Delo.by,

    Комментарии 22 Май 2014 15:44

    То взлет, то посадка

    На фоне обострившейся проблемы нехватки валюты правительство рассчитывает на более внушительный вклад нефтепереработки в пополнение золотовалютных резервов

    Татьяна Маненок,

    специально для «Дела»

    «Звездный час» белорусской нефтянки, похоже, остался в прошлом. А точнее, в 2012 году, когда расцвет «растворительного» бизнеса помог экспортировать рекордный объем нефтепродуктов – 17,493 млн. тонн – и получить небывалую валютную выручку в $14,505 млрд.

    Под давлением России Беларусь вынуждена была свернуть этот бизнес, и вслед за этим нефтяные показатели поползли вниз. В прошлом году белорусская нефтеперабатывающая отрасль поставила на экспорт только 13,563 млн. тонн топлива, и, соответственно, упала валютная выручка – до $10,176 млрд.

    Прогнозными показателями на 2014 год объем экспорта нефтепродуктов запланирован даже чуть ниже, чем в прошлом году – на уровне 12,48 млн. тонн. Более пессимистичные планы обусловлены, прежде всего, ростом объемов переработки нефти на белорусских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) российскими компаниями. Если пару лет назад они перерабатывали в Беларуси около 30% от всего объема импортированной из России нефти, то сейчас их доля приближается к согласованной квоте в 50%.

    А вот валютную выручку от главного экспортного товара правительство спрогнозировало в этом году на уровне $10,9 млрд. – почти на $800 млн. больше, чем в 2013 году. А Минфин поторопился заложить эту цифру при формировании доходной части бюджета-2014.

    Нужны терминалы в портах

    Как заработать больше валюты, продав меньше товара? Такую задачу теперь придется решать спецэкспортеру отечественных нефтепродуктов – ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК).

    В прошлом году БНК поставила на экспорт 8,5 млн. тонн нефтепродуктов на $6,3 млрд. В 2012-м эти цифры были заметно выше: экспорт составил 9,3 млн. тонн, а валютная выручка – $7,4 млрд. В БНК снижение показателей поясняют, опять же, увеличением доли российских нефтяных компаний-давальцев в переработке на белорусских НПЗ.

    Одним из факторов повышения эффективности продаж для БНК может стать логистика.

    Сегодня около 65% всей экспортируемой продукции компания поставляет через порты: БНК работает с 14 терминалами в 9 портах. Это не только порты Балтийского моря (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга, Таллин), но и Черного (Николаев, Севастополь, Одесса), а также порт на реке Дунай – Рени.

    Причем в структуре экспорта БНК темные нефтепродукты составляют 51%, светлые – 49%. Первые поставляются в соответствии со своей стратегией через порты, а вторые реализуются на премиальных рынках близлежащих стран – Латвии, Литвы, Польши, Украины, России, Молдовы.

    При этом получить максимум прибыли при поставках своего товара как на рынках соседних стран, так и при транспортировке через порты – ключевая задача для спецэкпортера белорусских нефтепродуктов.

    Специалисты хорошо знают, что эффективный транзит белорусских нефтепродуктов через порты сегодня возможен при двух условиях: наличия в транспортной цепочке белорусского экспедитора и владения собственностью в портовых терминалах. Это раньше концепция работы белорусских экспортеров по транспортировке нефтепродуктов базировалась на конкурентном факторе. То есть, предполагалось, что конкуренция между терминалами в прибалтийских портах позволит белорусским экспортерам получить выгодные тарифы и, соответственно, максимальную выгоду.

    Однако в последние годы ситуация кардинально поменялась. Нефть и нефтепродукты стали одним из основных биржевых товаровдля спекулятивных сделок. В условиях резкого колебания цен нефтетрейдерам стало выгодно накапливать продукты, чтобы затем вести арбитражные продажи на самом выгодном рынке. Поэтому они стали активно строить собственные терминалы, выкупать или брать в аренду уже имеющиеся мощности и использовать их в качестве базы для хранения нефтепродуктов.

    Неслучайно такие крупные мировые компании, как Statoil, Neste и другие, имеют в Рижском порту свои терминалы. Экспортерам это выгодно, так как при перевалке каждой тонны грузов им приходится платить терминалу как минимум €4-5. Для порта это также выгодно: если терминал находится в собственности стивидоров*, то в условиях жесткой конкурентной борьбы это стимулирует приток грузов.

    Чтобы укрепить свои позиции на рынках сопредельных стран и расширить географию продаж, БНК в ближайшее время планирует построить новый или приобрести уже действующий терминал в Рижском или Вентспилсском порту.

    Более того, как заявлял председатель правления учрежденной БНК в Латвии оптовой фирмы ООО TransBaltic Oil Андрей Маркушев, решение о строительстве либо покупке терминала предполагалось принять еще в 2013 году.

    В латвийских портах TransBaltic Oil работает с 5-7 терминалами. Но компания приняла решение завести еще один, который можно будет использовать в качестве базы нефтепродуктов для продажи в Латвии и других странах Балтии.

