Delo.by,

    Комментарии 31 Июл 2017 11:45

    Долг платежом страшен

    Спор между субъектами бизнеса нередко доходит до судебной стадии. Однако выигрыш в суде еще не означает полной победы – решение суда должно быть исполнено. В случае, если должник не исполняет судебное решение добровольно, на помощь приходит институт принудительного исполнения судебных решений

    Ольга Полозова,
    старший юрист международной юридической компании Cobalt.
    Специально для «Дела»

    В разных странах мира используются частные, государственные и смешанные модели принудительного исполнения. В Беларуси, где действует государственная система судебных исполнителей, к сожалению, наблюдается существенная проблема исполнения судебных решений, и вопрос о необходимости ее преодоления поднимается на протяжении долгого времени.

    Меры по совершенствованию существующей системы принудительного взыскания предусматривались в Перечне  мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4. Низкая эффективность деятельности судебных исполнителей связана с кадровой недостаточностью, поэтому план мероприятий включал предложения по обеспечению оперативного (как правило, не более двух месяцев) исполнения решений хозяйственных судов посредством расширения штата и соответствующего финансирования, а также рассмотрения вопроса о создании правового института негосударственных судебных исполнителей.

    К сожалению, указанные меры не были реализованы, а проблемы в сфере принудительного исполнения судебных решений остались.

    Новой попыткой реформировать отрасль стало принятие закона от 24.10.2016 г. №439-З «Об исполнительном производстве» (вступил в силу 16 мая 2017 г., далее – Закон). До этого момента нормы, регламентирующие исполнительное производство, были представлены в различных актах, включая Гражданский процессуальный кодекс и Хозяйственный процессуальный кодекс. Новый Закон направлен на унификацию порядка исполнительного производства как в рамках гражданского, так и в рамках хозяйственного процессов. Кроме того, документ предусматривает ряд нововведений, включая дополнительные меры и ограничения, которые могут быть применены в отношении должника, и расширяет полномочия судебных исполнителей.

    Рассмотрим основные положения нового Закона.

    1. Срок предъявления к исполнению исполнительного производства. Закон устанавливает единый срок предъявления к исполнению исполнительных документов — теперь это три года со дня, когда судебное постановление вступило в законную силу или закончилась отсрочка или рассрочка его исполнения. Ранее такой срок был предусмотрен только ГПК для исполнения документов, выданных в рамках хозяйственного процесса. Изменение не затрагивает порядок предъявления к исполнению исполнительной надписи нотариуса, где срок по-прежнему составляет шесть месяцев.

    2. Предварительные процедуры. Предусмотрена обязанность представлять исполнительный документ в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию до возбуждения исполнительного производства для всех категорий взыскателей, если должник — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо и взысканию подлежат денежные средства. Ранее такая обязанность была возложена только на взыскателей в исполнительном производстве по итогам экономических дел. При взыскании с гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, взыскатель может самостоятельно направить исполнительный документ по известному месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов. В этом случае возбуждать процедуру исполнительного производства не требуется.

    3. Возбуждение исполнительного производства происходит на основании поданных в орган принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий исполнительного документа и заявления о возбуждении исполнительного производства, составленного по форме, предусмотренной Законом. Место совершения исполнительных действий определяется по  месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника, либо месту нахождения его имущества или месту осуществления должником хозяйственной деятельности. Взыскатель вправе предъявить исполнительный документ и заявление о возбуждении исполнительного производства соответствующему главному судебному исполнителю по области (городу Минску) по месту совершения исполнительных действий, если ему неизвестно, в каком именно территориальном органе принудительного исполнения должно быть возбуждено исполнительное производство. В случае если Законом предусмотрена необходимость предварительных процедур, то к заявлению прилагаются документы, подтверждающие их совершение.

    4. Стадии производства. В процедуре исполнения четко выделены две стадии исполнения исполнительных документов: стадия добровольного исполнения (7 дней со дня извещения должника о возбуждении исполнительного производства, срок может быть продлен по ходатайству должника) и стадия принудительного исполнения, наступающая в случае неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке. При добровольном исполнении исполнительных документов не взыскивается принудительный сбор (10% от стоимости взысканного имущества или денежных сумм).

