Белорусский Бизнес, bel.biz

    Комментарии 15 Дек 2011 9:33

    Единый перечень административных процедур: шаг вперед, но недостаточный

    Валерий Фадеев, советник Представительства Международной финансовой корпорации (IFC) в Беларуси, заслуженный юрист Республики Беларусь / специально для BEL.BIZ
     
    На днях на сайте Министерства экономики Республики Беларусь опубликовали проект Единого перечня административных процедур. Прежде всего он касается юрлиц и ИП, которых интересует – сократится ли огромный перечень из более чем 1 000 процедур?
     
    Специалисты IFC принимали активное участие в работе над проектом документа.  С момента создания межведомственной рабочей группы по совершенствованию административных процедур для бизнеса мы участвовали во всех ее заседаниях, где совместно с представителями бизнес-союзов представляли конкретные предложения по совершенствованию административных процедур буквально всех госорганов и организаций. 
     
    На первом этапе перед рабочей группой и экспертами IFC стояла одна задача – собрать данные о количестве процедур, совершаемых различными органами. Дело в том, что здесь царила полная анархия: административные процедуры вводились на самых разных уровнях – от законов, указов и декретов Президента до ведомственных актов и решений местных органов. Практика той работы показала, что на самом деле не было не только четкого перечня процедур для бизнеса в масштабах страны, но и по отдельным ведомствам. Особую проблему вызвали перечни процедур местных органов. Так, данные по отдельным облисполкомам различались в разы (от 50 до 200). В определенной мере это было вызвано и тем, что структурные подразделения исполкомов находятся в двойном подчинении – соответствующего министерства и исполкома. Поэтому они зачастую не могли «поделить» эти процедуры. По подсчетам получилось свыше 1 100 процедур.
     
    На втором этапе началась работа по совершенствованию процедур, в т. ч. по сокращению их количества и упрощению по установленным правительством критериям. В результате, осенью 2007 года были приняты постановления Правительства по каждому ведомству с утверждением перечня процедур. Позже в эти постановления вносились изменения (с учетом изменений в законодательстве). В итоге к 1 сентября 2009 года по официальным данным Минэкономики общее количество процедур составило 763; количество упраздненных – 134 (15% от общего количества); были сокращены сроки совершения 202 процедур; сокращено количество представляемых документов по 185 процедурам; введен заявительный принцип одного окна в отношении 172 и т. д. 
     
    При этом непосредственно по предложениям IFC упразднено было 25 процедур, упрощен порядок совершения в отношении 42 процедур; сокращены сроки совершения 13-ти, по 14-ти сокращено количество представляемых документов; в отношении ряда процедур введен принцип одного окна, а также уменьшена плата за их осуществление.
     
    Работа по совершенствованию административных процедур активно продолжается по сей день. Так, в начале этого года на заседаниях рабочей группы шли обсуждения перечней процедур и предложений по их совершенствованию. Мы уже давно предложили вариант создания единого перечня, который, на наш взгляд, должен был радикально решить проблему введения новых процедур. При этом мы настаивали, на том, чтобы единый перечень имел правоустанавливающее значение. То есть любая процедура должна вводиться в действие либо исключаться только через соответствующие изменения и дополнения в перечне. Данное предложение на начальном этапе обсуждений вызвало возражения, прежде всего, со стороны Министерства юстиции, по мнению которого такой подход не согласуется с действующим порядком нормотворчества. Однако впоследствии члены рабочей группы согласились, что цель придания перечню правоустанавливающего значения достижима и позволит решить важнейшую задачу доступа предпринимателей к актуальной информации обо всех существующих для бизнеса формальностях. Мы надеемся, что эта идея найдет отражение в соответствующем акте регулирования, утверждающем перечень.
     
    В целом, нужно отметить, что в предложенном сегодня проекте Единого перечня учтен целый ряд предложений бизнес-сообщества и рекомендаций IFC, касающихся как сокращения перечня, так и упрощения порядка совершения процедур. 
     
    Что касается сокращения количества процедур, то в свое время было официально заявлено, что их останется 550. Если посчитать процедуры в опубликованном проекте по пунктам, то действительно их остается около 550. Однако в некоторых подпунктах есть еще более дробное деление на подпункты (например, подпункт 1.1 – от 1.1.1 до 1.1.8). В связи с этим возникает вопрос: будет ли подпункт 1.1 считаться одной процедурой либо их будет восемь? Если второе, то мы уже имеем не 550, а почти 700 процедур.
     
    Помимо объединения ряда процедур, есть серьезные подвижки и в порядке их совершения. Прежде всего, это касается сокращения перечня представляемых документов. Так, мы неоднократно предлагали исключить представление оригиналов либо копий учредительных документов. Тем более, что при заявительном принципе регистрации они хотя и представляются, но не проверяются регистрирующим органом. Сегодня это предложение учтено. Вместе с тем, есть куда двигаться. Так, во многих случаях требуется представление копий документов, подтверждающих госрегистрацию. Однако почему бы не решить это следующим образом: либо через запрос соответствующего госоргана в Единый госрегистр (принцип одного окна), либо просто через указание заявителем даты и номера регистрации в заявлении? Необходимо сократить и перечни других документов. Так, по отдельным процедурам эти списки составляют несколько страниц (например, процедуры, связанные с регистрацией недвижимости и сделок с ней). В конце концов, необходимо повышать уровень доверия. А если кто-то дезинформирует, то для таких случаев предусмотрена ответственность.
     
    Но самым больным вопросом по-прежнему остается количество процедур. Практика работы рабочей группы показала, что зачастую процедуры не всегда обоснованы, но ведомства упорно их отстаивают. Причины разные: боязнь потерять «контроль», а то и работу (ведь за соблюдением процедур следят чиновники, получающие зарплату). Поэтому процесс совершенствования в этой сфере не должен завершиться принятием Единого перечня. Конечно, уже сам факт его появления – важный шаг вперед. Однако, этот шаг недостаточный. И очень важно, чтобы за ним последовали и другие.
     
    Справка
    Деятельность IFC в Беларуси по совершенствованию административных процедур для бизнеса осуществляется в рамках программы консультативной помощи «Улучшение регулирования бизнеса и содействие привлечению инвестиций в Республике Беларусь». Программа реализуется при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Шведского агентства по развитию международного сотрудничества (Sida) и Министерства финансов Австрии.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by