Delo.by,

    Комментарии 12 Сен 2019 14:05

    Белорусские госкорпорации. Born to be leader

    О создании госкорпорации в Беларуси сообщил в эфире телеканала СТВ заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Алексей Васильев.

    Он отметил, что этот вопрос был достаточно глубоко проработан и уже принято решение о создании государственной корпорации на базе ряда предприятий и банков. Соответствующий документ подготовлен и в настоящее время проходит согласования.

    «Я надеюсь, что в ближайшее время мы выйдем на завершающий этап. Если этот опыт нам удастся, я думаю, в Министерстве промышленности те предприятия, которые сейчас есть, можно сгруппировать по такому же принципу», — рассказал Васильев.

    Поскольку правовой и организационный механизмы уже запущены, процесс, как говориться, пошёл, вскоре обнаружат себя и результаты. А в ожидании  их при небольшом пока объёме официальной информации позволим себе порассуждать об актуальности данной идеи для отечественной экономики и вероятных задачах для новой бизнес организации.

    Немного теории и истории

    Госкорпорация – это достаточно мощная структура, призванная за счёт объединения производственных, сбытовых  и финансовых ресурсов получить ощутимые рыночные преимущества и стать более эффективной и конкурентоспособной. Процесс укрупнения компаний, их объединения в корпорации и группы обусловлен глобализацией мировой экономики, колоссальной концентрацией капитала и производства. Устоять в борьбе с крупными транснациональными компаниями могут сильные бренды, использующие мощную финансовую и административную поддержку. Таким путём с 1990 годов пошли западноевропейские компании, которые благодаря подобной модели взаимодействия вышли на новый успешный виток своего развития.

    Примерами могут служить: шведская  компания Volvo– крупный машино- и автомобилестроительный концерн, итальянская Leonardo– один из крупнейших многопрофильных машиностроительных холдингов, британская BAE Systems - крупнейшая компания в мире по производству вооружений, французская SNECMA- Национальное общество по разработке и конструированию авиационных моторов.

    В близкой к нам Российской Федерации достаточно широко распространён опыт функционирования госкорпораций. Правда они являются некоммерческими организациями (их коммерческие результаты более чем скромны, да это и не является задачей), на них в меньшей степени распространяется контроль со стороны госорганов и их деятельность достаточно закрыта («Роскосмос», «Росатом», «Роснано», «Внешэкономбанк» и прочие). Идея их создания заключалась в консолидации ресурсов и мощностей, организационной и производственной кооперации, централизации управления  и подчинении их деятельности общегосударственным стратегическим интересам.

    Крупные госкорпорации есть в Соединённых Штатах Америки: Американская международная группа AIG, Объединённая железнодорожная корпорация, Экспортно-импортный Банк США, Корпорация товарных кредитов, Корпорация правовых услуг и другие. Наряду с тем, что эти структуры зачастую заключают в себе организационные и координирующие функции, оказывают поддержку и способствуют повышению эффективности в деятельности соответствующих отраслевых компаний, некоторые из них осуществляют непосредственно коммерческие функции и в силу масштаба деятельности вполне коммерчески успешны.

    В частности, годовой оборот группы AIG, имеющей статус публичной компании, более $ 50 млрд. Компания осуществляет общее и коммерческое страхование и занимает 175 место среди самых богатых акционерных обществ мира.

    А, например, Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC) является агентством при Правительстве США и оказывает содействие американскому бизнесу в осуществлении вложений в новые и развивающиеся рынки путём предоставления кредитов и гарантий.

    Белорусский вопрос

    А как госкорпорация будет выглядеть в белорусских реалиях? Конкретные данные (фундаментальный характер деятельности, отраслевая принадлежность, задачи, участники, уровень поддержки, бюджет) широкой общественности пока не известны. Но можно высказать предположение, что госкорпорация должна будет работать на коммерческий результат. Для координирующей роли в Беларуси есть ряд отраслевых концернов, которые призваны обеспечивать единую экономическую, техническую и технологическую политику и оказывать содействие предприятиям. Алексей Васильев сообщил, что в ходе подготовительной работы, был тщательно изучен опыт Западной Европы. «Мы разработали инструменты, подготовили документы, необходимые для этой работы, и самое главное – опробовали это все на практике», - сказал он. В качестве примера было отмечено предприятие «Белавтодор».

    Также как об успешном опыте корпоративного управления в принципе зампред Госкомимущества отозвался о промышленных гигантах: БелАЗе, МАЗе и МТЗ, где деятельность наблюдательного совета независима и эффективна. В большинстве же случаев, по мнению Васильева, корпоративное управление на предприятиях носит скорее формальный характер, нежели служит повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции.

