Delo.by,

    Комментарии 10 Янв 2018 14:37

    Эволюция или революция: что ждет банки?

    Форум банковских и информационных технологий БанкИТ не только обозначил тренды в симбиозе банкинга и IT, но и подтвердил опасения, что банки, какими мы их знаем, исчезнут в ближайшем будущем

    Игорь Клоков, «Дело»

    Не сбавляя оборотов

    Несмотря на то, что Форум БанкИТ проводится уже в 14-й раз, он не утратил динамизма и остроты в обсуждениях злобо­дневных тем, интересующих как банковское, так и IT-сообщества. И интерес со стороны зарубежных коллег продолжает расти. В этом году заинтересованное участие приняли представители Нацбанка Казахстана и Киргизии, уже постоянными спикерами на Форуме стали гости из Украины. А модератором пленарной сессии выступила профессор, доктор экономических наук, действительный член Российской академии естественных наук и председатель правления российского Некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева, инициатор и разработчик российского Закона о национальной платежной системе.

    Один из отцов-основателей Форума, генеральный директор ассоциации «Инфопарк» В. Басько видит секрет долгожительства БанкИТ, порожденного заинтересованными белорусскими IT-предприятиями, в том, что он по своей природе является «прото-краудсорсинговым». Принятие решений о том, каким ему быть, принимает Оргкомитет, который возглавляет заместитель председателя правления Нацбанка Дмитрий Калечиц, и Программный комитет, в который входят представители банковского сектора, IT-компаний и регулятора. Себя Гендиректор «Инфопарка» называет «крестным отцом» Форума и подчеркивает: «Лично я очень позитивно оцениваю деятельность регулятора?— он инновационнее самих коммерческих банков». С июля В. Басько входит в состав «Беларусбанка» как председатель Комитета по цифровой трансформации. И теперь у него есть возможность видеть банковскую деятельность изнутри. Эксперт отмечает:

    «Отдавая должное инновационности коммерческих банков, замечу, что она носит большей частью технологический характер. Банки активны в том, чтобы обновлять себя на нижнем уровне. И лишь немногие задумываются, что в обновлении нуждаются организационные модели, по которым они работают, сами бизнес модели, по которым они выстраивают свою работу и отношения с внешним миром. На прошлом БанкИТ мы провели первый финтех-марафон, понимая, что идеи, которые были к нему допущены, не вполне зрелые, возможно, даже и не работающие. Но это были действующие команды. Почему бы не привлечь такую команду на работу в банк, возможно, с иными проектными целями? Не секрет, что любая крупная компания испытывает дефицит внутренней инновационности, личностей, которые хотели бы двигаться вперед, а не работать на основе того, что уже есть. Наблюдая за деятельностью банков изнутри, хотел бы выступить с рекомендацией: почему бы не посмотреть на тех своих сотрудников, которые заняты развитием новых продуктов, не как на подчиненных, а как на младших партнеров? Когда встает вопрос о создании «цифровых команд» — возможно, это и есть лучший путь?— простимулировать внутренний стартап, и построить отношения «подчиненный как партнер».

    Горизонты Нацбанка

    О необходимости создания в банках «цифровых команд» говорил на БанкИТ и председатель правления Национального банка Павел Каллаур.

    Кроме того, он рассказал о приоритетных направлениях развития цифровых технологий в контексте платежных сервисов, применении в финансовой сфере технологии блокчейн, использовании искусственного интеллекта, обеспечении непрерывности бизнеса, а также о создании экосистемы для развития финтеха. Эксперт подчеркнул:

    «Бизнес в эпоху цифровой трансформации отличается непрерывным характером технологических изменений, дополняемых постоянным совершенствованием существующих бизнес-процессов и их реинженирингом».

