Кристина Рыбик, «Дело»,

    Комментарии 9 Ноя 2012 0:00

    Дорогой проект… помогает сэкономить

    Рынок дизайнерских услуг вБеларуси растет, но по-прежнему остается в «квартирных рамках».

    Белорусские дизайнеры интерьеров не знакомы с кризисом: количество заказов ни в прошлом, ни в 2012 году в целом не сократились. Растет как сам рынок, так и уровень услуг и притязаний заказчиков.

    Основной сегмент – жилая недвижимость

    Спрос рождает предложение. Все больше белорусов хотят жить в уютных и индивидуальных интерьерах. Поэтому на рынке появляются все новые и новые студии, готовые разработать интерьерное решение в любом стиле, а специальность «дизайн» в университетах становится одной из самых популярных.

    Тем не менее, рынок белорусского интерьерного дизайна еще не «захватил» все сферы жизни – он все еще остается в рамках «квартирного» рынка. По словам дизайнера студии «Белый волк» Дмитрия Гурбановича, основную долю рынка дизайнерских услуг составляют квартиры и дома, затем – рестораны, кафе и ночные клубы, и только потом – офисные помещения. Причина в том, что многие руководители компаний предпочитают заниматься дизайном своих офисов самостоятельно, выбирая кафель, натяжные потолки и отделку стен.

    А вот о дизайне квартиры, особенно если это новостройка, задумываются уже на стадии строительства или покупки. Застройщики отмечают, что это, во-первых, дешевле, во-вторых, менее хлопотно, поскольку согласованием всех изменений планировки занимается сам застройщик. «Наши клиенты – очень продвинутые люди, – считает автор проекта жилого комплекса «У Троицкого», архитектор Олег Ладкин. – Например, одна хозяйка перепланировала свою квартиру так, что гостиная и кухня заняли 18 метров по фасаду». И хотя этот элитный дом еще не достроен, перепланировку в нем сделали практически все будущие жильцы. Люди, которые платят по $3 тыс. за квадратный метр, умеют считать деньги – прибегая к услугам дизайнера, они… значительно экономят на ремонте.

    Тратим и… экономим

    Дизайнеры любят повторять: самое большое заблуждение клиентов заключается в том, что «дизайнер – синоним дополнительных растрат». На самом деле услуги настоящего профессионала помогают экономить. Ведь вы приходите к специалисту с эфемерным образом квартиры своей мечты, а получаете от него дизайн-проект готового объекта. В него входит концепт – планировочное решение с разделением на функциональные зоны с расстановкой мебели и оборудования, альбом со стилевой проработкой – фотореалистичное изображение будущего интерьера в ЗD, а также комплект рабочей и технической документации со спецификацией материалов.

    «Люди стали понимать, что каждый должен заниматься своим делом, в том числе и дизайнеры,– говорит арт-директор студии дизайна интерьеров DesignServiceЛюбовь Лагунчик. – Наши клиенты знают, что дизайнер окупает себя и экономит их деньги на ремонте, потому что он изначально может застраховать от ошибок. Специалист знает, где покупать материалы дешевле и надежней».

    Кроме того, реализация проекта, как правило, сопровождается «авторским надзором». Правда, если одни специалисты говорят, что сопровождение проекта – неотъемлемая часть комплексного подхода к ремонту, то другие считают иначе. «Дизайнеры предлагают сопровождение в ходе работ, но я считаю, что без него можно обойтись, – говорит Дмитрий Гурбанович. –Как раз на этом пункте можно сэкономить».

    В целом разбежка по стоимости работ на рынке довольно большая: от $15 до $70 за кв.м. Но есть специалисты, которые предлагают свои услуги даже за €50-120 за кв.м. Как правило, цена складывается из сложности  проекта, а также знаний, таланта, опыта и амбиций дизайнера. В мировой практике чаще всего применяется другая формула расчета стоимости услуг дизайнера или архитектора – 10% от стоимости ремонта. Хотя, конечно, от большего или меньшего бюджета интерьер не станет намного лучше или хуже, а вот неправильное распределение средств в процессе реализации проекта может поставить крест на всей работе.

    О вкусах не спорят?

