Delo.by,

    Комментарии 7 Апр 2013 22:11

    Франчайзинг в Беларуси: доходный бизнес по чужому «рецепту»

    Сложно ли заниматься франчайзингом в Беларуси? Как купить франшизу? И почему белорусский бизнес редко работает по франчайзинговым схемам?

    Павел Петько, специально для «Дела»

    В 2012 году оборот мирового рынка франчайзинга составил около $5,6 трлн. и продемонстрировал почти 37%-ный рост по сравнению с предыдущим годом. Лидером в этой сфере традиционно являются США, где на условиях франчайзинга работают более миллиона компаний. Рост оборотов франчайзинговых сетей сегодня в основном обеспечивается за счет активного выхода на азиатский рынок американских и европейских игроков, которые активно продвигают свои франшизы. Ожидается, что в 2013 году рынок франчайзинга сформирует более 15% мирового ВВП. При этом в Беларуси по ряду причин такой механизм ведения бизнеса развивается очень медленно.

     От швейной машинки до гамбургера

    С каждым годом франчайзинговый бизнес становится все сложнее с точки зрения технологий и организационной структуры. Когда в середине XIXвека известная фирма Zingerначала заключать со своими дистрибьюторами уникальный договор на продажу и обслуживание швейных машинок на территории США, то этот документ состоял всего из нескольких пунктов. А уже в 1945-м Рэй Крок, создатель компании «McDonaldsInk.», предложил передавать вместе с франшизой не только товар и брэнд, но и целую модель ведения бизнеса. В договоре компании было прописано практически все возможное: от цвета униформы персонала до размера столиков в кафе!

    Франчайзинг в БеларусиСегодня на рынке существуют тысячи франшиз. Они отличаются по отрасли, в которой работают, по размеру вступительного взноса и по содержанию договора, который подписывают партнеры. Современный франчайзинг – это своеобразная форма лицензирования, где одна сторона, то есть франчайзер, предоставляет другой стороне – франчайзи – возмездное право действовать от своего имени, использовать товарные знаки, брэнды, ноу-хау, исследования, информацию и др. В свою очередь владелец франшизы получает ежемесячный процент от оборота нового бизнеса – так называемые роялти. Или другую выгоду – например, исключительное право поставлять франчайзи комплектующие или товар.

    К преимуществам франчайзинга относят, прежде всего, минимизацию рисков в новом бизнесе для инвестора. По данным Международной ассоциации франчайзинговых организаций, успешными оказываются 8 из 10 франчайзинговых компаний, так как они используют уже проверенную и эффективную бизнес-модель. Такой бизнес требует меньших затрат на рекламу и раскрутку брэнда и идеально подходит, например, для торговли. Это объясняет тот факт, что 90% розничных сетей в мире развиваются с помощью франчайзинга.Правда, нашу страну эта тенденция пока почти не затронула.

    Белорусский рынок франчайзинга: пустой, но перспективный

    По данным Национального центра интеллектуальной собственности, сейчас в Беларуси зарегистрировано около 130 франчайзинговых договоров. Большинство из них – в сфере розничной торговли, общепита и услуг. До Минска уже добрались хорошо известные иностранные франшизы: сети ресторанов «Иль Патио», «Фрайдис», сеть пироговых «Штолле», гостиница Crownplaza. АвотMcDonald`s, который часто по ошибке считают франшизой, в Беларуси таковой не является. Он напрямую принадлежит McDonald’s Corporation.

    В последние годы активизировались и белорусские игроки, которые стали создавать франшизы. Например, компания «НТС», которая владеет магазинным брэндом «Родная сторона». Под этой маркой уже зарегистрировано более 50 магазинов в разных городах Беларуси.  Активно открывает свои магазины за рубежом по системе франчайзинга и «Мілавіца». Их сегодня – 550 в 20-ти странах мира! По франчайзингу работают также магазины «Оранжевый верблюд» и торговые точки производителя нижнего белья и трикотажа компании Serge.

    Тем не менее в Беларуси рынок франчайзинга находится на стадии раннего развития. Эксперты «Дела» отмечают, что успешные белорусские компании пока не поняли важность этого механизма для развития своих сетей. А мировые брэнды сами не очень стремятся выходить на белорусский рынок.

    Такая ситуация – следствие нескольких факторов. Во-первых, до 2005 года, когда в Гражданском кодексе появилась отдельная глава, посвященная франчайзингу, в Беларуси не было законодательной базы для развития этого вида бизнеса. А если учитывать, что пик выхода мировых франшиз на рынок России и Украины пришелся как раз на начало 2000-х, то нетрудно сделать вывод, что наша страна попросту «проспала в шапку» наиболее благоприятное время для развития франчайзинга. Несмотря на то, что первый такой договор был зарегистрирован у нас в 2006 году, началом формирования белорусского рынка франчайзинга эксперты считают 2011-й, когда в стране появилась Ассоциация франчайзеров и франчайзи.

