Delo.by,

    Комментарии 15 Май 2017 14:27

    e-Estonia: пример для подражания

    Беларусь считается одной из самых «компьютеризированных» стран постсоветского пространства. У нас достаточно высокий уровень развития информационно-компьютерных технологий (ИКТ), проникновения ПК и интернета. Однако стоит взглянуть на Эстонию – и понимаешь: белорусам нужно еще много работать над развитием собственного IT

    Денис ЛАВНИКЕВИЧ, специально для «Дела»

    Согласно статистике МВФ, по показателю ВВП на душу населения Эстония втрое уступает Швеции, но опережает своих ближайших соседей – Латвию и Литву, не говоря уже про страны СНГ. При этом Эстония является безусловным мировым лидером по уровню развития и проникновения информационных технологий, опережая и Японию с Южной Кореей, и Гонконг с Сингапуром.

    За минувшие 20 лет в этой маленькой балтийской стране была разработана и воплощена едва ли не самая удачная концепция «электронного правительства». Реализация этого проекта потребовала $1,5 млрд, а также усиленного внимания руководства страны. Зато отдача очевидна: сегодня эстонский опыт изучают государства, которые сами внедряют у себя системы «электронного правительства».

    Не меньшую отдачу тотальная компьютеризация дала и эстонской экономике. Эстония – самая небольшая по размерам (45 тыс. кв. км) и по численности населения (1,6 млн человек) страна Балтии. Именно весьма скромные масштабы попросту вынудили правительство и местных бизнесменов создавать и развивать идеи, которые по своей сути – глобальные. Так, всем известный Skype – самый яркий пример разработок «родом из Эстонии».

    В правительстве страны понимают: для прогресса экономики принципиально важно, чтобы успешные стартапы и перспективные идеи трансформировались в устойчивый реальный бизнес. Как результат, в стране началось активное развитие фондов IT-инвестиций, в основном с участием американских и европейских венчурных капиталов.

    Благодаря этому эстонские IT-разработки неспешно, но уверенно покоряют мир. Вот один из примеров: эстонская компания AdTech установила в московском аэропорту Шереметьево четыре Skype-киоска. Из киосков можно делать бесплатные аудио- и видео-звонки. Ранее подобный киоск был установлен в Таллиннском аэропорту. AdTech – эстонская IT-компания, которая занимается разработкой специальных решений для информационных табло и киосков.

    «Пилотный проект в России при партнерстве с Aeroexpress – это наш первый шаг на иностранных рынках. В дальнейшей перспективе нашим целевым рынком должен стать весь мир. Кроме России, мы хотим направиться в Голландию, а оттуда на рынки Бразилии и Великобритании», – рассказал журналистам о планах компании исполнительный директор AdTech Райт Минуметс.

    Подобные «телеком-киоски», кроме авиа- и железнодорожных вокзалов, востребованы в конференц-центрах и отелях, зонах отдыха, да и в любых других местах, которые посещают приезжие из-за границы. Это, конечно, достаточно скромный пример, но он, согласитесь, весьма показателен. Именно на такие, практичные и повсеместно применимые решения, делают ставку большинство эстонских IT-разработчиков.

    Как все начиналось

    С момента крушения СССР в 1991 году и обретения независимости Эстония стала одним из ведущих в Европе разработчиков и пользователей ИКТ, причем как в государственном, так и в частном секторе. Сейчас популярен даже своеобразный бренд страны: e-Estonia, E-stonia или E-esti.

    Однако нынешний успех «электронной Эстонии» прямо связан с тем, что с 1991 года руководство страны проводило последовательный и четкий курс на компьютеризацию всего эстонского общества. Уже в 2000 году интернет-доступ имелся в 100% школ и вузов Эстонии (даже США, Южная Корея и Япония тогда были весьма далеки от подобного показателя.) Для сравнения: в России школ, оснащенных ПК, объединенными хотя бы в локальные сети, в 2001 году было всего 5%, в Беларуси – около 8%.

    Правительство молодого государства понимало: у Эстонии нет ни развитой промышленности, ни перспективного сельского хозяйства, ни шансов стать туристическим центром. А на звание финансового центра Восточной Европы тогда уже успешно претендовала Латвия. И власти сделали ставку на инновационность, первым делом взявшись оптимизировать взаимодействие между гражданами и государством.

    С 1994 года правительство Эстонии в течение 10 лет ежегодно направляло на цели развития ИКТ 1% бюджета. В этом деле важна не столько общая сумма, сколько непрерывность инвестиций. Убедившись в серьезности намерений государства, национальный частный бизнес также начинает инвестировать в IT-разработки немалые суммы.

    Высокая плотность населения при малой площади страны позволила быстро обеспечить высокий уровень проникновения интернет-доступа (76%). Далее была создана инфраструктура, обеспечивающая работу «электронного правительства». С 2000 года правительство Эстонии перешло к безбумажным заседаниям кабинета министров, пользуясь электронной сетью документооборота через интернет. По результатам конкурса Европейской комиссии проект переведения госсектора на электронную документацию, в результате которого к электронному обмену документами присоединилось порядка 500 учреждений, в том числе все министерства, уездные управы и почти все департаменты и инспекции, был признан лучшим в Европе.

    С 2000 года в Эстонии можно подавать налоговые декларации электронным путем. Уже в 2010 году 92% налоговых деклараций в Эстонии были предоставлены через интернет. То есть система «электронного правительства» оказалась выгодна всем – и гражданам, и бизнесу, и государству.

