Delo.by,

    Комментарии 24 Дек 2013 17:08

    GSM-операторы: каждого – свой путь

    Затишье, которое наступило на рынке мобильной связи в связи с его насыщением, кажущееся. Все три GSM-оператора предпринимают энергичные меры для удержания и расширения своей доли рынка.

    Игорь Клоков,

    Специально для «Дела»

    При общей численности населения нашей страны в 9,5 млн. чел. совокупная абонентская база мобильных операторов приближается к 11 млн. чел. Очевидно, что у большинства пользователей – по две или даже три SIM-карты, и эта тенденция сохраняется. О чем говорят цифры прироста абонентских баз операторов «большой двойки» – примерно на 4-5% за год. Что касается самого молодого GSM-оператора, то ему не остается ничего другого, как продолжать агрессивный маркетинг, предлагая сверхдешевые услуги в надежде все-таки потеснить конкурентов. Lifeинициировал и продолжает энергично продвигать так называемую «услугу переноса номера», когда абоненту предлагается перейти от одного оператора к другому, сохранив прежний номер. Очевидно, с этой услугой Lifeсвязывал определенные ожидания по расширению своей доли рынка. Но ожидания не оправдались, в том числе и потому, что процедура переноса требовала значительных затрат времени, оформления нескольких документов. Кроме того, операторы «большой двойки» постарались методами тарифного регулирования избавить абонентов от искушения. По данным Минсвязи, за полтора года услугой по переносу номера воспользовались лишь 6,5 тыс. абонентов. Как отметил министр связи и информатизации Николай Пантелей: «практика показывает, что эта услуга особого интереса не представляет… Тарифы на услугу переносимости номера не регулируются государством, являются свободными и формируются сотовыми операторами самостоятельно». Очередной этап продвижения услуги переноса номера связан с выходом Постановления Совета Министров № 843 от 26 сентября 2013 г., которое значительно упрощает процедуру перехода от одного оператора к другому с сохранением номера. Теперь перенос номера должен быть выполнен за сутки, а от абонента требуется только одно заявление в адрес оператора, к которому он хочет перейти. Но даже в Lifeне ожидают, что это постановление существенно повлияет на рынок. Как оказалось, мало предложить низкие цены при достаточно конкурентном покрытии, более существенным оказалось то, что при этом трудно сохранить прежний круг общения. Определяющее значение имеет высокая стоимость межсетевых звонков. Как признает Максим Ивашин, ведущий специалист по связям с общественностью Life, «услуга переноса номера принесет взрывной рост абонентской базы лишь тогда, когда этот барьер будет снят. Здесь уместна аналогия с китайскими смартфонами: как только покупатель убедился, что они ни в чем не уступают брэндовым по функционалу и надежности – это сразу же привело к быстрому росту их доли на рынке». Министр связи и информатизации признает, что стоимость межсетевых звонков (которые выполняются с участием госоператора «Белтелеком») следует снизить, поскольку это «благоприятно отразится на стоимости услуг для абонентов и их возможности воспользоваться преимуществами конкурентной среды».

    Смартфон как двигатель ARPU

    ARPU – среднемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента – один из основных показателей операционной деятельности мобильного оператора. Если сравнивать двух ведущих игроков, то по итогам первого полугодия ARPUу Velcom– €4,9, у МТС - €4,06 (Br51369 по данным компании на 19 сентября). Заметной разницей старейший GSM-оператор  не в последнюю очередь обязан тому, что вовремя подметил и удачно использовал наметившийся тренд на «техническое перевооружение абонентов»  –желание большинства из них использовать не просто «говорящую трубку», а смартфон. В условиях, когда мобильная связь все чаще используется для передачи данных, а не только для разговоров, смартфон значительно расширяет возможности оператора по предоставлению услуг. Инвестиции потребителей в собственное переоснащение были поддержаны velcomс помощью программы микрофинансирования, известной как «смарт-рассрочка». Генеральный директор ИП «Велком» Гельмут Дуз в интервью «Делу» недавно отметил, что интерес к такому предложению сразу оказался большим.  «Именно эти инвестиции в смартфоны позволили нам расти и расширять свою долю рынка», – считает топ-менеджер. Юлия Дайнеко, начальника управления маркетинга ИП «Велком», дополняет: «На сегодняшний день доля продаж смартфонов составляет более 70% от всего реализуемого нашей компанией оборудования. А в месяцы, когда мы не предлагаем специальных маркетинговых предложений на телефоны (не смартфоны), этот показатель доходит и до 85%».

    По словам Г. Дуза, количество пользователей смартфонов в сети velcom выросло до 1 млн. чел., а рост числа смартфонов и планшетов за первое полугодие 2013 года к аналогичному периоду прошлого года составил более 50%.

    Продажа в рассрочку не является, конечно, эксклюзивом одного оператора. На нее делают ставку все, и не только в Беларуси. Например, российский МТС объявил о том, что прекращает продажу телефонов под собственным брендом (privatelabel), теперь в салонах МТС в России с лейблом МТС продаются только смартфоны. По данным российского оператора, средний доход с одного абонента (ARPU) по смартфонам privatelabelна 20 –30% выше среднего показателя по этой категории благодаря предустановленным операторским приложениям. По data-ARPU (среднему доходу на абонента от услуг передачи данных) операторские смартфоны превышают средний показатель и вовсе в 5 раз.

