DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Окт 2012 0:00

    «Горячий» старт

    За первое полугодие 2012-го в Беларуси продано больше грузовых автомобилей, чем за весь 2010 год.

    Отложенный спрос и повышение ставок фрахта на рынке грузоперевозок благоприятно повлияли на динамику продаж грузовиков в Беларуси. С начала года белорусскими дилерами крупнейших мировых производителей грузовой техники на белорусском рынке было реализовано 742 новых грузовых автомобиля, большая часть из них –седельные тягачи. А с учетом белорусской техники и подержанных автомобилей транспортные предприятия страны обновили парк на более чем 900 машин.

    Рекордные продажи

    Так как основными клиентами белорусских автодилеров являются транспортные компании, продажи на этом рынке напрямую зависят от состояния дел на рынке грузопервозок, который в последние полгода чувствовал себя достаточно стабильно. Тем более что парк крупнейших игроков белорусского рынка транспортных услуг на 80% работает на самом прибыльном направлении – рейсах из ЕС в Россию и обратно.

    2011 год для продавцов грузовой техники оказался намного успешней двух предыдущих. По количеству проданных автомобилей (1336 единиц) они вплотную приблизились к показателям 2008 года. А в первом полугодии 2012-го в стране было продано 742 импортных грузовых автомобиля. Рост продаж по отношению к аналогичному периоду 2011 года составил 36,9% (Таблица 1). Интересно, что количественный показатель первого полугодия уже превзошел по объему продажи за весь 2010 год, когда было реализовано 684 автомобиля.

    Таблица 1.

    Динамика продаж новых грузовых автомобилей в Беларуси грузоподъемностью свыше 16 т.(1-е полугодие 2011-2012 гг.)

    год

    2011

    2012

    Количество единиц

    542

    742

    Первые шесть месяцев 2012 года внесли некоторые коррективы в ТОП-7 на рынке продаж новых грузовиков (Таблица 2). На первое место вырвался голландский концерн DAF, который увеличил рыночную долю с 21% до 30,1%. Дилеры Scaniaи Volvoв январе-июне уменьшили свои доли рынка до 26,7% и 17% соответственно. Четвертую позицию (около 10% продаж) стабильно удерживает дилерский центр Mercedes-Benz. Немецкий MANуже полтора года с точностью до десятой доли обеспечивает одни и те же 6,7% продаж. В свою очередь дилерcкие центрыRenaultпродали всего на 3 единицы меньше. А Ivecoудалось увеличить свою долю рынка с 1% до 3%, и при этом в количественном отношении превзойти свой собственный объем продаж за весь 2011 год! Таким образом, результаты работы дилеров в первом полугодии выглядят достаточно удачными. Еще интереснее будет понаблюдать за ситуацией на рынке по итогам года, когда будут закрыты все основные контракты на поставку корпоративным клиентам.

    Таблица 2.

    Рейтинг самых популярных брэндов новых грузовых автомобилей в Беларуси грузоподъемностью свыше 16 т. в 1-е полугодии2012 г.

    место

    марка

    количество единиц

    доля рынка, %

    1

    DAF

    223

    30,1

    2

    Scania

    198

    26,7

    3

    Volvo

    126

    17,0

    4

    Mercedes-Benz

    76

    10,2

    5

    MAN

    50

    6,7

    6

    Renault

    47

    6,3

    7

    Iveco

    22

    3,0

    Возможность выбора

    Крупные перевозчики планируют в этом году обновить до 15-20% автопарка со стандарта Евро-3 на Евро-5. Не за горами и начало поставок в нашу страну грузовиков с двигателями стандарта Евро-6. О возможности заказа таких машин уже заявили дилеры Volvoи Scania.

    Нормы экологического стандарта Евро-6, регулирующего содержание вредных веществ в выхлопных газах, вступают в силу в ЕС с 31 декабря 2012 года для новых моделей грузовиков и через год от этой даты для всех выпускаемых моделей. С полным введением Евро-6 для белорусских перевозчиков, работающих на западном направлении, настанет новый виток обновления автопарка. Ведь чем выше стандарт двигателя, тем меньше тариф на платных дорогах. Но до этого еще нужно дожить. Например, автомобили VolvoFHс двигателем Евро-6 будут готовы не ранее весны 2013 года. Однако, по словам главы представительства VolvoTrucksв Беларуси Петера Эрикссона, пока сложно делать какие-либо прогнозы в отношении продаж этих грузовиков. Заказов на них пока нет и невозможно предсказать, каким образом будет развиваться ситуация в будущем.

