DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 5 Июн 2012 0:00

    Формат имеет значение

     Крупные сети поглощают мелкоформатную торговлю. Государство хочет с этим бороться, но не знает как.

    Константин Коржевич, «Дело»

    Торговля в Беларуси постепенно переходит под контроль сетевых компаний. По данным Минторга, в некоторых регионах на долю одной торговой сети приходится 25-30% товарооборота. Признавая объективность этого процесса, государство, тем не менее, намерено несколько ограничить экспансию сетевиков и защитить мелкоформатную розницу. Однако в эффективности предлагаемых для этого мер у участников рынка есть большие сомнения.

    Смена караула

    Мировые тренды однозначно свидетельствуют в пользу сетевой торговли. В Европе на ее долю сегодня приходится около 80% розничного товарооборота. Особенно быстро этот формат развивается на постсоветском пространстве – в СНГ он количественно прирастает на 2-3% в год. Беларусь – не исключение. Крупноформатная торговля постепенно вытесняет с рынка менее рентабельных и эффективных «одиночек».

    Первые крупные сети («Евросеть», «Рублевский», «Связной», «Соседи» и др.)в нашей стране начали создаваться всего около пяти лет назад. Как правило, источником финансирования для них был иностранный капитал. Используя зарубежные наработки и ненасыщенность рынка современными торговыми форматами, они очень быстро заняли лидирующие позиции в белорусском ритейле. Отечественная торговля была вынуждена следовать в их кильватере и принимать предложенные правила игры. Так появились сети магазинов Белкоопсоюза и Белорусской железной дороги (ДорОРС), которые по количеству торговых объектов до сих пор являются крупнейшими в стране.

    В последние годы именно сетевики являются законодателями мод не только в технологиях торгового процесса – логистике, мерчандайзинге и др., но и в количественном росте. Так, в Минске только в январе-марте текущего года было открыто 29 новых магазинов торговой площадью 4,1 тыс.кв. м и два торговых центра площадью 2,8 тыс.кв.м. По некоторым данным, более 80% из них принадлежат сетевым компаниям. Всего же сегодня розничная торговая сеть столицы представлена 3525 магазинами (963 – продовольственных, 2313 – непродовольственных, 249 –  смешанных), 53 торговыми центрами и 27 рынками. А в течение ближайших трех лет здесь должно быть построено еще около 60 крупных торговых объектов.

    – С одной стороны, это хорошо, так как рост количества торговых площадей – всегда благо для покупателя, – говорит сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. –Он означает и расширение ассортимента, и снижение цен, но для мелкого бизнеса это чревато серьезными опасностями. Крупные сети начинают выдавливать его с рынка розничной торговли, и в итоге малый и средний бизнес вынужден закрывать свои точки.Небольшие магазины находятся в сложном положении. Ведь, по сути, белорусская торговля чрезвычайно бедна. Если в России средний уровень рентабельности составляет 5-6%, то в нашей стране рентабельность продовольственного сегмента составляет менее 2%, а непродовольственного – около 3%. Многие магазины по ряду причин работают с рентабельностью близкой к нулю, поэтому их собственники отдают свои магазины в аренду, а в некоторых случаях и продают сетевикам.

    – Недобросовестная конкуренция со стороны крупных торговых сетей, действительно, имеет место, – соглашается заместитель министра торговли Ирина Наркевич.Крупные сети вымывают с рынка малый и средний бизнес. Усиливающаяся концентрация сдвигает баланс от производителя к торговле и порой приводит к сужению ассортимента за счет ограничения доступа на полки для товаров отдельных производителей.

    Как говорят в Минторге, если в столице доминирование торговых сетей не так заметно, то в некоторых регионах – это уже свершившийся факт. Так, на сеть «Евроопт» (57 магазинов) приходится от 4,7% до 28% оборота в зависимости от региона. Доля сети «Простор», принадлежащей компании «Трайпл» Юрия Чижа (5 магазинов), – от 2,7 до 4,1%, а сеть «Рублевский» (44 магазина) контролирует около 0,4% товарооборота Беларуси.

