Delo.by,

    Комментарии 30 Июл 2014 10:05

    Рука помощи экспортеру

    Белорусские банки предлагают специальный финансовый инструмент для поддержки экспорта отечественных предприятий – факторинг.

    Александр Ковальчук, «Дело»

    Международный факторинг – один из действенных инструментов стимулирования экспорта. Причем, им уже давно и успешно пользуются не только в западных странах, но и в России. Однако белорусские компании не спешат применять его в своей практике. Более того, не все управленцы готовы вникать в замысловатые механизмы факторинга. И все же этот сегмент финансового рынка является наиболее динамичным и перспективным: в последние 30 лет он рос быстрее мировой экономики в 4 раза.

    В поисках спасения для утопающего

    По итогам 2013 года дефицит белорусской внешней торговли товарами составил $5,8 млрд., хотя предполагалось, что этот показатель не превысит $2,6 млрд.

    В январе-апреле текущего года показатели внешней торговли товарами также оказались хуже прогнозов. Отрицательное сальдо составило $391,4 млн., увеличившись по сравнению с первым кварталом текущего года более чем в 2,4 раза.

    В январе-апреле внешнеторговый оборот товаров по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сократился на 6,7% до $24,8 млрд.При этом экспорт белорусских товаров сократился на 3,9% и составил $12,2 млрд. Импорт товаров за отчетный период сократился на 9,3% до $12,6 млрд.

    Что касается торговли с государствами – членами Таможенного союза и Единого экономического пространства, то в Россию в январе-апреле текущего года поставлено на 7% меньше отечественных товаров, чем за четыре месяца 2013 года ($4,9 млрд.).

    Определенно, белорусский экспорт нуждается не только в административных, но и в других, более эффективных инструментах стимулирования.

    Понимание этого, с одной стороны, формирует спрос на технологичные банковские сервисы и услуги, с другой – рост предложения финансовых инструментов со стороны банков, сопровождающих экспортно-импортных транзакции. Именно к таким инструментам и относится международный факторинг.

    Продам долг. Выгодно

    С точки зрения экономической теории факторинг – это финансовая операция, при которой клиент уступает банку дебиторскую задолженность, получая взамен финансирование и комплекс дополнительных услуг. Во всем мире различают факторинг с правом регресса и без него. Право регресса означает, что в случае неисполнения дебитором в определенный срок своих обязательств банк (фактор) может потребовать исполнение этих обязательств от клиента. Во втором случае банк полностью выкупает у клиента дебиторскую задолженность и принимает на себя все связанные с этим риски.

    Для предприятий, как правило, более привлекателен факторинг без права регресса, когда компания фактически продает свой долг и списывает его с баланса. Самое главное – к этой задолженности не надо возвращаться, теперь это задача банка, а компания может заниматься наращиванием своих активов.

    Например, торговым предприятиям такого рода услуги помогают решить сразу несколько проблем. С одной стороны, факторинг предлагает финансирование, которое не является кредитом, с другой – факторинг без права регресса снимает риск неоплаты товара покупателем, поскольку компании, специализирующиеся на этом виде бизнеса, принимают на себя данный риск.

    Использование факторинга снижает и валютные риски: ведь клиент, получая оплату продукции немедленно, благодаря факторингу может сразу расплатиться со своими зарубежными поставщиками, застраховавшись от дальнейшего роста курса иностранной валюты.

    Для малых и средних предприятий, особенно тех, кто только начинает внешнеторговую деятельность и применяет отсрочку платежа, становится актуальным международный факторинг. Для компаний этого сегмента другие инструменты финансирования экспорта и импорта – аккредитив, гарантии, экспортное финансирование, зачастую являются недоступными, так как банки в таких сделках ориентируются преимущественно на крупный бизнес. К тому же, предприятия МСБ оказываются более мобильными в принятии решений и охотно пробуют новые банковские продукты, альтернативные консервативным аккредитивам или банковским гарантиям.

    Как правило, до знакомства с факторингом многие небольшие компании относятся к нему с опаской: в их понимании это нечто запутанное, непонятное и дорогое. Однако со временем пользователи факторинга начинают понимать, что с его помощью можно не только получить финансирование под поставки, но и наладить эффективную работу с дебиторами. Теперь банк-фактор ведет дебиторскую задолженность, контролирует своевременную оплату, то есть, выполняет за клиента работу с дебиторами.

    Есть на кого равняться

    Факторинговые операции в последние годы приобретают все большую популярность. В настоящее время такие услуги в мире оказывают около 2,7 тыс. банков и специальных организаций, в этой сфере занято около 46 тыс. человек. Оборот мирового рынка факторинга в 2013 году достиг $3 трлн. и увеличился по сравнению с 2012 годом на 5%. В целом данный сегмент мирового финансового рынка в последние 30 лет рос быстрее мировой экономики в 4 раза.