    5. Полномочия судебного исполнителя расширены Законом. Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов имеет право:

    • вызывать должника для дачи объяснений, представления необходимых документов, истребовать у должника сведения об имеющемся у него имуществе, источниках получения доходов; запрещать должнику совершать действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, в отношении денежных средств и (или) иного имущества должника; выносить постановления о приводе должника;

    • объявлять розыск должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, через органы внутренних дел;

    • обращаться за регистрацией создания, изменения, прекращения существования, принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также за регистрацией на имя взыскателя возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника;

    • налагать арест на денежные средства и (или) иное имущество должника; осуществлять реализацию арестованного имущества должника; выносить постановления о приостановлении операций по банковским счетам; опечатывать помещения, где хранятся материальные ценности и документы, кассы или кассовые помещения, склады, архивы;

    • беспрепятственно входить на территорию и в помещения должника для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей, при необходимости вскрывать такие помещения, объекты, производить их осмотр и т.д.

    6. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа. Закон также расширил перечень обеспечительных мер, которые могут быть применены к должнику. Некоторые из них могут налагаться судебным исполнителем самостоятельно:

    • арест наличных денежных средств и (или) иного имущества должника;

    • арест денежных средств и (или) иного имущества должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

    • опись и (или) изъятие имущества должника, передача этого имущества на хранение;

    • запрет должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа;

    • запрет должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;

    • запрет иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника;

    • иные меры, предусмот­ренные Законом и иными законодательными актами.

    Для применения определенных мер, необходимо решение суда. Такие меры включают:

    • временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь. Необходимо отметить, что новеллой Закона выступает возможность введения такой меры не только в отношении граждан и индивидуальных предпринимателей, но также в отношении должностных лиц должника — юридического лица (например, руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа).

    • временное ограничение права должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода;

    • временное ограничение должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений.

    Для обеспечения исполнения исполнительного документа может быть принято одновременно несколько мер по обеспечению исполнения исполнительного документа.

    7. Правопреемство. Закон наделил судебных исполнителей самостоятельным правом замены выбывшей стороны как физического, так и юридического лица, правопреемником по своей инициативе либо по заявлению стороны. С одной стороны, норма направлена на ускорение процесса (ранее таким правомочием обладали только суды), с другой стороны, наделение такими широкими полномочиями судебных исполнителей вызывают опасения ввиду их возможной недостаточной компетенции.

    8. Информация об исполнительном производстве. Законом расширен перечень лиц, которым по их запросу и при условии уплаты государственной пошлины предоставляются сведения о наличии исполнительных производств, возбужденных в отношении должника — индивидуального предпринимателя, должника — юридического лица, должника-организации, не являющейся юридическим лицом, об ограничениях (обременениях), установленных в отношении таких должников и (или) их имущества в исполнительном производстве. Такие сведения предоставляются гражданам, включая индивидуальных предпринимателей, юридическим лицам  и организациям, не являющимся юридическими лицами. При этом Закон, в отличие от ХПК, не предполагает предоставления информации о размере долга. Также Закон не включил в число должников, в отношении которых предоставляются сведения, физических лиц.

    9. Заявления и ходатайства. Участники исполнительного производства вправе на любой стадии исполнительного производства подать заявление, ходатайство по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа. Законом унифицирован порядок подачи заявлений и ходатайств, в гражданском и хозяйственном процессе, установлены требования для письменной формы и формы электронного документа; требования к содержанию заявления (ходатайства); порядок и срок рассмотрения и т.д. По общему правилу заявления (ходатайства) рассматриваются в течение 10 дней.

    10. Окончание исполнительного производства. Исполнительное производство оканчивается в случае:

    • исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

    • направления исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов;

    • установления обстоятельств, влекущих возвращение исполнительного документа взыскателю (например, у должника отсутствует имущество, подлежащее передаче взыскателю по исполнительному документу);

    • установления обстоятельств, влекущих прекращение исполнительного производства (например, при заключении мирового соглашения).

    Несомненным достоинством нового Закона выступает его унифицирующая функция, направленная на установление максимально допустимого единообразия в отношении принудительного исполнения исполнительных документов, выданных как в ходе гражданского, так и экономического процессов. Расширение полномочий судебных исполнителей, в частности направленных на большую защиту взыскателей в экономическом процессе, повысит эффективность системы принудительного исполнения, но реальную оценку нововведениям можно будет дать по прошествии времени по итогам правоприменительной практики.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by