Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Издержки бизнеса

3822
9 минут
Издержки бизнеса

Затраты являются неотъемлемым условием деятельности любой организации. Как их минимизировать в соответствии с правовыми нормами?

 

Николай Артемьев, старший юрист международной юридической фирмы COBALT, специально для «Дела»

Целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, поэтому стратегия минимизации затрат для бизнесавсегда будет востребована.Знание норм законодательства, их правильное применение, а также предотвращение возможных негативных последствий их неприменения или неправильного применения в конкретной ситуации позволяет в значительной степени минимизировать или уменьшить затраты по ведению бизнеса и соответственно увеличить размер прибыли. При этом стратегия минимизации затрат бизнеса актуальна на всех этапах его деятельности.

Контроль контрагентов и договорные механизмы

Предварительная проверка контрагентов на предмет потенциальных рисков (например, невозможности исполнения сделок, последующего признания сделок недействительными). Предполагает анализ юридического, а также финансового состояния. Для проверки контрагентов можно воспользоваться официальными ресурсами (www.egr.gov.by,www.ustbel.info, www.bankrot.gov.by, www.nalog.gov.by, www.court.by), позволяющими установить статус контрагента (нахождение в ликвидации/банкротстве), историю судебных дел, наличие кредиторской задолженности перед бюджетом, количество исполнительных производств, нахождение компании в реестре лжепредпринимательских структур и т.д. Такой предварительный анализ в последующем уменьшает риски неисполнения контрактных обязательств и появление связанных с этим убытков, а также сокращает необходимые расходы на услуги привлекаемых специалистов (юристов, адвокатов).

Как известно, «любую болезнь легче предупредить, чем лечить», поэтому мы рекомендуем уделять больше внимания страхованию неисполнения контрактных обязательств путем закрепления в договорах:

  • обеспечительных мер (залог, поручительство и т.д.);
  • мер ответственности (неустойка, проценты);
  • обеспечения возврата предоплаты (например, коммерческийзайм);
  • механизмов урегулирования долга путем зачета, уступки, перевода долга, мены и т.д.

Осуществление предварительного контроля отдельных сделок

Законодательство предъявляет особые требования к процедуре совершения ряда сделок (например, крупных сделок, сделок с заинтересованностью аффилированных лиц, с взаимозависимыми лицами). С точки зрения корпоративного права заключение крупных сделок, сделок с заинтересованностью аффилированных лиц должно сопровождаться соблюдением особой корпоративной процедуры – одобрения советом директоров или общим собранием участников общества. Отсутствие такого одобрения может стать причиной оспаривания данных сделок со стороны учредителей компании, что может повлечь за собойубытки как для самой компании, так и для ее контрагента. Чтобы избежать возможных убытков, внутри компании должен проводиться мониторинг планируемых к заключению сделок и соблюдение процедуры заключения крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью аффилированных лиц.

С учетом правил трансфертного ценообразования сделки с взаимозависимыми лицами* являются предметом особого контроля со стороны налоговых органов. Поэтому существенное занижение контрактной цены и ее отклонение от рынка более чем на 20% могут стать причиной доначисления налогов с уплатой пени и наложением административных санкций. Соответственно заключение сделок с взаимозависимыми лицами должно подвергаться дополнительному анализу со стороны специалистов компании (юристов, бухгалтеров), чтобы исключить возможные негативные последствия. В некоторых случаях целесообразно изменить структуру взаимозависимости компаний в группе с тем, чтобы сделки не попадали в категорию контролируемых.

Учитывая правила «тонкой капитализации» (ст. 131-1 Налогового кодекса Республики Беларусь), направленные на ограничение отнесения на затраты, учитываемые при налогообложении,некоторых видов расходов**, которые возникли по сделкам с взаимозависимыми лицами компании, необходимо помнить, что расходы могут относиться к затратам для целей исчисления налога на прибыль лишь в частичном нормируемом объеме. Отталкиваясь от этого правила, структура договорных связей также может быть пересмотрена.