    Не всегда покупатель оборудования тут же становится абонентом оператора, у которого покупает гаджет. Но процент продаж с обслуживанием очень высок. Например, по данным Lifeон превышает 75%. Очевидно, и у операторов «большой двойки» – не меньше.

    Рассрочка – все же существенный момент. По данным МТС, порядка половины смартфонов и планшетов оформляется в рассрочку. Причем вопросов с проблемной задолженностью у оператора практически не возникает. Таких случаев не более 2-3%, благодаря скорингу – системе аналитики, которая выявляет потенциальных неплательщиков на основе мониторинга финансового поведения абонента (по данным лицевого счета).

    В целом доля смартфонов на белорусском мобильном рынке за период с января по октябрь выросла по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 14,7% – с 32,7% до 47,4% (по данным представительства компании Samsung в Беларуси).

    Чтобы обеспечить надлежащий уровень услуг и тем самым еще больше стимулировать абонентов к переходу на смартфоны, операторы интенсивно внедряют технологию передачи данных Dual Carrier-HSDPA, которая позволяет в 3G-сетях увеличить скорость передачи данных до 42 Мбит/с. МТС объявил, что DC-HSDPAвнедрена на 81% базовых станций, поддерживающих 3G. Velcomсообщает, что на конец второго квартала более половины действующих базовых станций переведены на DC-HSDPA. Для внедрения технологии операторы подключают вторую и третью несущие частоты.

    В особом положении пока пребывает Life. Как отмечает М. Ивашин, «подключение третьей несущей частоты для нас не настолько актуально. Здесь не такая большая, как у конкурентов, абонентская база играет в нашу пользу. Покрытие и пропускная способность сети сегодня абсолютно наравне с «большой двойкой», а меньшая нагрузка на сеть позволяет использовать ее мощность полнее. В частности, отсюда следует наше особое внимание к абонентам в регионах. «Сигнал в порядке, а вас не так много: пользуйтесь на здоровье!»

    LTE: «соломоново решение»

    Многолетняя интрига вокруг того, кто же первым будет строить сеть 4-го поколения в Беларуси, наконец, разрешилась. Эксклюзивную лицензию на строительство 4G-сети получило СООО «Белорусские облачные технологии» (beCloud). Поясняя это решение, министр связи и информатизации Н. Пантелей заметил, что будущие 4G-операторы не будут конкурировать в построении отдельных сетей как между собой, так и с «Белорусскими облачными технологиями». Конкуренция будет происходить на уровне оказания услуг, предоставляемых через единую сеть, построенную и обслуживаемую инфраструктурным оператором. Доступ к инфраструктуре будет равным для всех операторов. Инфраструктурный оператор beCloud не будет работать с абонентами напрямую, услуги и тарифы на них определят операторы. Воспользоваться услугами инфраструктурного оператора LTE-сети смогут не только мобильные операторы, клиентами могут быть и другие компании, например, Интернет-провайдеры без голосовой связи.

    Таким образом, перед лицом 4Gвсе равны. Но один из операторов оказался немного «ровнее»: СООО «Белорусские облачные технологии» уже приступило к тестированию сети совместно с МТС. Однако гендиректор beСloudСергей Поблагуев специально подчеркнул, что первая тестовая зона не означает, что именно МТС станет первым клиентом инфраструктурного оператора. МТС лишь оказался первым, кто откликнулся на предложение.

    В процессе тестирования отрабатывается построение сети с использованием 4-х базовых станций LTE-Advanced (именно она и признана сетью 4-го поколения) для совместного использования оборудования двумя и более операторами. Начало коммерческой эксплуатации сети 4Gзапланировано на 2015 г.

    Вместо резюме

    Рынок мобильной связи переживает стадию «неброского развития», при этом каждый из трех операторов решает свои задачи. Lifeне устает будоражить рынок нереально привлекательными предложениями, следуя стратегии агрессивного маркетинга: если раньше были акции по раздаче SIM-карт по 3 в одни руки, то сейчас – бесплатное и без обязательств тестирование устройств передачи данных. Плюс к тому: Life«выстреливает» время от времени инновационными решениями, такими как, например, первый в Беларуси «симкомат» -- автомат для получения SIM-карт без обращения в салон.

    Velcom, найдя удачное рыночное решение, продолжает программу микрофинансирования  перехода абонентов на смартфоны и тем самым – расширяет возможности предоставления своих услуг. А для обеспечения производит дельнейшее совершенствование инфраструктуры перехода к высокоскоростной пакетной передаче данных.

    «По всем фронтам» развивает активность крупнейший GSM-оператор Беларуси. МТС широко продает смартфоны privatelabel, повышая лояльность клиентов, интенсивно совершенствует сеть для быстрой передачи данных, фонтанирует инновациями. Например, внедряет технологию передачи голоса высокой четкости HD Voice и поддерживает ее соответствующими терминалами в своих салонах. При этом  – диверсифицирует бизнес за счет построения наземной Ethernetсети, причем не только в столице, но и в областных городах. Причины этой небывалой активности очевидны: МТС в очередной раз готовится к продаже госдоли оператора и прилагает все усилия для повышения его капитализации. Интерес к покупке проявляют компании из России, Украины и некоторых европейских стран. Начальная цена госпакета в $1 млрд не изменилась с прошлого раза, но, по сообщению вице-премьера Анатолия Калинина, «возможно, мы сможем в переговорном процессе найти точку сближения ценового диапазона».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by