Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 1 Сен 2013 0:00

    Игры в протекционизм

    Влияние недавно введенных антидемпинговых пошлин на импортные легковые фургоны через полгода-год минимизируется

    Белорусский рынок уже ощутил последствия введения антидемпинговых пошлин на импортные коммерческие легковые автомобили. Импортеры и производители, чья продукция попала под действие пошлин, скорректировали свои стратегии продаж и выпуска автомобилей. Стоит отметить, что рынок легковых коммерческих автомобилей очень гибко отреагировал на новые ограничения.  Дилеры и импортеры переориентировали спрос покупателей на другие версии своих моделей, а заводы даже задумались об организации своего сборочного производства на территории стран ТС.

    Антирыночные меры

    В середине мая Евразийская экономическая комиссия ввела антидемпинговые меры в отношении иностранных легких коммерческих автомобилей. Пошлины коснулись продукции автоконцернов Германии, Италии и Турции. Одним административным решением в страны Таможенного союза был ограничен импорт фургонов Volkswagen, Mercedes-Benz, IVECO, Fiat, Ford. 

    Антидемпинговые пошлины коснулись легких коммерческих автомобилей с полной массой от 2,8 т до 3,5 т включительно. При этом – с дизельным двигателем и с рабочим объемом цилиндров не более 3000 куб. сантиметров. Тип кузова автомобилей, попавших под ограничительные меры, определяется как «фургон», модификации – «грузовой цельнометаллический фургон» (предназначен для перевозки грузов до 2 т включительно) либо модификации «комби-грузопассажирский фургон» (предназначен для комбинированной перевозки грузов и людей).  

    Кстати, пошлины на авто разных производителей отличаются. Так, фургоны всех марок немецкого производства при ввозе в Россию облагаются пошлинами в размере 29,6%. Итальянские брэнды, включая французские Peugeot и Citroen, что выпускают на итальянском заводе Fiat, прибавят в стоимости 23%. А пошлины на фургоны из Турции (в основном Ford Transit) оценили в 11%. Согласно пояснительной записке к постановлению Евразийской экономической комиссии, размер пошлин был определен после анализа ввозных цен на автомобили из указанных стран. По мнению экспертов «Дела», размер пошлин определила дельта между стоимостью ввозимого транспортного средства и стоимостью аналогичного автомобиля российского производства. Чем она больше, тем выше антидемпинговая пошлина.

    Нововведение на рынке легковых авто явно не способствует развитию свободной конкуренции в отрасли и оченьпохоже на неприкрытую протекционистскую меру, направленную на поддержание российского автопрома. К сожалению, в ущерб потенциальным автовладельцам. Еще в 2011 году было начато антидемпинговое расследование в отношении импорта легких коммерческих автомобилей в страны ТС. Оно было инициировано российским Минпромторгом, кстати, по заявлению автомобильной компании «Соллерс-Елабуга», которая на сегодня – монополист в России. Однако, по мнению председателя БАА Сергея Михневича, компании, которые были «зачинщиками» антидемпинговой политики,вряд ли выиграют от этих мер. Ведь потребитель, уже лояльный к определенному брэнду, будет стараться выбирать автомобили именно «своей» марки.

    Кстати, Белорусская автомобильная ассоциация выступала против введения пошлин еще на стадии обсуждения нововведений. БАА контактировала лишь с министерством экономики Беларуси, которое высказало свою поддержку. Однако обсудить или оспорить протекционистские меры на другом уровне белорусской стороне не удалось – решение принималось не в Беларуси. В итоге отечественный рынок легковых коммерческих авто новые пошлины принял как данность. 

    Ставка на гибкость

    и оперативность

    Прошло не так много времени, чтобы делать какие-то определенные выводы. Тем не менее, изменения на рынке ощутили импортеры практически всех марок. Конечно, больше всего пострадали те, кто предлагает автомобили немецкого автопрома – Volkswagen, Mercedes. За ними (в порядке убывания величины пошлин) – импортеры Peugeot, Citroen, Fiat. Замыкают список те,  кто поставляет турецкие FordTransit. В итоге большинство импортеров либо вовсе перестали предлагать клиентам данные автомобили, либо оставили их в прайс-листах, увеличив цены в соответствии с размером применяемой антидемпинговой пошлины.  

    «Я считаю, что каждый импортер автомобилей в страны Таможенного союза ощутил влияние пошлин и так или иначе пересмотрел структуру предложения, – отмечает Антон Бочик, руководитель сектора продаж коммерческих автомобилей импортера Volkswagen«Атлант-М Фарцойгхандель». – Удорожание некоторых моделей оказалось значительным. Например, Volkswagen. Цена модели Crafter35 с полной допустимой массой 3,5 т увеличилась практически на 30%, что сделало предложение данной версии на рынке бессмысленным. Мы, как и импортеры тех марок, которых введение антидемпинговой пошлины коснулось в большей степени, переориентировали спрос покупателей на другие версии своих моделей. Это сгладило негативное влияние протекционистских мер, и рынок не просел».

