Delo.by,

    Комментарии 4 Май 2016 11:33

    Игра в конкуренцию

    Можно ли победить монополию, если государство одновременно является и собственником, и регулятором?

     

     

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

    Как считают белорусские юристы, конкурентное право в нашей стране фактически сформировано. Оно заложено в Конституции, в Законах «О естественных монополиях», «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», а также во многих Указах Президента. Однако деловое сообщество недовольно тем, как это право реализуется на практике. Из года в год бизнес-союзы обращают внимание властей на проблему антимонопольного регулирования. Инициативы по формированию добросовестной конкурентной среды традиционно лидируют среди предложений белорусского бизнеса по реформированию делового климата в стране.

    Необоснованный оптимизм

    Без сильного антимонопольного регулирования в стране невозможно создать эффективную экономику. Это доказано практикой многих успешно развивающихся государств. Белорусские бизнес-ассоциации еще несколько лет назад предлагали создать в стране независимый национальный антимонопольный орган. В 2014 году это предложение было даже включено в совместный план Правительства и Нацбанка, однако так и не было реализовано.

    В этом году белорусские власти вроде бы признали актуальность такой задачи. В программном Указе Президента №78 от 23 февраля 2016 года «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» наконец-то появился тезис о необходимости принять дополнительные меры по развитию добросовестной конкуренции и повышению роли в экономике антимонопольного регулирования. В документе сказано, что необходимо «обеспечить надлежащую защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, повысив эффективность системы антимонопольного регулирования».

    Однако эксперты считают, что побудительным мотивом для такого заявления стало, скорее всего, не осознание необходимых перемен, а желание быть в фарватере евразийских тенденций. Дело в том, что партнеры по ЕАЭС давно имеют независимые антимонопольные органы, а Беларусь в этом вопросе осталась аутсайдером. Декларации о необходимости повысить эффективность системы антимонопольного регулирования – дело, конечно, хорошее. Главное – будут ли приняты необходимые меры по внедрению в стране современной практики антимонопольного регулирования. Между тем, в этом году тезис о необходимости развития в стране добросовестной конкуренции снова попал в «Национальную платформу бизнеса-2016». Причем, теперь бизнес призвал создать в стране систему противодействия монополистическим проявлениям и поддержки добросовестной конкуренции с помощью Государственного агентства по антимонопольной политике и развитию конкуренции.

    Однако не надо питать иллюзий на этот счет: подобное агентство в Беларуси создано не будет. Уже известно, что вместо создания Государственного агентства по антимонопольной политике и развитию конкуренции будет проведена лишь некоторая «рокировка» существующей системы антимонопольного регулирования. То есть, у Минэкономики как у антимонопольного органа заберут функции регулятора антимонопольной политики и передадут их Министерству торговли Беларуси.

    Министр экономики Владимир Зиновский 2 марта на XVII Ассамблее деловых кругов Беларуси весьма оптимистично оценил факт передачи функции антимонопольного регулирования от Минэкономики Минторгу. Однако на чем основывается этот оптимизм – не совсем понятно.

    «Долгие годы тема развития конкуренции обсуждалась не только из-за противоречий интересов государства как регулятора и как собственника. Указ №78 определил приоритет: конкуренция на внутреннем рынке для государства превыше всего»,– подчеркнул министр.

    Нужен социальный заказ

    Базовые постулаты антимонопольного регулирования хорошо известны – это свобода рынка и его равнодоступность для всех, а также недопущение злоупотребления на рынках субъектами, чья доля на соответствующем сегменте такова, что субъект своими действиями может влиять на поведение других участников рынка. В свою очередь недопущение ценового сговора, запрет на ограничение доступности товара либо на предоставление необоснованных экономическими либо социальными предпосылками преференций отдельным участникам рынка – это основные инструменты антимонопольного регулирования, основа которого – свободный доступ к рынку.

    Все эти атрибуты в большей или меньшей степени работают в других странах. У нас же до сих пор фактически отсутствует так называемый социальный заказ на антимонопольное регулирование. Ни для кого не секрет, что в стране по-прежнему практикуется государственный протекционизм, ведется контроль за ценообразованием, сохраняются ограничения по входу на рынки, а также действуют устные и письменные запреты на продажу товаров вне определенных административно-территориальных единиц и т.д.