    Международные наблюдатели также считают, что фактором успеха программ «электронного правительства» в Эстонии оказалась политическая воля руководства страны. В октябре 2005 года жители Эстонии впервые в мире смогли участвовать в выборах органов местного самоуправленя посредством интернета. В 2007 году Эстония стала первой в мире страной, предоставившей своим избирателям возможность голосовать через интернет на парламентских выборах – в 2011-ом через Сеть проголосовали 15,4% избирателей.

    Инфраструктура «электронного правительства» Эстонии формировалась поэтапно. Сперва потребовалось перевести всю текущую информацию в цифровой вид. Для этого на всех уровнях работы госструктур были внедрены ведомственные компьютерные информационные системы. Далее – создатели государственной IT-системы реализовали систему электронной идентификации. Каждый гражданин получил персональный цифровой сертификат, встроенный либо в ID-карту, либо в SIM-карту. К 2011 году уже более 1,1 млн (из 1,6 млн) граждан Эстонии обзавелись похожими на банковские карты пластиковыми удостоверениями личности со встроенным чипом. В каждой карте хранятся сертификат идентификации, цифровая подпись и личные данные гражданина страны. Национальные ID-карты стали ключевым элементом всех систем эстонского «электронного правительства».

    Безусловно, информатизация государственных ведомств была бы невозможной без повышения уровня компьютерной грамотности в стране и широкого распространения компьютерных коммуникаций. Для этого в Эстонии целенаправленно формировалась телеком-инфраструктура, росло проникновение мобильной связи и динамично развивалось дистанционное банковское обслуживание. Кстати, теперь 99% банковских операций в стране совершаются в онлайне.

    «Электронное государство»

    Главная точка входа для граждан, общественных и коммерческих структур при взаимодействии с государством – это правительственный веб-портал eesti.ee. По статистике, 85% жителей страны используют его не реже двух раз в год; 80% осведомлены об услугах, которые поддерживает портал. Также за последние годы на несколько порядков выросло количество пользователей, посещающих портал с использованием мобильных устройств – смартфонов и планшетов.

    Как показывает статистика правительственного портала, чаще всего эстонцы посещают раздел образовательных услуг (включая национальную сертификацию), здравоохранения (страхование, запись к лечащему врачу, рецепты), соц­обеспечения (пособия, пенсии), недвижимости (налог на землю, регистрация). Отдельная тема – услуги для бизнеса (регистрация, лицензии, налоги и прочее).

    В числе реализованных за последнее десятилетие ИКТ-проектов эстонского правительства – еTax, электронная госуслуга уплаты налогов. Соответствующий раздел портала местные бизнесмены и бухгалтеры посещают как минимум два раза в месяц, декларируя зарплаты сотрудников и уплачивая НДС.

    Сегодня акцент в развитии эстонской правительственной инфраструктуры делается на мобильное электронное взаимодействие. Распространены мобильные ID-карты, позволяющие оплачивать через интернет парковки и банковские услуги. Кроме того, житель Эстонии может обратиться в салон любого оператора беспроводной связи и там бесплатно получить SIM-карту с поддержкой мобильного идентификатора. Такая карта активируется через сайт, после чего ее обладатель может, например, оплачивать услуги ЖКХ через мобильные сервисы.

    Показательный момент: контрактов на услуги мобильной связи в Эстонии заключено намного больше одного на душу населения (135 подключений на каждые 100 человек).

    Вообще же, в Эстонии электронные решения массово применяются и в сфере здравоохранения, и образования, и в организации документооборота. Так что эстонцы вполне обоснованно считают, что их опыт в деле организации «электронного правительства» может и должен использоваться другими государствами – разумеется, при условии соответствующей адаптации.

    Страна стартапов

    Любому интернет-пользователю знаком главный эстонский IT-продукт, гордость страны – сервис IP-телефонии Skype. Не случайно основатель и директор венчурного фонда ArcticStartup Антти Вилппонен в интервью The Wall Street Journal указал на три фактора, которые прямо способствуют прогрессу Эстонии в деле массового создания IT-стартапов: политическое руководство, культура страны и успех Skype.

    Действительно, история успеха сыграла огромную роль в стимулировании инноваций для эстонских предпринимателей. Причем саму компанию основали швед и датчанин – но софтверная часть легендарной программы была создана эстонскими разработчиками. На примере Skype можно увидеть, как один удачный проект может стать началом для множества других. Деньги, вырученные от первой продажи Skype венчурным инвесторам, были удачно реинвестированы. Уникальный случай: один стартап дал возможность появиться множеству других в масштабе целой страны. Сегодня Эстония, занимающая по территории 134-е место в мире, лидирует по числу стартапов на душу населения.

    Журналисты издания The Wall Street Journal, изучившие эстонский IT-бизнес, уверены: далеко не последнюю роль в развитии IT-предпринимательства в стране сыграла культура. Во-первых, это те самые «протестантские ценности», благодаря которым процветает вся Северная Европа. Во-вторых, это «культура отрицания» советского прошлого, то есть стремление уйти от всего, что было раньше. «Мало кто в Эстонии видит ценность в сохранении традиций советской системы», – пишет The Wall Street Journal.

    Новые пути развития для стартапов – это основные темы конференций (регулярно проходящих в Таллине) для молодых предпринимателей и экспертов из Скандинавии, Финляндии и стран Балтики. Комментируя то, что там происходит, один из организаторов Индрек Петерсоо говорит: «Эстонские предприниматели часто путают слова «стартап» и «мобильное приложение». По его словам, 80% стартапов в Эстонии – это мобильные технологии. «Но надо делать и что-то другое, смотреть более глобально на то, как заработать деньги через стартап», – заявляет Индрек. «Эстония очень маленькая страна, особенно по сравнению с Россией, но количество стартапов здесь просто феноменально», – отмечает один из редакторов британского журнала Wired Эндрю Скотт.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by