    Современные бизнес-процессы в банковской сфере уже основаны на использовании возможностей IT для реализации концепции клиентоориентированности, включая обеспечение постоянного удаленного доступа клиентов к услугам банка. Реинжиниринг бизнес-процессов в первую очередь затронул каналы продаж банковских услуг и продуктов. Это привело к реорганизации подразделений банков и освобождению персонала от рутинных работ в расчетно-кассовом обслуживании, бухгалтерии и отчетности. Эти ресурсы, по мнению главы Нацбанка, следует направить на развитие высокотехнологических направлений деятельности. Со своей стороны Нацбанк в направлении модернизации платежной системы РБ проводит поэтапное внедрение методологии стандарта ISO 20022 «Финансовые услуги — Универсальная схема сообщений для финансовой отрасли». Стандарт описывает методологию разработки и использования любых сообщений, вне зависимости от их принадлежности к различным сегментам финансового рынка. Это открывает широкий горизонт для международного и межсекторального взаимодействия в области расчетов, а также снижения стоимости обработки сообщений и уменьшения вероятности ошибок при этом. Первый этап внедрения методологии в платежную систему страны был завершен 4 июля 2017 г. переходом банков на использование международных номера банковского счета (IBAN) и банковского идентификационного кода (BIC). Сейчас ведется работа по формированию правового поля для использования в банковской системе сообщений нового формата. Это станет возможно ориентировочно с 2019 г. Трендом в развитии банковской системы признается укрепление взаимодействия с другими организациями в целях улучшения обслуживания клиентов. П. Каллаур отметил:

    «Наша цель — обеспечение возможности осуществления так называемых «мгновенных платежей». Речь о круглосуточном доступе с разных электронных устройств к совершению безопасных защищенных безотзывных транзакций, в том числе с участием сторонних операторов. Для этого наряду с применением методологии стандарта ISO 20022 Нацбанком разработаны проекты Концепции создания системы мгновенных платежей и Закона о платежных услугах. Модернизируется финансовое пространство рынка платежных услуг с допуском на него небанковских организаций. В планах Нацбанка — создание Автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств. Ее внедрение позволит отказаться от такого устаревшего наследия бумажного оборота как картотека. Сроки внедрения определяются возможностью «согласования интересов заинтересованных органов госуправления».

    Отличным примером инновационного подхода стала реализация в Беларуси Межбанковской системы идентификации (МСИ), старт которой был объявлен на БанкИТ в 2016 г. С ее помощью клиент получает доступ к продуктам любого банка, что развивает конкуренцию, способствует снижению стоимости банковских услуг. Развитие МСИ начато с загрузки данных физлиц, следующий этап — загрузка данных юрлиц.

    Усилиями Нацбанка в Беларуси реальностью стало использование «мирового хита» — технологии блокчейн. Она дает возможность рационализировать и сделать более безопасными операции по формированию и использованию реестров информации. Выигрывают и клиенты?— за счет упрощения процедур, и банки — за счет снижения операционных расходов. Первый опыт связан с возможностью передачи информации о выданной банковской гарантии и непосредственно с самой банковской гарантией. Планируется использование блокчейн на фондовом рынке для формирования ре­естра операций по ценным бумагам. Таким образом, по мнению П. Каллаура, «банковская система активно экспортирует технологические инновации на другие рынки и сектора экономики». Но это не значит, что регулятор готов поддержать любой «хайп». П. Каллаур отметил, в частности:

    «Что касается криптовалют, то вопрос разрешения расчетов в них за товары, работы и услуги на территории Беларуси в принципе не рассматривается. Другие вопросы правового регулирования использования криптовалют финансовыми институтами, предприятиями и населением Беларуси находятся в стадии проработки госорганами и экспертным сообществом».

    Цифровой профиль клиента

    Банкиры не скрывают, что готовы взять на вооружение все новые возможности сбора и обработки информации, пресловутые BigData и SmartData. Следующие шаги в реинжиниринге бизнес-процессов банков ведут к клиентоцентричности как в их технологической, так и в организационной деятельности. Технологии позволяют создать «цифровой профиль клиента», а это выводит взаимоотношения с банком на уровень, когда продукты и услуги создаются и предлагаются, уже исходя из предпочтений, намерений и финансовых возможностей клиента. По мнению П. Каллаура, справиться с разработкой таких продуктов и услуг могут банки, приступившие к разработке и внедрению гибких IT-платформ «в сочетании с экосистемами открытых инноваций и внедрением проектного подхода в управлении». Такая задача по силам так называемым «цифровым командам», с компетенциями в области бизнеса, IT и маркетинга. Банки уже формируют такие команды и апробируют их на реальных проектах.

    В интересах клиента также начата реализация проекта по созданию Автоматизированной информационной системы представления банковской информации. Первая очередь введена 4 июля, она решает задачу предоставления банками сведений в рамках взаимодействия с органами госуправления. Увеличение функционала будет производиться в части сбора информации из «Операционных дней» банков в режиме реального времени. Это снизит издержки на сбор данных для отчетности и, соответственно, уменьшит стоимость банковских услуг.