    Более того, в Беларуси до сих пор практикуется ручное управление не только отдельными предприятиями, но и даже целыми отраслями. По крайней мере, до недавнего времени случалось, что работник исполкома определял, сколько сырья в виде молока или мяса получит тот или иной перерабатывающий комбинат.

    Приоритеты антимонопольного органа

    В последние годы функции антимонопольного органа в Беларуси выполняло Министерство экономики. Как показала практика, белорусский антимонопольный орган основное внимание в этой деятельности уделял установлению факта доминирующего положения субъекта хозяйствования на рынке. Для этого в Беларуси составляют реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканских либо местных товарных рынках, за деятельностью которых установлены госрегулирование и контроль.
    Правила включения в такие реестры определены в Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минэкономики №229 от 17 октября 2002 года. В ней содержатся достаточно подробные правила определения границ товарных рынков, взаимозаменяемость товаров, емкость рынка, доли рынка и т.д. В частности, для субъектов хозяйствования, производящих товары народного потребления или оказывающих услуги, эта доля составляет 30% от соответствующего товарного рынка, а для производителей товаров производственно-технического назначения – 45%.

    То есть, работает простое правило: если, к примеру, предприятие занимает долю рынка определенных продуктов питания в рамках определенного рынка (следует иметь в виду, что это может быть как республиканский рынок, так и рынок какого-то района) в 30%, то оно может быть признано занимающим доминирующее положение.
    Впрочем, в соответствии с законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» предприятие может быть признано занимающим доминирующее положение даже в том случае, если занимает меньшую долю рынка. Это может стать реальностью, «если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим».

    Очевидно, что подобный критерий весьма субъективен. Однако, руководствуясь именно этим критерием, в республиканский реестр доминирующих юрлиц были включены в свое время импортеры чая и кофе, хотя их рыночная доля была ниже 20%.

    Следует также обратить внимание на следующее обстоятельство. Если положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта. Сегодня эта норма, как отмечают эксперты, как раз и позволяет некоторым чиновникам использовать антимонопольное регулирование в качестве инструмента сдерживания цен. Представители отечественного бизнеса отмечают, что в нынешней ситуации ценовое регулирование, декларативно отмененное в Беларуси в ряде случаев в процессе либерализации экономики, фактически трансформировалось в антимонопольное регулирование.

    Добросовестная конкуренция…пока невозможна

    Белорусские предприниматели постоянно жалуются на засилье монополистических практик со стороны госпредприятий, особенно в торговле и сфере услуг. Бизнес также настораживает следующая тенденция. Антимонопольный орган Беларуси признал около 600 субъектов хозяйствования занимающими доминирующее положение на товарных рынках и около 200 субъектов – естественными монополиями. Однако при этом в стране по-прежнему продолжается кампания по созданию крупных холдингов (хотя эффективность таких структур весьма сомнительна).

    Представители бизнеса сомневаются, что ситуация с антимонопольным регулированием в Беларуси изменится, пока около 60% активов экономики принадлежат одному собственнику – государству. Они считают, что пока государство в одном лице выступает и регулятором, и собственником, Беларусь обречена на монополистическую модель экономики. Так что, при явном доминировании государства в экономике любые попытки применить даже самые передовые мировые практики противодействия монополистической деятельности в Беларуси будут обречены на провал.

    Бизнес считает, что в сложившейся ситуации Беларуси стоило бы законодательно ограничить присутствие государства как собственника в экономике, например, установить предельный процент капитала в уставных фондах компаний, который может принадлежать государству и госорганизациям, а также ограничить влияние исполкомов, отраслевых министерств и концернов на принятие оперативных управленческих решений субъектами хозяйствования.

    Эксперты также убеждены, что многие белорусские законодательные новации должны обязательно визироваться бизнесом на предмет возможного сокращения или искажения конкурентной среды в тех или иных отраслях. К примеру, введенные ранее требования Минстройархитектуры об аттестации в строительстве, хотя формально и не нарушают антимонопольное законодательство, но фактически создают риски для многих игроков строительного рынка. Известно также, что нередко путем ужесточения технических требований частные малые и средние компании вытесняются из прибыльных сфер бизнеса, если они создают конкуренцию госпредприятиям.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by