    Беспокоит чиновников и тот факт, что крупные сети расширяются очень агрессивно и быстрыми темпами. Так, сеть «Евроопт» в Беларуси насчитывает уже 84 торговых объекта. А до конца 2012 года их количество планируется увеличить до 130. Сеть «Белмаркет» прирастет на 6 новых объектов.

    Под брэндами сети НТС, которая контролируется белорусским бизнесменом Игорем Чернявским, – «Родная сторона» и «Корзинка» – работает уже более 90 магазинов. Еще около 20 магазинов, подконтрольных компании, находятся в процессе создания. Причем, компания осуществляет активную экспансию.Кстати, совсем недавно под контроль НТС перешел один из самых известных универсамов столицы – «Юбилейный-92». Сумма сделки – не разглашается, но, по предположениям экспертов, она могла составить $5млн.-8 млн. А сеть «Евроопт» купила самый крупный гомельский гипермаркет «Линия».

    Изобретаем велосипед?

    Наверное, с точки зрения мелкоформатной торговли ее претензии к сетевикам являются обоснованными. Открытие крупного магазина почти всегда означает закрытие нескольких, расположенных в этом районе, мелких точек. По понятным причинам (гарантированная платежеспособность, лучшая посещаемость, закупки больших партий товара) поставщики также предпочитают иметь дело с крупным форматом. Хотя и отмечают, что крупные сети временами «выкручивают руки», настаивая на больших скидках, отсрочках платежа, броском оформлении и упаковке товара, вложениях в рекламные акции, стимулирующие продажи. Традиционно обвиняют сетевиков и в чрезмерном увлечении импортом.

    С другой стороны, против очевидного не попрешь: сети (особенно – частные, использующие зарубежный опыт, а часто – и управляющиеся иностранными менеджерами) являются более организованным и эффективным бизнесом. И выдавливают они конкурентов чисто рыночными методами. То же касается импорта: ведь сейчас государственное регулирование цен на большинство отечественных товаров отменено, и упрекнуть торговлю в том, что она пытается больше заработать за счет надбавки – сложно. Да и потребитель «голосует рублем» часто не в пользу отечественного производителя. Например, несмотря на сокращение доходов населения, за первый квартал этого года удельный вес непродовольственных товаров отечественного производства в структуре розничного товарооборота составил 43,6% и уменьшился, по сравнению с январем-мартом 2011-го, на 0,5%. А в продовольственном сегменте, вопреки ожиданиям белорусских пищевиков, вырос крайне незначительно – лишь на 0,6%.

    – Не надо ничего придумывать, надо брать за основу то, что работает за рубежом и оперативно внедрять, – считает бессменный директор ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» Владимир Нерозя. – На рынке четко прослеживается тенденция: скупать магазины, формировать сеть и перепродавать ее. Иностранные сети не думают скрывать, и даже заранее оговаривают, что будут импортировать все больше.

    Кроме того, сети – более технологичный формат торговли. Именно благодаря им в эту сферу приходят новые технологии и IT-решения. Недавно, выступая перед участниками круглого стола, посвященного проблемам торговли, Виктор Маргелов признал, что многие предприятия торговли в Беларуси до сих пор работают по старинке, а их товароведы вместо компьютеров используют бумажные канцелярские книги. А в большинстве торговых сетей все компьютеризировано, внедряются современные системы обмена данными между магазинами и поставщиками (EDI). Эту систему на российский рынок еще в начале 2000-х годов «принесла» торговая сеть «Метро». Сейчас ее используют практически все более или менее заметные игроки на российском рынке. Подобные технологии помогают увеличить рентабельность, поскольку сокращают время, необходимое на упорядочение данных и прохождение товара на 3-5%.