    Несмотря на то, что в 2012 году мировой оборот факторинга продемонстрировал рост в 8%, есть страны, показывающие куда более быстрый рост этого рынка. Первое место – Гонконг (+69%), второе – Россия (+66%), далее – Польша (+37%), Китай (+26%) и Мексика (+24%).

    На сегодняшний день самый развитый рынок факторинга среди стран Восточной Европы – российский. По итогам 2013-го года по совокупному обороту он занял 13-е место в мире и 8-е среди европейских стран. Оборот российского рынка факторинга в январе-марте 2014 года составил более $12 млрд., что на 21% выше, чем за аналогичный период прошлого года.

    Интересная особенность соседнего рынка – экспортный факторинг в России развит пока слабее, чем импортный. Это отчасти объясняется структурой российского экспорта. Основные российские экспортеры, к которым относятся добывающие и перерабатывающие компании, не нуждаются в дополнительном финансировании или исключении риска неполучения выручки по контракту. Поэтому среднестатистический клиент по экспортному факторингу – это поставщик товаров массового (реже – промышленного) потребления в страны бывшего СССР.

    Куда чаще крупные российские компании используют импортный факторинг. Этот инструмент более прост в оформлении, в сравнении с аккредитивом он требует меньших денежных и временных затрат, документы оформляются не на разовую сделку, а на весь период работы с поставщиком. И главное – основным плюсом международного, как и внутреннего, факторинга является то, что залоговым обеспечением является исключительно дебиторская задолженность.

    В начале пути

    Факторинговые операции белорусские банки осуществляют уже давно, правда, в основном это были единичные транзакции – финансирование оборотного капитала под залог дебиторской задолженности. Только около трех лет назад, соблюдая международные стандарты, факторингом решил заниматься Приорбанк. Он, единственный на сегодняшний день из всех белорусских банков, вступил в две крупнейшие международные ассоциации, которые устанавливают определенные требования к порядку проведения факторинговых операций. ЭтоInternational Factors Group (IFG) иFactors Chain International (FCI). Данные организации разработали правила проведения международного факторинга, в соответствии с которыми совершается большая часть подобных операций на мировом рынке.

    Пока что большую часть факторинговых сделок Приорбанк заключает на внутреннем рынке: за последние два года количество сделок по факторингу с правом регресса выросло в среднем на 40%. Факторинг без права регресса – инструмент, безусловно, интересный для белорусского рынка, однако пока осуществлять такую операцию удается в основном для экспортных поставок.

    «Данная схема хорошо зарекомендовала себя, прозрачна и понятна партнерам и широко используется в международной торговле, – отмечает Александр Клочко, исполнительный директор Приорбанка. – На сегодняшний день Приорбанк уже заключил межфакторные соглашения с российскими банками – это позволяет обслуживать экспортные потоки в Россию по двухфакторной схеме. В этом случае экспортер заключает договор с белорусским банком и получает финансирование в иностранной валюте под уступку требования к своим покупателям за рубежом. А иностранный банк гарантирует оплату и осуществляет ее в случае неплатежа покупателя».

    Основные клиенты Приорбанка, которые используют услугу факторинга – представители малого и среднего бизнеса. По словам работников банка, именно они лучше воспринимают новые сервисы. Правда, факторинг интересен и крупному бизнесу, им пользуются такие компании как парфюмерно-косметическая фабрика «СОНЦА», СООО «Квинфуд», ООО «ДОМОТЕХНИКА», СООО «Белор-Дизайн».

     «Конкуренция на рынках товаров и услуг вынуждает поставщиков идти на более гибкие взаимоотношения с покупателями, – отмечает Руслана Клевжиц, начальник отдела факторинга Приорбанка. – Стремление найти и удержать покупателя приводит к необходимости предоставления поставщиками выгодных условий оплаты товаров, в том числе предоставления покупателям отсрочек платежа за продаваемый товар. Продажи в кредит, в свою очередь, требуют от поставщиков инвестирования значительных ресурсов в дебиторскую задолженность, а также – наращивания затрат, связанных с ее управлением. Поэтому белорусским предпринимателям стоит обратить внимание на гибкий инструмент беззалогового финансирования экспорта – международный факторинг, о котором многие белорусские компании пока еще просто не знают».

    Резюмируя

    Основываясь на международном опыте, можно смело сказать, что факторинг – инструмент, который реально помогает бизнесу. Особенно тому, который находится в стадии активного роста и развития. Свои бонусы найдут и экспортеры: они получают защиту от возможных потерь в случае несвоевременной оплаты покупателями за поставленный товар, снижают дебиторскую задолженность, в том числе и просроченную, что для Беларуси является довольно актуальной задачей. Кроме того, экспортный факторинг позволяет предоставлять покупателям отсрочку, что способствует сбыту продукции. К тому же гарантия оплаты позволяет легче осваивать новые рынки сбыта.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by