    Напомним также, что на этот вопрос ранее обращал внимание и премьер-министр Сергей Румас,  подчёркивая: «Цель — превратить наблюдательные советы из формального органа в штаб, формирующий стратегию в конкурентной борьбе и, что немаловажно, контролирующий ее выполнение для достижения долгосрочных целей развития».

    Эти замечания видятся важным, поскольку  для решения серьёзных задач на международных и глобальных рынках принципы корпоративного управления как таковые носят фундаментальный характер, обуславливающий дальнейшее цивилизованное и эффективное функционирование структуры. И в стремлении преуспеть на внешних рынках белорусские предприятиям  (и корпорациям) необходимо использовать общепринятые рыночные (читай - эффективные) управленческие структуры и нанимать квалифицированный менеджмент.

    О корпоративном управлении

    Принципы формирования, равно как и механизмы корпоративного управления могут быть разными. Экономическая наука выделяет в настоящее время три модели корпоративного управления: англо-американскую, континентальную и азиатскую. Не вдаваясь в глубокие академические подробности, отметим, что отличает их друг от друга объект, имеющий наибольшее институциональное влияние. А это последовательно либо приоритет прав акционеров, либо определяющая роль банков, либо индустриальная политика государства.

    В соседней России сформировалась своеобразная модель управления, характеризующаяся совмещением функций владения и управления, т.н. «инсайдерская модель». Данное явление объясняется логикой имевшей место в 1990-х ваучерной приватизации и дальнейшего перераспределения собственности. Кризис 1998 года вызвал интерес к западным моделям взаимодействия акционеров и наёмного менеджмента и подтолкнул российский бизнес к заимствованию актуальных и результативных моделей управления.

    На Западе не принято говорить о «правильном» корпоративном управлении, которое сгенерирует рыночные преимущества и обеспечит конкурентоспособность и лидерство. Принято считать, что применение данной модели страхует от злоупотреблений внутри компании, обеспечивает честность менеджмента и прозрачность оперативной деятельности. А это делает такую компанию более привлекательной с инвестиционной точки зрения. Этот тезис очень важен в отношении компаний из развивающихся стран, поскольку весьма актуально снять опасения по поводу честности и деловых качеств менеджмента. Это напрямую касается и Беларуси. И стоит ожидать, что будущая госкорпорация (или госкорпорации) должна иметь высокий инвестиционный потенциал, позволяющий при успешной его реализации рассчитывать на дальнейшее стремительное развитие. А значит необходимо использовать понятную, основанную на международных стандартах, модель корпоративного управления, дабы стремление стать глобальным игроком имело бы практическую реализацию.

    А в этой связи важен и вопрос, касающийся уровня персональных компетенций управляющего персонала. Этой темы также коснулся Алексей Васильев, отметив, что проделана огромная работа по формированию т.н. реестра независимых директоров.

    «Как только поступило такое предложение, к нам начали стекаться соответствующие предложения людей, которые считали, что они могут быть. Я практически со всеми встречался лично. Сегодня с удовлетворением хочу отметить, что есть очень серьезные люди, которые имеют значительный опыт работы в управлении. Это не только банковский сектор, это ТЭК Российской Федерации, это инжиниринговые компании Беларуси, руководители этих компаний. Они готовы поучаствовать в этом проекте»,- отметил он, добавив  также, что решён вопрос и с адекватным вознаграждением специалистам, которое будет иметь двухуровневую мотивирующую систему.

    Первые выводы

    На прочном законодательном фундаменте  выстраивается промышленно-финансовый конгломерат с высоким рыночным потенциалом, имеющий мощную административную поддержку и использующий эффективную модель управления с привлечением грамотного топ-менеджмента. Сама идея видится своевременной. Задумано всё вполне грамотно и теоретически почти идеально. И даже имеются успешные (!) практические наработки, что убеждает в продуманности начинания. И если глубоко и всесторонне изучен мировой опыт, выбран правильный стратегический и тактический вектор действия (а мы пока не знаем отраслевой профиль будущей структуры), изучены тенденции глобального развития и сделаны соответствующие прогнозы, чётко определены интересующие рынки и возможные ниши, изучена конкурентная составляющая и пересекающиеся лоббистские интересы, имеются инновационные экономичные технологии и уникальные продукты, то очень хочется верить в неизбежный успех готовящегося проекта.  Предпосылки для этого имеются. Дело за воплощением.

    Будем следить за развитием ситуации и ожидать становления национального проекта, рождённого быть лидером.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by