Налогообложение

Сегодня законодательство Беларуси предусматривает ряд территорий с преференциальным режимом налогообложения. К ним, в частности, относятся территории средних, малых городов и сельская местность, свободные экономические зоны, Парк высоких технологий, Китайско-Белорусский «Индустриальный парк «Великий камень»).

Для получения льгот и преимуществ (в основном это налоговые и таможенные льготы), которые предоставляет статус резидента на этих территориях, необходимо создавать соответствующие условия осуществления его деятельности. Это, например, получение сертификата товаров (работ, услуг) собственного производства в «малом городе»; создание или развитие производства, ориентированного на экспорт и/или импортозамещающего производства с инвестированием в размере не менее €1 млн в свободных экономических зонах.

Состав участников организации влияет на возможность применения упрощенной системы налогообложения. Так, законодательством установлен запрет на ее применение в отношении унитарных предприятий, собственником имущества которых является юридическое лицо, а также хозяйственных обществ, более 25% долей в уставном фонде которых принадлежат одной или нескольким другим организациям.

С учетом этого ограничения, если компания намеревается применять упрощенную систему налогообложения, необходимо заранее (еще на этапе создания бизнеса) подумать над структурой уставного капитала организации.

Структура уставного капитала также влияет на размер налогообложения отдельных доходов. Например, ставка налога при выплате дивидендов компанией белорусским организациям составляет 12%, физическим лицам – 13%; общая ставка при выплате дивидендов иностранным организациям – 12%. В отношении иностранных организаций также действуют соглашения об избежании двойного налогообложения, которые «льготируют» размер налога на дивиденды. Так, например, в соглашении с Кипром ставка налога у источника выплаты (т.е. в Беларуси) составляет 10% (либо 5% в случае вклада иностранного участника в уставный капитал белорусской компании суммы, эквивалентной €200 тыс. и более).

Продажа активов

На каком-то из этапов ведения бизнеса может возникнуть вопрос продажи активов или компании в целом.

Выбор способа продажи зависит от того, что планируется продать (весь бизнес вместе с основными средствами, клиентской базой, объектами интеллектуальной собственности; долю (акции) в уставном фонде; отдельные активы в виде оборудования или недвижимого имущества).

  • Продажа доли (акций) в уставном фонде компании

В этом случае бизнес переходит к покупателю с момента приобретения доли (акций) в уставном фонде общества по договору купли-продажи. При продаже доли (акций) в уставном фонде происходит продажа не имущества, находящегося в собственности компании, а имущества (точнее, имущественного права), находящегося в собственности участника (акционера) компании. Это наиболее распространенный способ продажи бизнеса в нашей стране, что обусловлено такими его преимуществами, как оперативность вхождения в бизнес нового лица, освобождение продавца доли от уплаты НДС, сохранение юридической силы всей разрешительной и иной документации;

  • Реорганизация (как правило, в форме выделения или разделения)

Происходит не классическое отчуждение бизнеса, как при купле-продаже доли (акций), а перераспределение прав и обязанностей участников реорганизации в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом. Преимущество процедуры заключается в том, что передача имущества в данном случае в соответствии с п. 2 ст. 31 Налогового кодекса Республики Беларусь не считается реализацией. Это позволяет участникам сделки избежатьзначительных налоговых отчислений;

  • Продажа компании в виде отдельных активов

В этом случае бизнес продается путем заключения отдельных договоров купли-продажи, например, недвижимого имущества, производственного или торгового оборудования, товаров и т.п. Этот вариант представляет собой, с одной стороны, сравнительно быстрый способ передачи активов, а с другой − могут возникнуть определенные сложности в связи с заключением большого количества сделок в отношении каждого вида имущества, а также с необходимостью получения согласия кредиторов продавца при переводе долга. Отметим, что данный способ продажи бизнеса не является оптимальным, когда планируется продажа бизнеса в целом, включая все имущество, имущественные права, лицензии и т.д. Кроме того, объекты продажи в виде имущества облагаются НДС и налогом на прибыль в случае превышения цены сделки над балансовой стоимостью имущества (налоговая база — сумма превышения).

