Delo.by,

    Комментарии 17 Дек 2013 16:02

    Только позвоните – и вам откроют!

    Белорусские компании могут принять участие в реализации масштабных инвестиционных проектов в российской столице

    Константин Коржевич, г. Москва.

    Специально для «Дела»

    Москва – город больших возможностей. И не только для десятков тысяч наших сограждан, которые перебрались в Первопрестольную в поисках высокооплачиваемой работы, но и для белорусского бизнеса. Конечно, выйти на высоко конкурентный московский рынок совсем не просто – необходимы большие затраты, умение вести жесткий и даже агрессивный маркетинг, искать и использовать административный ресурс, без которого в российской столице никак не обойтись. Но, тем не менее, есть сферы, где белорусские компании вполне могут успешно работать. Для этого не надо стучаться в запертую дверь – достаточно просто позвонить, и вам откроют…

    Одно из таких направлений – масштабное инфраструктурное строительство, которое развернулось в Москве после избрания нового столичного мэра Сергея Собянина. Сейчас в городе просто невероятными темпами строятся новые дороги, транспортные развязки, железнодорожные пути, станции метрополитена, портовая инфраструктура на Москве-реке и др.

    При этом, во-первых, Москве катастрофически не хватает строителей, а это – возможность экспорта услуг для белорусских предприятий. Во-вторых, возможны самые разные варианты инвестирования, поскольку многие проекты – частные или с долей государства. В-третьих, открывается обширный рынок для поставщиков оборудования – от стройматериалов и дорожных знаков до систем безопасности, видеонаблюдения и т.п.

    Дорожный бум

    Две беды России хорошо известны. И если о степени здравомыслия титульной нации можно спорить, то состояние дорог здесь по-прежнему удручающее. Особенно больной эта проблема является в Москве. И не потому, что дороги плохи с точки зрения качества покрытия – оно-то как раз вполне соответствует европейскому уровню! Просто дорожная сеть элементарно не справляется с трафиком 15-миллионного города.

    Поэтому в ближайшие три года планируется ввести в эксплуатацию 340 км дорог и реконструировать 12 так называемых «вылетных» магистралей в направлении основных шоссе – Минского, Каширского, Ленинградского и др. Для увеличения скорости движения строятся новые тоннели, эстакады, подземные и надземные пешеходные переходы. Кроме того, реконструкция предполагает создание комфортных условий для работы общественного транспорта. На магистралях обустроят боковые проезды, оборудуют выделенные полосы и карманы для остановок автобусов, перехватывающие парковки, рассматривается возможность строительства трех новых мостов через Москву-реку. Из 13 развязок на МКАД, которые планируются к реконструкции, по всем объектам уже подготовлена градостроительная документация, по 10 – готова проектная документация, а по 9 – проведена экспертиза...

     «Объемы ввода дорожных объектов будут расти. В прошлом году мы сдали 60 км построенных и реконструированных дорог, в этом году должны сдать 70 км, в следующем – 76 км, в 2015-м – 94 км и 120 км до конца 2016-го», – говорит руководитель столичного Департамента строительства Андрей Бочкарев.

    70% инвестиций на развитие транспортной системы мегаполиса выделяется из бюджетных источников. Соответствующее финансирование заложено в трехлетней Адресной инвестиционной программе. Чтобы понять о каких суммах идет речь, достаточно оценить объемы финансирования некоторых знаковых проектов. Так, на ликвидацию пробок по дороге в Домодедово власти Москвы планируют потратить почти 50 млрд. российских рублей. С учетом протяженности участка (всего 23 км от МКАД) получается в среднем по 2 тыс. руб. за каждый погонный миллиметр трассы! Стоимость проекта сопоставима с годовым бюджетом такой страны как Таджикистан.

    Реконструкция всего лишь 9 «вылетных» магистралей с учетом строительства нескольких развязок на Дмитровском шоссе обойдется бюджету в 94 млрд. руб. А Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), которая к 2025 году пройдет по территории Подмосковья в 50 километрах от МКАД (ее строительство начнется 1 января 2014 г.), оценена в 300-350 млрд. руб.

    Желающие могут перевести эти цифры в доллары США по курсу примерно 32 к 1, чтобы оценить масштабы финансирования. И речь идет не только о возможности заработать на строительных подрядах, но и об инвестировании. Рассказывая о проекте транспортной развязки у площади Белорусского вокзала, строительство которой начнется в 2014 году, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил: «Мы хотели бы привлечь на этот проект серьезных инвесторов, и такой интерес с их стороны уже есть».

