DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 6 Июн 2017 14:00

    IT-разработки под защитой. Правовой

    Сегодня IТ-сфера переживает настоящий расцвет: появляются все новые технологии, разрабатываются инновационные программные решения, происходят прорывы во многих областях – от криптографии до искусственного интеллекта. Однако мало создать IТ-продукт, его еще необходимо защитить законом 

    Тимофей Савицкий,
    юрист международной юридической компании Cobalt.
    Специально для «Дела»

    Подъем IТ-отрасли наблюдается не только в западных странах, но и в Беларуси. Благодаря сильной технической школе, ценовой конкурентоспособности белорусских IТ-компаний, а также вовремя предоставленным льготам (Парк высоких технологий) в нашей стране развивается не только экспортная модель разработки программного обеспечения (ПО), но и продуктовая. Вторая модель находится на стадии становления: на рынке появляются первые полностью белорусские IТ-продукты и IТ-решения, которые нуждаются в грамотной поддержке со стороны государства.

    Как в экспортной, так и в продуктовой моделях разработки ПО возникает вопрос защиты интеллектуальной собственности – идеи, продукта, бренда, репутации и названия.

    Необходимо различать два понятия: охрана интеллектуальной собственности, то есть принятие определенных мер и совершение действий, позволяющих получить исключительные права на интеллектуальную собственность или доказать их существование, а также предупредить нарушение исключительного права; и защита интеллектуальной собственности – меры для восстановления нарушенного права.

    Идея

    По законодательству, действующему в Беларуси и большинстве стран мира, идея, как правило, никак не охраняется. Пока идея не закреплена на каком-либо физическом (объективном) носителе, охранять или защищать ее невозможно. Единственный способ – не разглашать и не передавать ее третьим лицам. Данный факт особенно важно понимать молодым IТ-разработчикам и стартаперам, у которых идея, порой, является главным активом.

    Нераскрытая информация (включая ноу-хау)

    В соответствии с Законом о коммерческой тайне и Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) не подлежит разглашению, если она составляет коммерческую тайну. Для этого такая информация должна иметь коммерческую ценность, а также не быть известной третьим лицам (охраняться в конфиденциальности). Это могут быть разные алгоритмы, технические решения, клиентские базы данных, маркетинговые материалы и стратегии, «внутренняя кухня» (например, система бонусов, размер зарплаты и иное).

    Для того чтобы информация относилась к коммерческой тайне, необходимо заключить соглашения о конфиденциальности с контрагентами и ввести режим коммерческой тайны в организации.

    В соответствии со статьей 1 Закона о коммерческой тайне, соглашения о конфиденциальности – это гражданско-правовой договор, который заключается владельцем коммерческой тайны с контрагентом, предметом которого являются обязательства сторон по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну. Для многих IТ-компаний (как продуктовых, так и работающих на экспорт) заключение подобных соглашений является обязательной практикой – в особенности, если контрагентам передается какая-либо коммерчески применимая информация, данные, наработки и иные объекты. Контрагенты также зачастую делятся чувствительной проприе­тарной* информацией, поэтому соглашения о конфиденциальности носят обоюдный характер.

    Поддержание режима коммерческой тайны в организации является более трудоемкой задачей. Для этого нужно обеспечить:

    • принятие положения о коммерческой тайне, в котором определяется перечень информации, составляющей коммерческую тайну, а также лицо, ответственное за поддержание режима коммерческой тайны в организации;

    • ознакомление всех работников, а также лиц, оказывающих услуги или выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, с положением о коммерческой тайне под роспись;

    • принятие технических и организационных мер защиты (в частности, если коммерческая тайна содержится в информационных системах, то необходима аттестация такой системы Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь в соответствии с Приказом ОАЦ № 62).

    Поддержание режима коммерческой тайны в организации позволит привлечь работника или лицо, оказывающее услуги или выполняющее работы по гражданско-правовым договорам, к ответственности в соответствии с законодательством. Например, взыскать убытки или потребовать прекращения нарушения (удалить незаконно распространенную информацию). На практике утечка информации крайне тяжело отслеживается и доказать факт незаконного использования и (или) передачи коммерческой тайны затруднительно. Тем не менее, наложение режима коммерческой тайны на любую ценную коммерческую информацию позволит IТ-компании получить дополнительные возможности при защите результатов своей интеллектуальной деятельности.