    Белорусские импортеры довольно гибко отреагировали на административные изменения на рынке. Например, в секторе коммерческих автомобилей Volkswagenпод пошлины попали две модели – грузовые фургоны VolkswagenCrafter35  с полной допустимой массой 3,5 т и TransporterKasten, оснащенный дизельным двигателем с полной допустимой массой 2,8 т-3,2 т. Чтобы удержаться на прежнем уровне, компания сделала упор на предложение бензиновых двигателей TransporterKasten. Также разработала специальное предложение –  Crafter35 Kastenс увеличенной полной допустимой массой 3,55 т,  который выходит за обозначенные ограничения и не подпадает под антидемпинговую пошлину. А клиентам, которым принципиально важно, чтобы автомобиль имел полную массу не более 3,5 т, импортеры предлагают приобрести Crafter35 шасси вместо грузового фургона, а затем дооснастить его грузовым боксом. Кстати, не менее оперативно подстроились под новые условия и производители –  завод VolkswagenAGтут же наладил в Польше производство TransporterKastenс дизельными двигателями.  

    «Нам удалось удержать цены на прежнем уровне – стоимость коммерческих автомобилей «Ford» не изменилась, – констатирует Андрей Гаврилов, заместитель директора по развитию и сбыту импортера Ford«Атлант-М Боровая». –  Естественно, рынок отреагировал на произошедшие изменения корректировкой спроса. Так как цена на наши коммерческие автомобили Ford Transit осталась прежней, то спрос возрос. Необходимо отметить, что в начале 2013 года мы представили очень перспективный коммерческий автомобиль Ford Transit Custom, завоевавший почетный титул International Van of the year 2013. Мы предлагаем его как в грузовых, так и комфортных пассажирских версиях. Клиенты уже оценили эти машины по достоинству».

    В Беларуси нашлась «лазейка», чтобы обойти новые ограничительные меры. Это Декрет Президента №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности».«Напомню, что согласно декрету, предприятия могут ввозить транспортные средства без уплаты таможенных пошлин, – отмечает Сергей Михневич. – Предприниматели будут искать другие пути и ввозить в страну технику с пробегом, что уже и происходит. К слову, обе эти меры – Декрет №6 и введение антидепминговых пошлин –  приведут к всплеску ввоза в страну техники, бывшей в употреблении.  Однозначно, это негативный тренд».

    Рынок отреагирует и…

    продолжит рост

    Эксперты «Дела» говорят о росте рынка легких коммерческих автомобилей, который не просядет и в ближайшее время. «Особенно бурно развивается сегмент TRBC/D, в котором у Volkswagenпредставлена модель VolkswagenCrafterв исполнении 3,5 т и 5 т., – отмечает Антон Бочик. – Поскольку введенные антидемпинговые пошлины затрагивают данный сегмент лишь частично, мы полагаем, что в ближайшем будущем нас ожидает его структурное изменение, а также перераспределение рыночных долей в сегменте среди игроков».

    Дилеры и импортеры однозначно будут делать все возможное, чтобы сохранить для своих клиентов возможность приобретения качественных европейских автомобилей, к чему они уже давно привыкли. «В частности, я вижу следующие возможные решения проблемы, – замечает председатель БАА Сергей Михневич. –  Перекомплектация автомобилей на бензиновые двигатели – во-первых, автомобили с такими двигателями стоят дешевле своих дизельных аналогов, во-вторых, дизельное топливо сейчас не особенно выгодно для потребителей. Возможен и перенос производства из стран, подпадающих под пошлины. Я думаю, что еще полгода-год – и рынок отреагирует на введение данных мер,  их влияние станет минимальным».

    Кстати, концерн Volkswagenуже ведет экономические расчеты организации сборочного производства своей продукции в странах Таможенного союза и ищет подходящие площадки для запуска крупноузловой сборки модели Transporterкак на территории Беларуси, так и в России. Окончательное решение будет принято в ближайшее время.

     

    Справка «Дела»

    По оценкам БАА, ежемесячно в Беларусь ввозится примерно 400-500 легких коммерческих автомобилей. Преимущественно –  из Германии, Франции, Турции. По итогам прошлого года в стране было продано 4 662 автомобиля (рост продаж составил 64%). Втоп-10 самыхпродаваемыхбрэндоввошлиVolkswagen Caddy, Volkswagen Crafter, Volkswagen Transporter, Ford Transit, Peugeot Partner, Peugeot Boxer. Стоимость продаваемых в Беларуси новых импортных коммерческих автомобилей колеблется в диапазоне $20 тыс. – 50 тыс.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by