    Следует отметить, что белорусская сторона уже давно говорит о необходимости покупки или аренды терминалов в Рижском порту.

    Кстати, Рижский порт, через который перегружается более 1 млн. тонн белорусских нефтепродуктов в год, давно предлагает Беларуси более эффективно экспортировать свою продукцию в страны ЕС и в третьи страны. Несколько лет назад белорусские чиновники обсуждали крупнейший проект по строительству нефтетерминала в Риге с латвийской компанией Dinaz. Белорусская сторона собиралась участвовать в проекте «гарантиями поставок нефтепродуктов». Но проект не был реализован.

    Можно предположить, что руководство Беларуси просто боялось «привязаться собственностью» к странам ЕС из-за опасения возможного введения санкций.

    Тем не менее, сама жизнь подталкивает к этому, если хочется заработать больше валюты на экспорте ликвидной продукции.

    В последнее время БНК активизировала работу, которая направлена на углубление сотрудничества с латвийскими портами. Рассматриваются варианты, какому из портов Латвии отдать предпочтение: Рижскому или Вентспилсскому. Рижский порт– это ближайший порт к «Нафтану», продукцию которого экспортирует TransBaltic Oil. В свою очередь у Вентспилсского порта есть свое конкурентное преимущество– возможность принимать суда большей вместимости.

    Южное направление

    Помимо западного направления, БНК также прорабатывает возможности поставки белорусского топлива трубопроводным и речным транспортом. Первые поставки белорусского дизтоплива в Украину по Днепру осуществил оператор сети АЗС WOG – ООО «Золотой экватор» – еще в конце 2011 года. Всего за 2011-2013 годы по реке было поставлено более 1 тыс. тонн дизтоплива.

    В сентябре 2013 года «БНК-Украина» (дочернее предприятие ЗАО «Белорусская нефтяная компания») совместно с «Золотым экватором» также поставили белорусское дизтопливо в объеме 750 тонн через «Белорусское речное пароходство». Себестоимость доставки не превысила объем затрат при сухопутной перевозке. По оценкам специалистов, при условии полной загрузки судна (около 3 тыс. тонн) стоимость транспортировки речным транспортом в 2 раза дешевле, чем по железной дороге.

    Основная проблема речных поставок – это отсутствие береговой инфраструктуры. Дело в том, что в Украине ранее были демонтированы почти все береговые терминалы для обработки нефтегрузов, поэтому сейчас разгружать большие партии топлива сложно. Тем не менее, белорусские экспортеры рассчитывают, что в 2014 году речной транспорт станет более весомой альтернативой перевозкам нефтепродуктов по железной дороге.

    Украина в последнее время становится для Беларуси также важным логистическим «мостом». В прошлом году через украинские порты – Одесский, Южный, Николаевский, Севастопольский – на экспорт было поставлено 1,4 млн. тонн белорусского мазута. В 2014 году намечено увеличить экспорт мазута, а также вакуумного газойля через украинские порты в 1,7 раза – до 2,5 млн. тонн.

    При этом непосредственно «БНК-Украина» впервые в прошлом году обеспечила экспедирование в направлении южных портов Украины 1,2 млн. тонн нефтепродуктов.

     

    Ставка на диверсификацию

    Сегодня для БНК стратегически важно максимально диверсифицировать экспорт нефтепродуктов. С этой целью компания прорабатывает варианты экспорта нефтепродуктов на рынки Эстонии, Чехии и Молдовы (в перспективе в этих странах компания планирует свои представительства).

    Пока же самым «лакомым» для поставок белорусских нефтепродуктов с точки зрения логистики и доходности продаж остается украинский рынок, который является весьма либеральным. Чтобы стимулировать поставки автомобильного топлива в страну, Украина с 2005 года отказалась взимать с него пошлины, и сейчас на этом рынке представлены поставщики 15 стран.

    Как говорят белорусские нефтяники, работать на украинском рынке очень непросто, учитывая большой объем серых схем поставок. Тем не менее, он остается самым высоколиквидным и конкурентным, поэтому никто не заинтересован его потерять.

    Отметим, что Украина – один из важнейших торговых партнеров Беларуси и на нее приходится около 11% белорусского экспорта. В прошлом году товарооборот между Беларусью и Украиной составил $7 млрд. (в 2012 году – $8 млрд.). И самую высокую лепту в объем товарооборота вносит именно экспорт белорусских нефтепродуктов.

    Пиком активности белорусских нефтяников на украинском рынке был 2012 год. Тогда поставки белорусского топлива в Украину оказались рекордными: их объем увеличился до 4,2 млн. тонн. При этом доля белорусских бензинов на украинском рынке выросла с 22% до 35%, дизтоплива – с 33% до 51%. Установлению рекордных показателей способствовала и остановка работы Лисичанского НПЗ его прежним собственником – компанией ТНК-ВР. В результате на рынке появилась ниша в 1 млн. тонн светлых нефтепродуктов, которую и заняли белорусы.

