DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 5 Июн 2012 0:00

    Интеграционная полоса. С препятствиями

    Первые результаты работы белорусских производителей в условиях Единого экономического пространства – обнадеживают. Но белорусскому бизнесу нужно активнее лоббировать свои интересы и учиться защищать свои рынки.

    На постсоветском пространстве новая полоса – на этот раз интеграционная. Пока эта полоса – с препятствиями в виде многочисленных национальных ограничений, оставшихся в наследство от «парада суверенитетов». Тем не менее, образование ЕЭП уже значительно изменило экономику стран СНГ, в том числе, Беларуси. Попробуем оценить эти изменения с точки зрения перспектив отечественного бизнеса.

    Сырьевой «трансформер»

    Свободное перемещение и движение капитала, товаров и рабочей силы в рамках ЕЭП началось. Но если капитал пока решает куда идти, работники в своем большинстве тоже выжидают, то товарные потоки демонстрируют чудеса интегрированности.
    Впрочем, пока белорусская экономика функционирует по незамысловатому принципу. Мы покупаем в России нефть по $450, а затем перепродаем ее в ЕС либо в чистом виде, либо в переработанном. В процессе такой «сырьевой комбинации» наши продажи в Евросоюзе выросли в 2 раза. А вот экспорт в Россию прирос всего на 19%. Если не «заморачиваться» на сырьевом характере экспорта, то такой результат стоить считать сенсационным. Правда, политики не испытывают особого удовольствия от этих цифр, поскольку изначально ЕЭП должен был обеспечить именно взаимный рост экспорта Беларуси, России и Казахстана. А в нашем случае непонятно: с кем мы интегрируемся, а кто грозит нам экономическими санкциями?         

    Итак, первый «интеграционный» итог – российское сырье стало катапультой экспортной экспансии Беларуси на Запад. Теперь попробуем разобраться в статистических показателях в рамках ЕЭП и оценить успехи на этом направлении. Вы не поверите, но на первом месте по темпам роста белорусского экспорта находится такой товар, как «предметы и принадлежности одежды из меха и прочие меховые изделия». Наша интеграция началась со 182-кратного (!) увеличения продаж в Россию белорусских меховых изделий. Вряд ли кто-то из чиновников и экономистов предполагал, что отечественные меховщики так стремительно ворвутся на новый для себя рынок!

    Еще один потрясающий результат нашей торговой экспансии в Россию – устройства на жидких кристаллах и лазеры. Этот сектор обеспечил рост продаж в 3,2 раза. Экспортные поставки в РФ белорусских автомобилей для перевозки 10 и более человек выросли в 2,66 раза, электронных интегральных схем – в 2,45 раза, строительных деталей из пластмасс – в 1,93 раза.

    Без сомнения белорусским экспортерам есть чем гордиться. Всего за 3 месяца 2012 года они продали на российском рынке грузовых автомобилей на $315 млн. (темп роста продаж – 156%!), а тракторов и седельных тягачей – на $260 млн. (рост – 149%). Несложно подсчитать, что при сохранении нынешних темпов годовая выручка в обоих случаях может составить более $1 млрд.! С другой стороны, надо учитывать, что на мировом рынке начинается рецессия. Уже сейчас во многих странах наблюдается снижение экономической и внешнеторговой активности. Как считают многие экономисты, не за горами – падение цен и новый виток экономического кризиса. Как это скажется на рынке ЕЭП – пока вопрос.

    Несколько слов о рынке продовольствия. С начала года белорусские производители продали в Россию шоколада и шоколадных изделий на 64% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт белорусских колбас и мясопродуктов в РФ увеличился в 3 раза, фруктов (!) – в 2,24 раза. Рост экспорта масла составил 145%, молочная продукция добавила 60%. Все это – на фоне дискуссий о санкциях и периодически вспыхивающих интеграционных спорах! Хотя спорить здесь вроде бы и не о чем: есть результат и он убедителен, даже для пессимистов.

