокупности.

    Упрощенная система налогообложения.

    Указ также установил дату включения сумм возмещаемых арендодателю (лизингодателю) расходов, не включенных в арендную плату (лизинговый платеж), в состав выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы налога при упрощенной системе налогообложения при сдаче имущества в аренду (лизинг).

    Так, с даты официального опубликования указа для всех плательщиков (в том числе для организаций, ведущих бухгалтерский учет и определяющих выручку "по начислению") такой датой является дата поступления арендодателю (лизингодателю) возмещения этих расходов (в том числе в натуральной форме) либо дата иного прекращения обязательства.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by