    Как говорят эксперты «Дела», рынок и спрос на нем в последние годы однозначно выросли. Все чаще к дизайнерам обращаются заказчики, которые понимают, что дизайн – это не просто подобранные в тон стены и мебель, а комплексное решение, обеспечивающее функционирование помещения. Но хотявсезаказчики по-разному видят свои будущие квартиры, все проекты по-своему универсальны. По словам дизайнеров, многие клиенты хотят жить в окружении классики, но при этом у них же популярна и эклектика. Других интересует прованс, третьих – скандинавский стиль, и лишь к хай-теку в Беларуси обращаются очень редко. «Люди больше не хотят наполнять свой интерьер большим количеством креатива, –  говорит Любовь Лагунчик. – Они хотят получить  профессиональный ремонт».

    От готового проекта заказчики в большинстве своем ждут лаконичности, где меньше деталей или полочек, уставленных статуэтками. Самый популярный тренд – свободное пространство. Сегодня клиенты ищут ассоциаций с природными мотивами и часто обращают внимание на экологичность. Что касается цветовой гаммы, то из-за преимущественно холодного климата белорусы обычно выбирают теплые тона. При этом редко кто готов тратить время на уход за вещами, которые несут лишь декоративные, а не практические функции.

    У известного архитектора и дизайнера Александра Кратовичасвои взгляды на предпочтения клиентов. Он считает, что Беларусь находится на водоразделе двух культурно-исторических систем: итало-франко-британской (или католической), с одной стороны, и немецко-скандинавской (или протестантской) – с другой. У каждой из них – своя «душа»: в первом случае дизайн  эмоциональный, фантазийный, чаще классический, во втором – рациональный, лаконичный исключительно современный. «Впрочем, эти тенденции не должны волновать дизайнеров,– говорит Александр Кратович.– Самое главное сейчас – это преодолеть  отставание от мирового уровня в области  дизайна и архитектуры. Ведь эти две составляющие в буквальном смысле являются олицетворением образа и уровня развития страны, города, фирмы, личности. Надо только не путать объем строительства и вложенные средства с качеством культурной среды. Наоборот: большие объемы строительства еще больше обнажают  остроту этой проблемы».

     

    Мнение эксперта

    Александр Кратович, дизайнер, архитектор

    Я бы сравнил состояние белорусского рынка дизайна интерьера с качеством нашего… сыра. Он самый «молодой» и самый дешевый в мире, но при этом сделан, как ни странно, на самом передовом оборудовании!Заказчик покупает высокотехнологическое оборудование, современные качественные материалы, строители используют зарубежные технологии, а результат получается «провинциальный». Почему?

    Излюбленная сегодня тема – тендеры! Цель – бесплатно получить эскизное решение и выбрать самое дешевое проектное предложение. Но, как известно, бесплатным бывает только сыр в мышеловке, если уж брать в пример этот продукт. Разве может быть целью дешевизна архитектурного или дизайнерского проекта? Никто в мире не проводит тендеры на стоимость проектных решений!Они проводятся на стоимость строительных работ, на технические характеристики материалов, а проектные решения не могут стоить дешевле или дороже – их стоимость жестко связана с процентом от затрат на строительство или, если речь идет об интерьере, от затрат на реализацию проекта.

    Вместо тендеров на проектные решения обычно проводятся конкурсы.Их принципиальное отличие от тендеров в том, что цена проекта там не обсуждается, а выбирается самое конкурентное в смысле идей, рациональности и удобства эксплуатации решение. А также самое коммерчески выгодное и экономически обоснованное проектное решение. Конечно, я не имею в виду конкурсы-однодневки, которые иногда бесплатно  проводят в проектных институтах…

    В частной практике ситуация аналогичная. Заказчик, грубо прикинув свои затраты на ремонт, начинает искать дизайнера, которому можно заплатить чуть ли не 0% от бюджета.  Поиск быстро заканчивается: находится полуголодный студент, который готов за стоимость «одной пиццы» выполнить  роскошный дизайн любой сложности и в кратчайшие сроки.

    На самом деле архитектурные и дизайнерские услуги стоят в размере 5-10% от затрат. Так уж сложилось в мире. Проще говоря, на 9 строителей приходится один архитектор или дизайнер. Логично?Да, но только не у нас! Даже если стоимость качественного проекта равна месячной стоимости аренды помещения, которое, к слову, может оставаться не отремонтированным год или два, заказчики часто отказываются отдизайнерских услуг.«Из принципа», который не что иное, как обычная провинциальность.

    Ведь не в жадности дизайнера дело и даже не в его «гениальности», а в тех затратах времени, которые  необходимы для поиска правильных решений и их точного воплощения в реальности.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by