    Два года назад, развивая собственный франчайзинговыйпроект, мы столкнулись с тем, что в Беларуси нет специалистов, которые бы могли нам помочь, говорит Ольга Леонтьева, председатель Ассоциации  франчайзеров и франчайзи.  Мы обратились к британским консультантам. И они нам объяснили, чтодля развитого рынка франчайзинга необходимы три составляющие. Во-первых, предложение – т.е., франшизы.Соответственно, нужны франчайзинговые консультанты, которые разрабатывают эти франшизы, т.е. создают сам продукт. Во-вторых, нужны предприниматели, которые покупают франшизы, а значит, должны быть и франчайзинговые брокеры (агенты), которые продвигают эти продуктыи помогают совершению сделок. И, конечно,нужна Ассоциация франчайзинга, которая бы способствовала формированию стандартов, защите интересов игроков рынка, популяризации этого явления в стране. В 2011 году всего этого в Беларуси не было. И мы решили этим заняться. Так была создана Ассоциация франчайзеров и франчайзи  «Белфранчайзинг»; появился франчайзинговый агент «Белфранчайзинг», который занимается продвижением франшиз на белорусском рынке, а такжебюро разработки франшиз.Оно занимается тем, что помогает белорусским компаниям создать пакет документов, с помощью которого можно создавать и развивать свою франчайзинговую сеть.

    Существенным препятствием для развития франчайзинга в Беларуси является… дефицит качественной торговой недвижимости и кредитных ресурсов.    

    Эти проблемы могут начать решаться уже в этом году. Если верить заявлениям городских властей, то в 2013 году в Минске введут около 180 тыс. кв. м. торговых площадей, в числе которых Galileoи Арена-сити. Это может дать старт процессу снижения цен на аренду и расширить возможности бизнеса, в том числе и для создания франшиз. Что касается кредитных ресурсов, то, по информации Ассоциации франчайзеров и франчайзи, уже в этом году один из банков выйдет на рынок со специальным кредитным предложением для такого бизнеса. Таким образом, у белорусских предпринимателей постепенно появляются новые возможности для работы с франшизами.

    Если сравнить первое и второе полугодия 2012 года, то заинтересованность бизнеса во франчайзинге растет буквально в геометрической прогрессии, – отмечаетОльга Леонтьева. –  Сейчас мы получаем 100-120 запросов ежемесячно.

    Подводные камни и секреты успеха.

    За 2012 год «Белфранчайзинг» привлек более 60 иностранных компаний, которым интересно развиваться на белорусском рынке. В тоже время Бюро разработки франшиз разработало лишь четыре белорусские франшизы. Три из них планируют развиваться на внутреннем рынке. В целом это неплохая тенденция, потому что в отличие от иностранных, белорусские франшизы лучше адаптированы к местным реалиям. Тем не менее, факт остается фактом: белорусские предприниматели пока не решаются менять традиционный бизнес на франшизу.

    Возможно, что дело – в рисках: по данным Национального центра интеллектуальной собственности из 42 франчайзеров, зарегистрированных в Беларуси с 2006 года, до сих пор работают лишь 32. То есть, доля компаний, у которых франчайзинговый бизнес, как говорится, «не пошел», довольно значительна.

    Пример франчайзинга в БеларусиС другой стороны, на рынке есть и очень успешно работающие компании. Например, Георгий Пармон, владелец салона по стрижке собак «Милорд» работает по франшизе уже больше двух лет. «Милорд» – это известная российская сеть груминг-салонов люкс-класса с 10-летним опытом работы.  До этого предприниматель отношения к зообизнесу не имел, но согласился попробовать, так как заинтересовался франчайзинговым бизнесом.

    Первое знакомство и переговоры с нашим партнером, мы провели в Москве в конце июля 2010 года, а 31 октября в Минске уже открылся наш первый салон по стрижке собак. В настоящий момент он успешно работает. В планах этого года – открытие нескольких новых салонов «Милорд», а также создание собственной белорусской сети зоосалонов, в том числе и по системе франчайзинга, – рассказывает Георгий Пармон. – Хорошая франшиза это, прежде всего, интересная и нестандартная бизнес-идея. Возьмем, к примеру, ресторанный бизнес. Абсолютно все знают сеть МакДональдс, но никто не оценит и не воспримет, скажем, гриль-бар «Курочка Ряба», пусть это и бизнес тоже по системе франчайзинга. Вам придется его продвигать практически так же, как и любую другую точку общепита. 