    ПО

    Правовая охрана и защита ПО является наиболее актуальной задачей для большинства продуктовых IТ-компаний. Для предприятий, осуществляющих экспорт ПО, это не является первоочередным аспектом: обычно все исключительные и имущественные права на ПО в полной мере отчуждаются заказчику.

    В соответствии с Законом об авторских и смежных правах, ПО является объектом авторского права, которое охраняется в течение 50 лет после смерти автора (последнего из авторов, если их несколько). В некоторых юрисдикциях, например, в США и РФ, допускается патентование технических решений, используемых в ПО, то есть получение софтверных патентов. Однако это исключительный случай, и далеко не все IТ-компании стремятся получать патенты на ПО, учитывая высокий риск отказа в регистрации, ограниченный период действия патента (20 лет), а также необходимость публичного разглашения изобретения.

    Для возникновения авторского права не нужно никаких формальностей: оно появляется по факту создания ПО и распространяется на 172 страны, подписавшие Бернскую конвенцию. Но зачастую бывают ситуации, когда факт создания ПО или его части оспаривается третьими лицами.

    Для доказательства факта создания ПО можно:

    • опубликовать произведение (в том числе и разместить его онлайн);

    • автору (авторам) отправить письмо самому себе (или нескольким лицам) с запечатанным экземпляром программы. Старый «дедовский» способ, при котором на запечатанном конверте будет проставляться почтовая печать с датой. По этой дате потом можно доказывать факт создания произведения (при предъявлении претензий со стороны третьих лиц);

    • зарегистрировать и депонировать ПО в Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС) в соответствии с установленной процедурой. Созданное ПО после регистрации вносится в реестр компьютерной программы. В НЦИС подается пакет документов, включающих в себя выдержки из кода ПО, его экранные формы, экземпляр ПО на носителе, описание программы и некоторые другие документы. Заявителю выдается свидетельство государственного образца. Возможна выдача и англоязычного варианта;

    • заключить лицензионный договор, контракт на разработку ПО, авторский или иной вид договора. Дата подписания таких документов будет являться свидетельством признания сторонами факта создания ПО на момент подписания договора.

    При возникновении спора при помощи упомянутых выше способов можно обеспечить себе приоритетное доказательство создания ПО, и соответственно, возникновение прав на него.

    Достаточно распространенным является использование в ПО открытого кода (open source) и элементов, которые распространяются по открытым лицензиям, например, Creative Commons. Следует отметить, что лицензирование или передача ПО, в котором могут содержаться такие элементы, должны соответствовать тем условиям, на которых они распространяются. Кроме того, используя такой продукт в ПО, следует понимать, что исключительные права на него не приобретаются.

    Защита бренда

    Для многих компаний IТ-сферы важным аспектом является защита названия собственного продукта или сервиса. Помочь в этом может регистрация товарного знака или знака обслуживания (далее – товарный знак). Кроме того, товарный знак является ключевым аргументом для возможности регистрации определенного доменного имени или же «возврата» доменного имени, которое уже используется иными субъектами хозяйствования.

    В нашей стране регистрацию товарного знака осуществляет НЦИС. Для этого подается соответствующий пакет документов, содержащий в себе заявку, описание товарного знака, его визуальную (графическую) составляющую и др. Для обычной заявки (2-3 класса Международной классификации товаров и услуг) государственные пошлины могут составить от $550 до $700. При подаче международной заявки по Мадридской системе уплачивается также единая пошлина в размере 653 швейцарских франков (903 за цветной знак), плюс 100 швейцарских франков за каждую дополнительную страну. Для ряда стран (например, США) существует отдельная пошлина – 388 швейцарских франков. В среднем, весь процесс получения товарного знака может занять 1,5-2 года.

    Важным моментом является правильный выбор тех классов товаров и услуг, для которых будет регистрироваться товарный знак. В случае неправильного выбора прямой конкурент сможет зарегистрировать идентичный товарный знак для тех товаров и услуг, которые IТ-компания реализует или оказывает.

    Таким образом, охрана и защита интеллектуальной собственности в IТ-компании является одним из ключевых моментов вне зависимости от того, по какой модели она работает. Основное внимание должно быть уделено установлению режима коммерческой тайны, подписанию соглашений о конфиденциальности с контрагентами, защите ПО, а также получению товарного знака. При принятии данных мер в совокупности можно говорить о том, что интеллектуальная собственность IТ-компании надлежащим образом защищена.

    * Проприетарный – не являющийся свободным (об объектах авторских и иных похожих прав)

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by