    Перспективные инвестиции

    На самом деле интерес этот далеко не праздный. Инфраструктура дает доход не только сама по себе за счет оказания платных услуг, но и повышает стоимость земельных участков, а значит – вложений в недвижимость. Так, по оценке экспертов компании «Миэль-Загородная недвижимость», цены на землю в пределах будущей ЦКАД могут вырасти минимум в 2 раза уже после начала строительства, а по его завершении – в 4 раза!
    «Прогнозировать развитие цен на земли вдоль ЦКАД можно, опираясь на аналитику прошлых лет, – говорит директор компании по развитию Елена Мишина. – Так, стоимость сотки земли под коммерческую недвижимость в западном секторе МКАД неуклонно увеличивалась: с 1995 по 2000 г. она выросла в 5 раз, с 2000 по 2008 г. – в 3 раза».
    В 2012 году в Москве было введено почти 2,6 млн. кв. м. жилья, что на 7,7% больше, чем в 2011-м. В том числе, только за счет средств бюджета Москвы было построено 45 жилых домов площадью 532,6 тыс. кв. м.

    Помимо этого, в рамках адресной инвестпрограммы города, за счет средств федерального бюджета и привлеченных средств в 2012-м были сданы в эксплуатацию 13 объектов физической культуры и спорта, 17 объектов здравоохранения, 4 объекта культуры, 76 детских садов (в том числе 9 – за счет средств инвесторов), 8 школ и 1 детский дом.

    Недавно Москомархитектура внесла предложение построить в Перово и Царицыно два новых вокзала, которые будут обслуживать пассажиров высокоскоростных магистралей и поездов дальнего следования. А еще в Москве скоро может появиться четвертый аэропорт, поскольку предел пропускной способности подъездов к нынешним трем аэропортам наступит, когда через столицу будут летать 90 млн. пассажиров в год. В настоящее время их почти 60 млн., а к 2030-му году ожидается 179 млн.

    Совсем недавно Национальная ассоциация судовладельцев России и ряд компаний-инвесторов обратились к московским властям с предложением (которое, кстати, уже одобрили московские депутаты) передать вопросы развития транспортного сообщения на Москве-реке негосударственной управляющей компании, объединяющей пул инвесторов. Речь идет об организации регулярного пассажирского сообщения по реке по ценам сопоставимым с метро и автобусами с использованием 4 паромных переправ и 2 регулярных пассажирских маршрутов. А еще – о строительстве 20 плавучих гостиниц на 3 тыс. мест, автостоянок и вертолетных площадок на воде, модернизации 170 и строительстве 25 причалов, реконструкции Северного и Южного речных вокзалов и др.

    Все это – за счет частных вложений! Выгода для инвесторов – прежде всего, в возможности строить отели, магазины и рестораны на воде, поскольку стоимость такого строительства в 3,5 раза ниже, чем на земле. Оно не требует аренды земельных участков, а стоимость аренды участка воды площадью 2,5 тыс. кв.м., например, в Центральном округе столицысоставляет всего… 76 рублей в год. Тогда как аренда аналогичного земельного участка обойдется почти в 3 млн. руб.! Кроме того, объект на воде возводится из легких материалов, что еще на 40% уменьшает затраты на строительство. Темпы  строительства на воде также вдвое выше, чем на земле. Одним словом, идея обещает быть перспективной во всех отношениях.

    Конечно, речь идет о грандиозных проектах, и поучаствовать в их реализации в качестве самостоятельных девелоперов белорусам будет довольно сложно – конкуренция на этом рынке весьма жесткая. Однако ничто не мешает нашим компаниям выступать в качестве дольщиков с целью последующей выгодной перепродажи недвижимости. По мнению российских экспертов, только за счет стабильного превышения спроса над предложением цены на московском рынке недвижимости в ближайшие 5-6 лет вырастут на 15-20%. А в некоторых новых районах, таких, например, как Новая Москва (недавно присоединенные к столице южные районы), этот рост по мере развития инфраструктуры может составить даже 50%.