    Автомобильный провал

    Но на фоне явных достижений есть ошибки, и даже провалы. К сожалению, наши чиновники плохо разобрались с некоторыми рыночными нишами. Тогда как россияне были более настойчивы, последовательно защищая свои интересы. Это особенно заметно на примере автомобильного рынка.

    С середины прошлого лета объединенными «интеграционными» усилиями в рамках ЕЭП были установлены заградительные пошлины на импорт автомобилей. Первые итоги 2012 года наглядно демонстрируют плачевный для нас результат. Да, мы закрыли рынок для подержанных авто, поскольку искали «совместный интерес». Но о потребителях не подумали, и спрогнозировать последствия не удосужились. И, как часто бывает, в стремлении к лучшему по существу «грохнули» свой автомобильный рынок. Вместо этого мы увеличили продажи в Беларуси российских моделей за первый квартал 2012 года на 1152 штуки. В год это означает около 5 тыс. машин. При объемах ВАЗа и других российских лоббистов – это пустяк как для производителя, так и потребителей.

    И ведь вряд ли кто-то всерьез полагает, что белорусы, выездив ресурс своих иномарок, погорюют и выстроятся в очередь за «Калинами»! С начала года наши соотечественники уже купили «не в России» 11689 автомобилей новых и б/у на $137 млн. Тогда как за российские машины выложили всего $19,7 млн. Для сравнения: только в Германии и только новых авто мы в 1-м квартале приобрели на $24 млн., причем, невзирая на все ограничения!

    В суровых заградительных условиях белорусы за 3 месяца 2012 года ввезли 8382 подержанных автомобиля. В среднем одна такая машина стоила $8178, что немаловажно при средней зарплате в стране в $360. Казалось бы, дорого! Притом, что новых украинских или узбекских «корейцев» можно купить за $6 тыс. Но потребители голосуют кошельком против этого. Так что, политикам пора подумать о собственном населении, а не об абстрактных интеграционных формулах. Да и для России рост продаж на 4-5 тысяч машин в год – вряд ли серьезная выгода…

    Зарплата в России сейчас примерно в 3 раза выше белорусской. Так, может быть, если новоиспеченный лейтенант российской армии получает в месяц $1600, а наш молодой инженер – в 5 раз меньше, стоит ввести новое интеграционное правило? Причем, очень простое: пока наша зарплата не сравняется с российской, стоит применять «формулу равных возможностей». И разрешить гражданам Беларуси покупать подержанные автомобили без таможенных пошлин, и прочих «прибамбасов» типа утилизационного сбора.  

    Такая политика, направленная на повышение благосостояния граждан, станет мощным фактором дальнейшего сотрудничества в рамках ЕЭП. А заодно – значительно поднимет престиж правительства. А ВАЗ пусть учится работать без искусственных преференций – качественно и эффективно. Уверен: в конце года про 5 тысяч «недокупленных» белорусами машин вряд ли кто-то вспомнит.

    Резюмируя

    Белорусский бизнес не должен сидеть, сложа руки. Риск, конечно, есть, но нельзя выжидать вечно. Деловым людям нужно быстрее реагировать на новые рыночные тренды. Например, на рост спроса со стороны состоятельных российских потребителей на меховые изделия и качественные продукты питания. А со стороны белорусов – на дешевые автомобили и недорогую одежду и обувь.

    Что касается чиновников и экономистов, то они, на мой взгляд, слишком много времени тратят на бессмысленные споры: например, куда идти – на Запад или на Восток? Куда бы мы ни пошли, земля – круглая. Интеграция – это процесс, или, как сказал бы классик – живое творчество масс. Именно сейчас на постсоветском пространстве формируется модель сотрудничества на годы вперед. А значит, пора учиться делать аналитические оценки и быстро реагировать на новые вызовы. Как бы привлекательно ни выглядели сегодня показатели внешней торговли, сырьевой экспорт – не вечен, и строить на его основе долгосрочные прогнозы не стоит. Нужно стараться рыночными методами защищать свой рынок, интересы своего бизнеса и своего населения.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by