DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 1 Июн 2013 0:00

    Деньги… на ветер?

    Когда появятся перспективы для частного бизнеса в белорусской энергетике

    Татьяна Маненок, специально для «Дела»

     

    Во многих соседних странах энергетическая отрасль давно открыта для частных инвесторов. Несколько лет назад правительство Беларуси, осознав, что страна скоро может лишиться дешевых энергоресурсов, стало требовать сделать энергетику выгодной сферой для частного бизнеса.

    «Свои собственные природные ресурсы надо превращать в деньги, а не в разговоры. Это должно стать частью бизнеса. Мы должны сделать так, чтобы это стало выгодным бизнесом. Пусть приходят польские, китайские, белорусские, любые инвесторы», – заявил премьер-министр Сергей Сидорский в июне 2010 года. Обращаясь к тогдашнему министру энергетики Александру Озерцу, он подчеркнул: «Нужно сделать так, чтобы ГЭС превратились в бизнес… Вы сегодня – монстры, монополисты, у вас нет экономики процесса. Вырабатываете электроэнергию и всем ее толкаете по своим ценам»…

    Чтобы привлечь инвесторов в энергетические проекты, правительство было готово чуть ли не осыпать их льготами. Речь шла об освобождении от уплаты налогов на землю под реальные объекты, предоставлении льгот на этапе становления бизнеса и т.д. Однако мнополия государства и затянувшийся процесс реформирования отрасли не дают частному капиталу возможности проявить себя по-настоящему.

     

    Льготный режим

    Следует признать, что правительству удалось создать определенные условия для того, чтобы зарубежные инвесторы стали не только присматриваться к белорусской энергетике, но и приходить сюда с конкретными проектами. Госмонополию в энергетической отрасли удалось частично разрушить благодаря новому закону о возобновляемых источниках энергии. Теперь проекты, основанные на местных видах топлива – гидроэлектростанции, тепловые котельные или мини-ТЭЦ на дровах, торфе и лингине, солнечные электростанции, станции с использованием ветровой энергии – могут строить и эксплуатировать иностранные предприятия и СП.

    Например, финская компания MW Biopower Oy пришла в Беларусь с современными европейскими технологиями еще пять лет назад. Она выступила генеральным подрядчиком строительства современной мини-ТЭЦ в Пружанах мощностью 3,7 МВт, работающей на местных видах топлива. Строительство началось в декабре 2008 года и уже через три года станция была введена в эксплуатацию. Этот проект был реализован без привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), однако белорусские специалисты остались довольны сотрудничеством с финской компанией: предлагая свое оборудование, MW Biopower Oy параллельно обеспечивала финансовую поддержку в виде недорогих кредитных ресурсов.

    А вот немецкая компания Enertrag, рискнувшая построить в нашей стране первый промышленный ветропарк стоимостью €360 млн., потерпела фиаско. Не помогла даже «страховка» – инвестдоговор с Минским облисполкомом, который Enertrag подписала в июле 2010 года. Компания хотела к 2012 году построить в Дзержинском районе недалеко от поселка Волма промышленный ветропарк мощностью до 160 МВт. Теоретически он мог бы производить около 170 млн. кВт/ч электроэнергии – это примерно годовое потребление энергии двух таких районов, как Дзержинский. В проект было вложено €300 тыс., но он «застопорился», как только дошло до согласования в Минобороны. Там заявили, что «ветряки» высотой около 200 метров могут нарушить работу расположенных неподалеку от Дзержинска радаров.

    Провалился и еще один масштабный проект польской компании, который мог бы стать знаковым для всей отечественной энергетической отрасли. Осенью 2008 года Минэнерго и компания «Кульчик холдинг» подписали соглашение о реализации проекта по сооружению Зельвенской угольной конденсационной электростанции, а также по строительству инфраструктуры для экспорта производимой на ней электроэнергии в Польшу. Польская компания собиралась полностью профинансировать этот проект. Однако в 2011

    году на фоне обострившихся политических отношений Беларуси с Евросоюзом инвестор отказался от реализации проекта.

    Тем не менее, негативные примеры сотрудничества с Беларусью не остановили зарубежных инвесторов. Летом 2012-го был дан старт первому в нашей стране проекту строительства электростанции частным инвестором. Его реализует компания с итальянским капиталом ООО «БелЭнергия». Она строит в Бресте ТЭЦ, причем, реализовать его планирует уже к 2016 году. Проект предусматривает строительство энергетического центра, который включает электрические сети для их использования на белорусском и европейском энергетических рынках. Объем заявленных ПИИ составляет €415 млн.

    Директор компании Карло Перарди говорит, что идея проекта родилась исходя из специфики географии и логистики страны в целом и города Бреста, в частности. «С одной стороны – 500 млн. европейцев, чья потребность в энергии растет с каждым днем, с другой –  огромная территория вплоть до Владивостока, где имеются огромные запасы любого сырья, необходимого для этих целей. Мы ни одной минуты не сомневались: Беларусь может производить энергию, экспортировать ее избыток и тем самым интегрироваться в общеевропейскую энергетическую систему», – уверен К. Перарди.