    Белорусские бизнесмены отмечают, что главное преимущество от использования франчайзинга – это полноценная поддержка со стороны франчайзера, чаще всего – мощного и опытного игрока на рынке, который может не только поделиться опытом и технологиями, но и помочь наладить деловые связи. Именно поэтому при старте важно удостовериться, что ты имеешь дело с добросовестным франчайзером.

    Изначально очень важны личностные отношения франчайзера и франчайзи. Это бизнес партнеров и не важно – кто старший, а кто младший, –говорит Георгий Пармон.– Успех возможен только при общем взаимопонимании и поддержке. Обязательно обратите внимание на сумму первоначального взноса и, особенно, на размер роялти. Помните: в случае ошибки вы рискуете превратиться в своего рода рабов, работающих на выплаты вашему франчайзеру.

    Покупать или продавать?

    Не все понимают, что с помощью франшизы можно не только успешно начинать бизнес, но и развивать уже существующий. Если предприниматель видит успешность своего проекта и понимает, что его бизнес-модель может быть востребована рынком, а брэнд – узнаваем, он может попытаться создать собственную франчайзинговую сеть.

    Для этого нужно, во-первых, документально оформить свою модель бизнеса и защитить права на интеллектуальную собственность (брэнд, товарный знак, ноу-хау, модель ведения бизнеса). Во-вторых, нужно обратиться к брокеру с просьбой – внести компанию в список франшиз, доступных для работы на рынке определенной страны. Если вам удастся убедить партнеров выкупить у вас франшизу и подписать договор, то вас можно поздравить: вы – франчайзер!

    Так поступил Сергей Гаврилюк, владелец салона кожаных изделий «Кажан». На данном этапе функционируют две таких торговых точки, выстроенных по франчайзинговой модели. Ведутся переговоры по расширению сети еще с несколькими потенциальными партнерами.

    Развивать франчайзинговое направление мы начали в прошлом году. Так как пришли к решению, что это самый оптимальный и наиболее перспективный способ развития нашей компании, – рассказывает Сергей Гаврилюк. – По поводу прав на интеллектуальную собственность, в частности, на товарный знак, особых проблем не возникло, т.к. мы воспользовались квалифицированной помощью одного столичного патентного агентства. После подписания договора, наряду с комплексным пакетом франшизы, а именно – разработанной бизнес-моделью, всесторонней поддержкой и льготными условиями, франчайзи получает наш качественный узнаваемый продукт.Причем, мы не взимаем с него никаких платежей, кроме стоимости продукции и оборудования, которое, в свою очередь, партнер может изготовить и самостоятельно, однако с учетом наших рекомендаций.

    Отложенный спрос

    На данный момент в Беларуси не хватает бизнес-проектов с мировым именем. Это касается недостатка брэндовых магазинов одежды, современных ресторанов и кафе быстрого питания. Поэтому существует определенный отложенный спрос на иностранные франшизы. Другой вопрос, что сейчас большинство крупных иностранных компаний уже закончили расширение своих сетей в Восточной Европе и странах СНГ, поэтому мяч, образно говоря, находится на стороне белорусского бизнеса. И то, насколько широкое распространение франчайзинг получит у нас в ближайшие годы, зависит в первую очередь от активности белорусских предпринимателей.

    Как стать франчайзи?

    1)      Решите, хотите ли вы на самом деле заниматься франчайзинговым бизнесом. Если вы любите свободу и не хотите подчиняться правилам, то он – не для вас.

    2)      Выберите отрасль, в которой вы будете развиваться. Чаще всего, это розничная торговля, ритейл, общепит или сфера услуг. Но вы можете заняться и производством.

    3)      Выберите несколько вариантов франшиз. Для этого нужно обратиться к брокеру. В Беларуси это – «Белфранчайзинг». Брокеры ведут каталоги и по вашему запросу могут подобрать наиболее подходящую для вас франшизу. Если франшиза не представлена у белорусского брокера, то можно попытаться выйти на ее владельца напрямую.

    4)      Соберите максимальную информацию по выбранным франшизам. Нужно запросить ее непосредственно у компании, поговорить с уже действующими франчайзинговыми точками или обратиться в Ассоциацию той страны, где зарегистрирована компания. Это необходимо для того, чтобы не связать себя договором с лжефраншизой.

    5)      Компания-франчайзер предоставит вам пакет документов. Там должна быть указана сумма первоначального платежа (как правило, большинство компаний требуют своеобразный взнос за вход в систему) и другие финансовые детали.

    6)      И, наконец, последний шаг: зарегистрируйте договор в Национальном центре интеллектуальной собственности. Эта процедура займет около месяца. И все: можно работать!

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by