  • Продажа предприятия как имущественного комплекса

В этом случае компании необходимо зарегистрировать на базе своего имущества предприятие как имущественный комплекс (ПИК), он рассматривается как объект недвижимости. Регистрация ПИК и его продажа является достаточно сложной и длительной процедурой, которая включает в себя: принятие решения о создании ПИК; полную инвентаризацию активов и обязательств компании; уведомление кредиторов по обязательствам, включенным в состав ПИК; государственную регистрацию создания ПИК в РУП «Национальное кадастровое агентство». При продаже ПИК у продавца возникает обязанность по уплате НДС, а также налога на прибыль.

Продажа ПИК является достаточно длительным и затратным процессом, поэтому на практике часто прибегают к поиску иных решений.

Выбор конкретного способа продажи бизнеса зависит от того, какие цели преследует продавец. В каждом конкретном случае для определения оптимального способа продажи бизнеса, а также структурирования сделки с целью минимизации юридических рисков и оптимизации налоговых и иных связанных со сделкой последствий следует привлекать профессиональных консультантов (юристов, аудиторов).

Реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности

Заключение сделок уступки права требования и перевода долгов с контрагентами могут быть действенным способом реструктуризации проблемной задолженности.

При заключении таких сделок стоит помнить о возмездном характере перевода долга и уступки требования, а также необходимости получения согласия кредитора на перевод долга компании-должника.

Такие сделки являются предметом особого анализа при открытии конкурсного производства в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) должника и могут быть оспорены, если вследствие заключения таких сделок компания была доведена до состояния экономической несостоятельности.

Обращения в государственные органы

Законодательство не регулирует все вопросы, при этом в нем могут быть и противоречия по тому или иному вопросу. Любое физическое или юридическое лицо вправе обратиться с запросом в государственный орган в соответствии с его компетенцией за разъяснением применения акта законодательства. Кроме того, такое разъяснение может послужить основанием для освобождения от ответственности.

Например, согласно п. 3-1 ст. 52 Налогового кодекса Республики Беларусь пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от налоговых органов.

Оптимизация системы корпоративного управления путем создания управляющей компании

Управление и контроль группой компаний целесообразно возлагать на одну из компаний группы, которая будет выполнять роль своеобразного корпоративного центра, управляющей компании. Такой компании обычно передаются непроизводственные (вспомогательные) функции: бухгалтерия, юристы, маркетинг, персонал и т.п. Управляющая компания по гражданско-правовым договорам может оказывать услуги другим компаниям группы, что позволяет значительно снизить расходы на оплату труда и оптимизировать налоговую нагрузку. Использование механизма управляющей компании также позволяет обеспечить осуществление общей стратегии развития, планирования, контроля и ведения бизнеса, соблюдение внутрикорпоративных правил, стандартов и т.д.

Вместо резюме

Правовые формы и способы минимизации затрат требуют от бизнеса постоянного анализа как экономической ситуации, так и законодательства, в том числе практики его применения, а также оперативного реагирования на происходящие изменения и тенденции.

В конечном счете затраты бизнеса уменьшаются при условии, если соблюдается финансовая дисциплина со стороны контрагентов, оптимизируется или уменьшается размер налоговых отчислений, бизнес не несет убытки в связи с нарушением законодательства, не налагаются административные санкции и т.п.

Для выявления необходимости внесения изменений в отдельные бизнес-процессы, а также стратегию минимизации затрат конкретной организации целесообразно периодически проводить аудит (Due Diligence) компании, отдельных аспектов еедеятельности или активов.

При выработке стратегии минимизации затрат очень важно не переступить грань и не допустить нарушений законодательства.

 

* Понятие «взаимозависимое лицо» определено для целей налогообложения и включает, в частности, учредителя компании, если доля его прямого и (или) косвенного участия составляет не менее 20%.

** Задолженность по инжиниринговым, маркетинговым консультационным услугам, услугам по предоставлению информации, управленческим и посредническим услугам, услугам по поиску и (или) подбору персонала, найму персонала, предоставлению персонала для осуществления деятельности в Республике Беларусь, вознаграждению за передачу (предоставление) имущественных прав в отношении объектов права промышленной собственности, по договорам займа перед иностранным учредителем.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...