Белорусы и рынок, belmarket.by

    Комментарии 19 Июн 2012 11:03

    Головокружение от либерализации

    К усложнению, а не к упрощению ведения бизнеса приводит реализация некоторых положений Директивы № 4.
     

    Принятие Директивы № 4 по праву считается отправной точкой официального признания властями необходимости проведения либерализации белорусской экономики. При этом реализация на практике в целом положительных пунктов Директивы № 4 вызывает двоякое впечатление.

    С одной стороны, очевидна необходимость упрощения существующего законодательства, с другой - возникает закономерный вопрос о возможности проведения либерализации без изменения системы управления белорусской экономикой.

    Законодательная практика реализации положений Директивы № 4 наводит на мысль о невозможности "ручной" либерализации, при которой принятие новых нормативных документов не сопровождается адекватным изменением подходов к регулированию экономических процессов в государстве.

    Попробуем обосновать свое утверждение посредством анализа последствий практической реализации положений 4.6 и 4.8 Директивы № 4.

    Напомним, что пунктом 4.6 Директивы № 4 требовалось обеспечить существенное сокращение перечня обязательных для применения первичных учетных документов и количества реквизитов в них. На практике данный пункт реализован посредством принятия Указа № 114 и постановления Совмина № 360.

    В итоге с 1 апреля 2011 года в Беларуси действует 9 обязательных к применению форм первичных бухгалтерских документов. В погоне за призрачной либерализацией чиновники, похоже, забыли о наличии не только бухгалтерского, но и налогового учета в нашем государстве. Призрачность либерализации становится очевидной при анализе последствий, с которыми с 1 апреля 2011 года приходится сталкиваться экономистам и бухгалтерам при ведении бухгалтерского и налогового учета.

    Во-первых, в указанный перечень из 9 документов не включены многие первичные документы, без которых невозможно нормальное ведение бухгалтерского учета, как то: акт на списание материалов, авансовый отчет о командировке, табель учета рабочего времени и т. д. В соответствии с существующим законодательством каждое предприятие должно самостоятельно разрабатывать указанные бланки документов, что не только требует дополнительного времени, но и может привести на практике к существенным нарушениям налогового законодательства.

    Напомним, что статьей 130 Налогового кодекса РБ определено, что "затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета". Перечень указанных документов органичен и связан преимущественно с движением денег и товарно-материальных ценностей между различными субъектами хозяйствования, да и вообще не охватывает внутреннюю бухгалтерию предприятия.

    Например, вне сферы законодательства остались, например, расчеты с работниками предприятия - как по оплате труда, так и по хозяйственным операциям, порядок списания товарно-материальных ценностей на затраты предприятия и другие. А ведь именно эти сферы бухгалтерского учета формируют основу затрат предприятия, учитываемых при исчислении налога на прибыль. При этом всем известна предельная щепетильность контролирующих органов ко всем первичным бухгалтерским документам, что в условиях отсутствия унифицированных форм создает широкое поле для возможности снятия с затрат документально не подтверждаемых расходов предприятия.

    Возможно, чиновники в процессе разработки постановления № 360 посчитали, что скоро все предприятия будут работать по упрощенной системе налогообложения и порядок бухгалтерского учета затрат не будет актуальным для белорусского бизнеса. Пока же на практике произошло существенное усложнение порядка ведения бухгалтерского и налогового учета.

    Вторым отрицательным моментом реализации на практике пункта 4.6 Директивы № 4 явились прямые нестыковки законодательства. Так, принятие постановления № 360 отменило обязательное ведение путевых листов для списания топлива на затраты предприятия. При этом пунктом 83 постановления Минфина № 133 определено, что топливо списывается на затраты производства на основании накопительной ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточки учета расхода топлива за отчетный период. При этом как можно вести накопительную ведомость данных путевых листов без составления самих путевых листов? Тогда получается, что ведение путевых листов обязательно?

    То есть, с одной стороны, перечень обязательных первичных бухгалтерских документов вроде бы ограничен 9 документами, с другой стороны, государство устанавливает обязательные для исполнения первичные бухгалтерские документы, по которым нет единых форм, а соответственно, возможны ошибки при их составлении. Отсюда возникает закономерный вопрос: сколько и какие именно документы обязан составлять бухгалтер в целях бухгалтерского и налогового учета после 1 апреля 2011 года?

    Официального ответа на данный вопрос пока нет, в то время как очевидна необходимость не просто сокращения документооборота, а его упорядочения. Необходимо принятие нормативного документа, в котором определялся бы единый для бухгалтерского и налогового учета перечень документов со строго установленными или рекомендуемыми формами. Например, отражение в бухгалтерском и налоговом учете выручки от реализации товаров (работ, услуг) - накладные, акты выполненных работ.

    Пока же формальное сокращение перечня первичных бухгалтерских документов на практике привело к усложнению условий ведения бизнеса в государстве. Особенно существенно бизнес почувствует это в текущем году, когда начнутся налоговые проверки работы предприятий в новых, "либеральных" условиях 2011 года. При этом именно трактовка налоговых органов в вопросе самостоятельно разработанных и применяемых на предприятии форм первичных бухгалтерских документов может стать отправной точкой в изменении государственных подходов к документообороту в бухгалтерском учете.

    Схожие нарекания вызывает и реализация на практике положений пункта 4.8 Директивы № 4, согласно которой необходимо было обеспечить применение на широкой основе международных стандартов финансовой отчетности в бухгалтерском учете. Введение с 1 января 2012 года нового плана счетов бухгалтерского учета заложило мину замедленного действия под весь существующий бухгалтерский учет.

    Внедрение нового плана счетов не сопровождалось адекватным изменением законодательства, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета отдельных сфер хозяйственной деятельности. По истечении 5 месяцев 2012 года так и не принята адаптированная под новый план счетов инструкция по бухгалтерскому учету лизинга. При этом значимость сферы лизинга для экономики очевидна.

    Соответственно, применение на практике действующей инструкции по бухгалтерскому учету лизинга фактически ведет к нарушению законодательства, так как она противоречит новому плану счетов. Данный вывод можно сделать после анализа разъяснений специалистов Минфина, публикуемых в специализированной литературе. Чем руководствоваться главному бухгалтеру при ведении бухгалтерского учета: действующим нормативным документом или статьей в журнале? Упростит ли существующий порядок ведения бухгалтерского и налогового учета принятие задним числом инструкций, которые фактически потребуют по-новому пересчитывать все учетные данные начиная с 1 января 2012 года?

    Подводя итоги краткому экскурсу в особенности современной белорусской либерализации, хотелось бы отметить необходимость унификации и увязки подходов органов государственного управления к процессу принятия новых нормативных документов. Попытка Министерства финансов внедрить стандарты МФСО в совокупности с упрощением порядка ведения бухгалтерского учета на практике приводит к существенным проблемам, усложняющим условия ведения бизнеса.

    Фактически Минфин в попытках упрощения бухгалтерского учета отрывается от существующей действительности, так как налоговые органы при проверках придерживаются (что зачастую является обоснованным) консервативных подходов к составлению первичных бухгалтерских документов.

    В этих условиях большинство бухгалтеров подтвердит жизненную необходимость увязки норм законодательства, регулирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. В современной Беларуси основной, а иногда и единственной целью ведения бухгалтерского учета является необходимость уплаты налогов, а поэтому отрыв бухгалтерского учета от налогового на практике приводит к возникновению большого количества потенциальных нарушителей налогового законодательства. Такие ли цели преследовала Директива № 4?

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by