    Не случайно именно сети и крупные поставщики в последнее время активно лоббируют необходимость перехода на электронный документооборот. Возможно, в следующем году в Беларуси, наконец, появится нормативная база, позволяющая работать с электронными накладными. К слову, это совсем не маленькая проблема для торговли и экономики в целом. По данным Министерства по налогам и сборам, оборот бумажных накладных в Беларуси составляет около 120 млн. в год. Стоит одна такая «бумажка» Br1400. Несложно подсчитать во что это обходится субъектам хозяйствования. Некоторые крупные предприятия ежемесячно тратят на накладные десятки тысяч долларов.

    Как говорят в Минторге, государство намерено совершенствовать антимонопольное регулирование, чтобы не допустить полного захвата рынка торговыми сетями. Противники сетей хотят использовать опыт, внедренный в ряде европейских стран. Например, ограничить в ассортиментном перечне крупноформатной торговли долю продуктов питания. В некоторых государствах ЕС эта цифра не должна превышать 15%. У нас же, по словам Ирины Наркевич, «классический супермаркет – это 85% продуктов и 15% – всего остального». Есть и более радикальные предложения: например, запретить крупным магазинам, находящимся в городской черте, работать по воскресеньям, не выдавать разрешений на размещение гипермаркетов в пределах городской черты и т.д.

    Впрочем, в вероятность столь жестких решений верится с трудом. Прежде всего потому, что это войдет в противоречие с инвестиционными договорами, которые подписаны с иностранными инвесторами – владельцами торговых сетей и объектов, и отпугнет других, желающих выйти на наш рынок. А он, к слову, далеко не насыщен. Да и планы правительства предусматривают увеличение к 2015 году розничного товарооборота в 1,7-1,8 раза.

    Справка «Дела»

    За первый квартал этого года розничный товарооборот в Минске в сопоставимых ценах составил 100,2% к уровню аналогичного периода прошлого года. Объемы продаж верхней одежды за этот период увеличились на 17,7%, трикотажных изделий – на 9,8%, обуви – на 25%, моющих средств – на 19%. По продовольственным товарам увеличилась реализация фруктов (на 13%), мяса (на 7%), сыра (на 13%), сливочного масла (на 20%), растительного масла (на 8%). С начала года предприятиями торговли столицы было проведено более 620 различных маркетинговых мероприятий по продвижению товаров, на 20% возросло количество распродаж товаров по сниженным ценам.

    Топ-15 крупнейших розничных сетей Беларуси

    Оператор

    Брэнд

    Количество объектов

    1

    Белкоопсоюз

    небрэндированные продовольственные и хозяйственные магазины

    Свыше 10 тыс.

    2

    ДорОРС (Белорусская железная дорога)

    «Зеленый свет», небрэндированные продовольственные и хозяйственные магазины

    147

    3

    Парфюм Трейд (Парфюмбытхим)

    «Мила» (парфюмерия, косметика, галантерея)

    около 95

    4

    НТС

    «Родная сторона», «Корзинка», небрэндированные продовольственные магазины

    свыше 90

    5

    БелЕвросеть

    «Евросеть» (салоны связи)

    80

    6

    Евроторг

    «Евроопт» (продовольственные магазины)

    более 80

    7

    Белкнига

    «Белкнига» и др. (книжные магазины)

    76

    8

    Связной Бел

    «Связной» (салоны связи)

    75

    9

    Зико

    ZIKO (ювелирные изделия и часы)

    64

    10

    Веста

    «Веста» (продовольственные магазины)

    54

    11

    Патио плюс

    «Алло» (салоны связи)

    52

    12

    Милавица

    Milavitsa (нижнее белье и корсетные изделия)

    50

    13

    Санта Импэкс Брест

    «Санта», небрэндированные продовольственные магазины

    около 50

    14

    RTL Holding

    «Рублевский», «Базар» (продовольственные магазины)

    свыше 40

    15

    Белювелирторг

    небрэндированные ювелирные магазины

    40

    Источник: Завтра твоей страны»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by