    В то время, по оценкам киевской консалтинговой группы «А-95», украинский рынок позволял белорусам получать премию в $50/тонна, так как цены поставок нефтепродуктов в Украину на 60-70 USD/тонна выше, чем при поставках в страны Балтии. В результате белорусские экспортеры в 2012 году дополнительно заработали $260 млн. выручки по сравнению с возможным экспортом через прибалтийские порты.

    Потеря «растворительного» бизнеса, конечно, существенно подкорректировала и показатели экспорта белорусских нефтепродуктов Украину. В 2013 году ситуация на украинском рынке изменилась: его стали активно осваивать российские компании, в том числе с поставками топлива белорусского производства.

    Это, в свою очередь, заставляет белорусских нефтепереработчиков искать возможности для повышения эффективности экспорта своей самой ликвидной продукции. Если раньше большая часть белорусских нефтепродуктов поставлялась в Украину через нерезидентов, то сейчас «БНК-Украина» постепенно входит на розничный рынок этой страны. Компания целенаправленно реализует эту задачу, в том числе посредством аренды и покупки нефтебаз.

    В 2013 году «БНК-Украина» продала в Украине с нефтебаз около 60% всего топлива. Сейчас компания арендует мощности нефтебаз, расположенных в Харьковской, Черниговской, Днепропетровской, Запорожской, Полтавской, Киевской и Хмельницкой областях. Она также планирует купить АЗС или участки для их строительства в ряде областей Украины. Работать в мелкорозничном сегменте в Украине БНК планирует под брэндом «Белоруснефти» (крупнейший акционер БНК, доля в уставном капитале – 52%).

    Российский рынок: есть плюсы

    В последнее время белорусское топливо появилось и на российском рынке. С 2012 года спецэкспортер белорусских нефтепродуктов реализует программу вхождения на российский рынок. С этой целью в октябре 2012 года в России создана дочерняя компания БНК – ООО «Европейская трейдинговая компания».

    Белорусские нефтепродукты продаются на российском рынке как по прямым договорам с покупателями, так и на торгах трех российских бирж – Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой (СПбМТСБ), Московской Международной Топливно-энергетической (ММТБ) и биржи «Санкт-Петербург».

    При этом белорусские нефтяники могут воспользоваться современным инструментарием. В августе 2013 года Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ) подписала соглашение с СПбМТСБ о торговле фьючерсными контрактами на индексы нефтепродуктов этой биржи.

    В концерне «Белнефтехим» подчеркивают, что одним из главных условий вхождения белорусских экспортеров на российский рынок является рыночная цена при поставках автомобильного топлива. Прибыльность таким поставкам обеспечивает не только выгодная логистическая составляющая, но и высокое качество топлива (стандартов евро-4 и евро-5, которые в России подпадают под минимальные акцизы), а также тот факт, что при поставках белорусских нефтепродуктов в Россию не нужно платить экспортную пошлину в российский бюджет.

    Говоря о тенденциях, следует заметить, что российский рынок автомобильного топлива для белорусских поставщиков становится чуть более либеральным.

    В 2013 году объем поставок российской нефти в Беларусь был «завязан» на обратные поставки белорусских нефтепродуктов на российский рынок в объеме 3,3 млн. тонн.

    Белорусская сторона это условие не выполнила: по итогам 2013 года на российский рынок было поставлено около 1,4 млн. тонн автомобильного топлива. Впрочем, условие «возврата» нефтепродуктов, скорее всего, не было столь принципиальным для России. Как можно предположить, в 2013 году российские чиновники отчасти перестраховалась, опасаясь дефицита автомобильного топлива на внутреннем рынке после перехода своих НПЗ на более высокий стандарт топлива.

    Между тем, российская нефтеперерабатывающая отрасль в 2013 году продемонстрировала рост объема переработки сырья – он увеличился на 2,3% до 271,9 млн. тонн. В прошлом году в России было произведено 36,44 млн. тонн высокооктанового бензина, что почти на 1,5 млн. тонн превысило потребление этого топлива, а также 72 млн. тонн дизельного топлива – это практически в 2 раза больше по сравнению с его внутренним потреблением. При этом производство высокооктанового бензина в России превысило внутреннее потребление всего на 4,1%.

    Однако в России беспокоятся, что этого запаса прочности может оказаться недостаточно, чтобы в полной мере защитить российский рынок от сбоев в снабжении топливом в случае масштабных ремонтов на НПЗ или крупных аварий. Следовательно, Россия по-прежнему рассчитывает на внешнюю «подпитку», которой и должно стать белорусское топливо.

    Тем не менее, в этом году российская сторона предложила Беларуси поставлять автомобильное топливо на свой рынок лишь в пиковые периоды года: во время сезонного роста спроса и проведения массовых ремонтов нефтеперерабатывающих мощностей в России. Объем поставок – 100-110 тыс. тонн в месяц. Чтобы не допустить срыва своих обязательств, белорусская сторона даже согласилась перенести плановые ремонты своих НПЗ с мая-августа 2014 года на другое время.

    *Стивидоры – компании, которые занимаются грузообработкой судов в портах

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by