    Еще один вариант – поставка материалов и оборудования. Уж здесь-то с учетом фактора Таможенного союза и ЕЭП нашим производителям, как говорится, и карты в руки! И речь не только о стройматериалах – цементе, железобетонных конструкциях и т.п., но и о сложном оборудовании. Например, недавно Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК), являющаяся основным оператором по теплоснабжению в столице, начала обновление сети котельных в Новой Москве. А это ни много ни мало – более 50 малых котельных, 3 – районных и несколько более крупных. Идет речь также о замене труб на более современные – такие технологии производства и укладки есть в Беларуси даже у частных компаний! И подобных проектов оснащения и оборудования самых разных объектов в сфере строительства и ЖКХ очень много. Только в Новой Москве адресная инвестиционная программа столицы предполагает выделение в ближайшие три года более 50 млрд. руб. на строительство объектов дорожной и социальной инфраструктуры. Так что, надо лишь отслеживать открывающиеся возможности.

    Конкурентные преимущества – цена и сроки

    Пример подают белорусские метростроители, которые приняли к сведению информацию о том, что мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу: построить к 2015 году более 70 км линий метро. В 2012-м на развитие Московского метрополитена было выделено свыше 100 млрд. руб. ($3,125 млрд.)! По перспективному плану до 2020 года здесь планируется построить 150 км новых линий метро и 70 новых станций.

    Поскольку такой объем работ явно не под силу московским метростроителям, весной 2013-го власти Москвы для строительства столичного метро создали несколько совместных предприятий с компаниями из СНГ. В частности, «Мосинжпроект» (компания, на 100% принадлежащая городу Москве) создал два СП – «Минскметрострой» и «Еврасстрой». При этом 49% в ООО «СП «Минскметрострой» принадлежит белорусскому ООО «Минскстройэкспорт», 49% – «Мосинжпроекту», 2% – «Банку Москвы».

    То есть, речь уже идет о полноценном участии белорусской компании в очень крупном проекте! Во многом это стало возможным благодаря имеющейся у нее технологии строительства – гораздо менее затратной, чем предлагают российские строители.

    Белорусы предложили вернуться к использованию сборных железобетонных конструкций при строительстве станций московского метрополитена. Сейчас в Москве в основном используются монолитные железобетонные конструкции. Срок сооружения станции с их использованием составляет 11 месяцев, а методом сборных ЖБК – 5 месяцев. При этом в первом случае будет задействовано 80 рабочих, а во втором – только 27. Белорусский метод позволяет сэкономить при строительстве станций метро до 30% средств.

    Тем же путем пошла и компания «Белгоспроект». В конце прошлого года она предложила администрациям Смоленской, Брянской, Новосибирской, Калининградской, Московской, Ленинградской и Новгородской областей построить в каждом из этих областных центров «Белорусский квартал». Речь идет о целом комплексе зданий, включающем в себя не только жилье, но и сопутствующую инфраструктуру.

    По сути дела, это комплекс предложений отечественных домостроительных комбинатов, адаптированный под российские стандарты. Начальник управления внешнеэкономической деятельности Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Алексей Шило считает, что стоимость 1 кв. м жилья, построенного белорусами в России, в среднем составит от $600 до $800 (от 18 до 25 тыс. российских рублей). Сейчас средняя себестоимость строительства 1 кв. м жилья в России составляет 33-35 тыс. рублей – почти вдвое дороже.

    «У нас есть модернизированные строительные комбинаты. Вхождение в российские строительные программы с нашими сериями ДСК позволит обеспечить на годы вперед загрузку наших производственных мощностей», – отмечает вице-премьер Беларуси Анатолий Калинин.

    По словам представителя Негосударственного партнерства саморегулируемой организации (СРО) «Межрегиональное объединение строителей» Владимира Пикулика, в настоящий момент около 75 белорусских строительных организаций получили необходимые допуски  для строительства в России. И предложения белорусских строителей тем более ценны, что они учитывают более низкую стоимость рабочей силы, которой в Москве в принципе не хватает. Как считает Марат Хуснуллин, для выполнения задач, стоящих перед стройкомплексом Москвы, городу необходимо еще около 200 тысяч строителей.

    «У нас огромная нехватка квалифицированных рабочих и инженерного персонала в отрасли дорожно-транспортного строительства, то есть, там, где у нас основные объемы», – говорит заместитель мэра.

    На данный момент в Москве работает более 1 млн. строителей, в основном это москвичи, жители Московской области и других городов России, и лишь 8-10% – жители других регионов и стран. Так что, квалифицированные специалисты из Беларуси здесь востребованы.

     

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by