Delo.by,

    Комментарии 16 Авг 2016 15:36

    Долг платежом… опасен: как избежать проблем c выплатами по кредитам?

    В каких случаях бизнес может рассчитывать на перекредитование, как предотвратить проблемы с погашением займа, а также каких моделей поведения стоит придерживаться в условиях кризиса, «Делу» рассказал начальник управления корпоративных продаж ЗАО «МТБанк» Иван Лагутин.

     

    В условиях непростой рыночной конъюнктуры для любого бизнеса возрастает риск возникновения проблем с выплатами по кредитам. В такой ситуации многие предприниматели стремятся снизить кредитную нагрузку на свою компанию, уменьшив размер ежемесячных платежей, и обращаются в банки за рефинансированием существующего долга.

    «Д»: Увеличился ли в последнее время спрос бизнеса на рефинансирование ранее взятых кредитов? Какие компании и в каких ситуациях хотят перекредитоваться?

    И.Л.: Сегодня все больше субъектов хозяйствования обращаются в банки, рассчитывая удлинить сроки погашения ранее полученных займов и сделать графики платежей более удобными для компании.

    Как правило, предприниматели обращаются за рефинансированием в двух случаях. Первый – когда компания еще справляется с выплатами по взятому кредиту, но чувствует, что рынок потерял прежнюю прогнозируемость, и хочет застраховаться от проблем с погашением долга в будущем. В этом случае дальновидные предприниматели заранее обращаются в банк, снижают кредитную нагрузку на свое предприятие и в дальнейшем более уверенно чувствуют себя на рынке.

    Вторая категория – те, которые уже успел столкнуться с проблемами. К сожалению, приходится констатировать, что клиентов второго типа сейчас больше.

    Безусловно, бывают случаи, когда в рефинансировании приходится отказывать. Так, например, недавно к нам обратилась компания, которая занимается поставками химической продукции для сельского хозяйства. Клиент хотел рефинансировать длинный инвестиционный кредит, полученный в другом банке. Мы проанализировали ситуацию, в которой находится компания, оценили риски, постарались подобрать к ним соответствующие компенсаторы – но все же приняли решение отказать.  Мы пояснили клиенту, какие риски не позволили нам принять положительное решение и что ему нужно сделать, чтобы улучшить сложившуюся ситуацию. Например, указали на избыточный валютный риск, который компания «хронически» принимала на себя в течение последних нескольких лет. Работая с неплохой операционной прибылью, предприятие предпочитало использовать валютные кредиты для пополнения своих оборотных средств, т.к. это было дешевле с точки зрения процентных расходов по сравнению с кредитованием в белорусских рублях. Однако значительные объемы рублевой дебиторской задолженности, после нескольких скачков курса белорусского рубля, привели к формированию крупных курсовых разниц, что, по сути, «съедало» все операционные успехи бизнеса. Соответственно, компании следовало пересмотреть структуру своих пассивов. Аналогичные рекомендации мы сделали касательно объемов складских остатков, где по нашему мнению у клиента  был избыточно «зарыт» так необходимый ему оборотный капитал.

    «Д»: Существуют ли какие-то тревожные сигналы, которые подсказывают бизнесменам, что скоро их предприятие может не справиться с  кредитной нагрузкой?

    И.Л.: Я бы выделил два момента, которые должны заставить предпринимателя серьезно задуматься о снижении кредитной нагрузки. Первый – если ежемесячные платежи по кредитам начинают «съедать» более 50% среднемесячной прибыли. Второй – возросшая волатильность рынка, на котором работает компания, в результате чего значительно снижается прогнозируемость рыночной ситуации. В таких случаях мы рекомендуем серьезно задуматься о снижении ежемесячных платежей по кредитам.

    «Д»: Зачем банкам «чужие долги»?

    И.Л.: Для банка любой кредит, выданный клиенту, – это актив. Выдавая кредиты, банки зарабатывают – это ни для кого не секрет. Соответственно любому банку нужны «долги» как таковые. Принадлежал ли этот долг ранее другому банку или является вновь сформированным – не столь важно.

    Помимо непосредственно финансового состояния заемщика, решение о выдаче кредита или рефинансировании действующей задолженности в конкретном  банке зависит от многих факторов – принятой риск-политики, объема портфеля проблемной задолженности, выполнения нормативов регулятора, политики материнского банка (если таковой имеется) и т.д. Поэтому один и тот же заемщик в разных банках может получить разные решения. В такой ситуации, как правило, выигрывают банки с более гибким подходом к риск-политике и наименьшим количеством «внутренних» ограничений.    

    «Д»: Какие модели поведения могут помочь бизнесу успешно пережить нынешний кризис?

    И.Л.: В ситуации нестабильной рыночной конъюнктуры неправильно занимать выжидательную позицию, придерживаясь стратегии «отбивания» от нападок рынка по мере их появления. Пассивность занимаемой позиции делает ситуацию неуправляемой для собственника, и если из рынка «прилетит» по-настоящему сильный удар – только «нокдауном» бизнес можно не отделаться.

    Из активных моделей поведения мы выделяем две – «заядлый оптимизатор» и «здоровый энтузиаст». «Заядлый оптимизатор» – это тот предприниматель, который выбрал наименее рискованную стратегию, ориентированную на оптимизацию бизнес-процессов, обдуманное урезание текущих расходов, оптимизацию структуры пассивов и кредитной нагрузки, снижение стоимости финансирования и др. Вторая модель – «здоровый энтузиаст» – это предприниматели более склонные к риску, которые рассматривают кризис как время новых возможностей и стараются нарастить долю рынка, найти новые ниши. Обе модели – рабочие и могут быть использованы. Главное, чтобы бизнесмен выработал для себя конкретный и последовательный план действий. Понятно, что сам план в последствие может меняться и корректироваться (все предвидеть мы не можем), важна именно работа над ним, осознание собственной позиции и того, каким образом вы будете действовать в той или иной ситуации. Еще Дуайт Эйзенхауэр говорил: «План – ничто, планирование – все».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by