    Впрочем, и без Евро-6 дилерские центры пока неплохо справляются с насыщением рынка новой техникой. Причем, часто они сами идут навстречу клиентам, чтобы стимулировать продажи. В конце 2011 года дилеры Scaniaозвучили специальное предложение для членов Ассоциации «БАМАП» и пользователей книжек МДП* по поставке и финансированию покупки седельных тягачей марки Scaniaи полуприцепов Kogel. Под это предложение были разработаны специальные условия лизинга. А в феврале этого года Ассоциация «БАМАП» провела переговоры с ОАО «МАЗ». Была достигнута договоренность о снижении отпускных цен для членов БАМАП на грузовые автомобили МАЗ с двигателями стандартов Евро-4 и Евро-5 – на 3%, а также на прицепную технику МАЗ в случае приобретения автопоезда – в размере 2%. Еще через месяц на МАЗе на 15% снизили цены на всю технику 2011 года выпуска.

    Прогноз – благоприятный!

    Стабильные ставки фрахта на рынке грузоперевозок, а также удачные коммерческие предложения со стороны дилеров грузовой техники «разогрели» рынок грузовых автомобилей в первом полугодии 2012 года. Этому же способствовало и наступление нового цикличного периода обновления техники, закупленной в докризисные годы. Благодаря этим факторам всего за шесть месяцев этого года в Беларуси был превышен уровень продаж новых грузовых автомобилей за весь 2010 год. По прогнозам экспертов «Дела»,к концу 2012-гов стране может быть реализовано более 1600 новых большегрузных автомобилей, а при сохранении благоприятного тренда на рынке грузоперевозок – около2000.

    *Книжка МДП– документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей.

     

    Мнение эксперта

    Петер Эрикссон, Глава представительства Volvo TruckCorporation в Беларуси

    В первом полугодии 2012 года мы отмечали положительную динамику продаж в целом по региону Восточной Европы: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наши поставки на эти рынки возросли на 9%. Что касается продаж в Беларуси, то и здесь мы можем констатировать сохранение положительной тенденции. Мы видим развитие рынка. Объемы поставок в первом полугодии 2012 года соответствовали прогнозным показателям и оправдали наши ожидания.

    Модель Volvo FH, предназначенная для магистральных перевозок, уже давно является флагманским автомобилем линейки Volvo. И именно она – непревзойденный лидер продаж в Беларуси. Поэтому сейчас мы делаем ставку, прежде всего, на предоставление полного комплекса услуг нашим клиентам и организацию качественного послепродажного обслуживания их автопарков.

    Мы активно работаем, представляя на белорусском рынке интересы Volvo Trucks(Швеция), стараясь максимально учитывать интересы и потребности клиентов: нами разработано специальное предложение по модели FH, которое предлагает компаниям-перевозчикам справедливую цену, пакеты сервисного обслуживания и поддерживает имидж компаний, сотрудничающих с Volvo Trucks. Для региональных перевозчиков у нас есть специальное предложение по модели FM, обеспечивающее им комфортные и выгодные условия покупки.

    На сегодняшний день мы удовлетворены развитием рынка в Республике Беларусь. В случае сохранения благоприятных условий на рынке грузоперевозок, во втором полугодии можно прогнозировать сохранение положительной динамики спроса на поставки импортной грузовой техники.

    Олег Гребенько, генеральный директор AsstrATransport

    Потребность в прямых грузоперевозках из Европы в Беларусь – очень скромная. Самый массовый грузопоток на международных грузоперевозках – маршрут Германия – Россия.Именно на него приходится основное количество поездок белорусских перевозчиков. Парк нашей компании также на 80-85% работает на рынок России.

    На уровне фрахтовых ставок всегда сильно сказывается сезонность, в январе-феврале на рынке – традиционно самые низкие цены. И 2012 год не стал исключением. Зато в апреле-мае наблюдался дефицит транспорта (во многом благодаря нехватке российских разрешений у польских перевозчиков и польских дорожных разрешений у российских грузоперевозчиков), поэтомуи цена фрахта существенно выросла. Фактически с начала года она повысилась на 25-30%. В июле-августе пока наблюдается плавное снижение ставок.

    На мой взгляд, положительной динамике рынка новых грузовых автомобилей в первом полугодии способствовала благоприятная конъюнктура рынка. Свою роль сыграл и важный экономический фактор – в первой половине года цена на дизельное топливо в Беларуси была ниже, чем в России. Кроме того, у многих крупных перевозчиков наступил момент обновления техники, закупленной в 2007-2008 годах (как правило, большинство компаний предпочитают делать это с цикличностью в 5 лет). У нас в этом году при парке в 100 единиц на новые меняется 20 машин, т.е. 20%.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by