    По-прежнему в приоритете находятся вопросы IT-безопасности. Уже много лет ведутся разговоры о создании Центра мониторинга и противодействия компьютерным атакам в финансовой сфере — FinCert. Его деятельность будет способствовать снижению ущерба от преступлений в кредитно-финансовой сфере, позволит принимать превентивные меры, направленные на противодействие угрозам информационной безопасности. Тема обсуждалась и на предыдущем БанкИТ, и за год до того. Камень преткновения — статус центра. Наконец на этот счет принято ясное решение: FinCert создается как подразделение Национального банка и будет являться новой структурой в финансовой сфере Беларуси.

    Смежные сферы

    Цифровая трансформация в банковской сфере идет быстрее по объективным причинам. Но ее не избежать и другим областям экономики. Об этом заявил на БанкИТ первый заместитель министра связи и информатизации Дмитрий Шедко. Эксперт отметил:

    «Сегодня стоит простая задача — не отстать от общего темпа развития, не упустить то окно возможностей, которое сегодняшняя ситуация предоставляет Беларуси в целом и отдельным отраслям и предприятиям в частности. И добиться для страны того места, которое она достойна занимать. Это окно не будет вечным».

    Д. Шедко привел полностью цитату из Льюиса Кэрролла, которую так любят повторять «айтишники»: «Нам, чтобы остаться на месте, нужно бежать очень быстро, а чтобы прийти куда-то — нужно бежать вдвое быстрее!» Чиновник подчеркнул, что роль государства в развитии цифровой экономики очень велика. Значительная доля государственного сектора, развитая система управления различными отраслевыми проектами требует от государства соответственно перестраивать свои подходы. Стратегические документы приняты на уровне главы государства, правительства и парламента.

    «Процессы дигитализации — глобальные по определению, охватывают группы стран, регионы, весь мир, — отметил Д. Шедко. — Темы финтех, блокчейн, криптовалюты существуют везде, и мы должны синхронизировать свое развитие с общемировыми подходами».

    Возможность использования современных цифровых технологий связана с развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры. Это связь, облачные технологии, системы хранения данных. И в этом отношении страна движется успешно и поступательно, занимая к настоящему времени 31-е место по развитию ИКТ в мире. По заявлению Д. Шедко, в ближайшие три года в Беларуси будет создана пилотная зона связи 5-го поколения по стандартам, которые будут приняты на международном уровне. В то же время страна пришла к необходимости реализации масштабных национальных проектов, в которых задействованы несколько министерств и организаций. Большинство проектов включает 15–20 госорганизаций, максимум — 36. И синхронизация их усилий становится большой управленческой проблемой. Из таких проектов ключевым является Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система (БИСРС), которая заработает 1 июля 2018 г. как элемент электронного правительства.

    Самая важная задача — дигитализация отраслей экономики, крупных предприятий. В локальном объеме она решается в образовании, здравоохранении, социальной сфере. В гораздо меньшей степени — в реальном секторе. Д. Шедко подчеркнул:

    «Процесс дигитализации невозможен только усилиями государства. Это процесс, который должен охватывать всех — предприятия, граждан, общество, страну и наших зарубежных партнеров».

    Государство обеспечивает правовую среду изменений, ведь цифровой мир меняется очень быстро, и законодательство должно успевать за ним. Такие вопросы решают сегодня все страны. В частности, Российская программа цифровой экономики содержит механизм, связанный с государственным регулированием и законодательством. «Мы бы хотели, чтобы аналогичные механизмы появились и у нас», — признался Д. Шедко. Кроме того, чиновник отметил:

    «Мы нуждаемся в появлении в стране системы венчурного финансирования, в поддержке стартапов. Чтобы те идеи, которые появляются у наших организаций и людей, получали своевременную поддержку и возможность реализации. Беларусь способна рождать таланты масштаба Стива Джобса, наша задача — не дать им пропасть».

    Идей на БанкИТ’2017 как всегда было в изобилии. Форум в очередной раз подтвердил репутацию флагманского события в области цифровой трансформации не только банковско-финансовой сферы, но и экономики, и общества в целом. На счет того, какие еще мероприятия пройдут под брендом БанкИТ — организаторы предпочли сохранить интригу. Во всяком случае, они планируются, чтобы давать достойные ответы на новые вызовы глобальной цифровизации.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by