    В белорусскую энергетику приходят частные компании и с более скромными вложениями. Например, ООО «АэроСтрим» собирается вложить более Br3 млрд. в строительство двух ветряков в Сморгонском районе. Мощность каждого из них составит около 1 МВт/ч. Завершить строительство планируется до конца 2013 года. Этот проект станет вторым в области – первая ветроэнергетическая установка здесь была введена в эксплуатацию весной 2012 года на Новогрудской возвышенности (поселок Грабники). Сегодня она обеспечивает электроэнергией значительную часть потребностей населения райцентра (в целом город потребляет около 9 МВт/ч).

    Инвестировать в развитие альтернативной энергетики в Беларуси собирается также ирландская компания Pure Energy Intelligence. Она намерена развивать проекты по использованию энергии солнца, ветра и биогаза. В Гомельской области компания собирается построить солнечный парк мощностью 28 МВт. Вся получаемая электроэнергия будет поступать в областную энергосистему. Цена вопроса – примерно €40 млн. Согласно инвестдоговору, проект будет реализован в течение трех ближайших лет. Кроме того, на площадях свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» планируется организовать производство солнечных батарей.

    Строительство ветроэнергетических установок – одно из основных направлений, которое сегодня привлекательно для инвесторов в нашей стране. Самый мощный в Беларуси ветряк (1,5 МВт) был введен в эксплуатацию в 2011 году под Новогрудком. Даже на фоне европейских аналогов эта ветроустановка показала довольно высокую эффективность. В этом же районе к концу 2014 года планируется построить ветропарк мощностью 7,5 МВт из 5 установок с минимальной мощностью каждой в 1,5 МВт. Интерес к проекту уже проявили инвесторы из Турции, Германии, а также белорусские компании.

    Второй путь для частного капитала в белорусской энергетике – участие в строительстве ГЭС. В частности, группа итальянских компаний планирует построить на реке Неман современную ГЭС мощностью 45 МВт. Стоимость проекта составит не менее €110 млн. В дальнейших планах инвестора – возведение электростанций на Западной Двине и Днепре. Компания PVB Group также намерена построить несколько гидроэлектростанций на Днепре, Западной Двине и Немане. По расчетам специалистов, на этих водных артериях можно получать до 1000 МВт электрической энергии.

     

    Кредиты вместо ПИИ

    Львиная доля инвестпроектов в белорусской энергетике реализуется не с помощью ПИИ, а посредством привлечения иностранных кредитов. Прежде всего, китайских.

    В течение 2008-2011 годов с китайскими компаниями было заключено 6 контрактов на реализацию энергетических проектов с привлечением кредитных ресурсов КНР на сумму $1,25 млрд. В 2011 году за счет этих ресурсов были завершены реконструкция Минской ТЭЦ-2 и строительство ветроустановки в населенном пункте Грабники (общие затраты составили порядка $50 млн.). Кроме того, за счет связанных кредитов китайские компании поставили в Беларусь оборудования более чем на $150 млн.

    С участием Китайской национальной корпорации по зарубежному экономическому сотрудничеству на Минской ТЭЦ-5 был построен парогазовый энергоблок. Контракт на условиях строительства объекта «под ключ» был заключен еще в сентябре 2008 года. Оно финансировалось за счет средств кредита Государственного банка развития Китая, выданного под гарантии белорусского правительства. Сумма займа составила €260 млн., а работы велись два года. 24 декабря 2011-го был осуществлен первый пуск нового энергоблока, и за 1,5 месяца станция вышла на проектную мощность. Правда, 16 апреля 2013 года на резонансном совещании по вопросам развития белорусской энергетики с участием Президента были озвучены и недостатки, выявленные в процессе модернизации ТЭЦ-5. Речь шла о серьезных проблемах с парогазовым энергоблоком, смонтированным китайскими специалистами.

    Совсем недавно китайские инвесторы пришли в Могилевскую область с проектом строительства солнечной электростанции мощностью 300 МВт. В марте Могилевский облисполком и Китайская атомная энергетическая инжиниринговая компания (CNPEC) заключили соглашение о сотрудничестве. В соответствии с ним местные власти предоставят CNPEC право на реализацию проектов, связанных с электрогенерирующими установками на солнечных панелях общей мощностью не менее 300 МВт на территории региона сроком до 31 декабря 2018 года и гарантируют всестороннее содействие при осуществлении этой деятельности. В сентябре 2013-го с этой китайской компанией планируется подписать инвестдоговор о реализации пилотного проекта по строительству электростанции с использованием солнечных батарей мощностью 10 МВт, которая разместится на территории СЭЗ «Могилев». Здесь же до конца 2015-го планируется построить завод по производству солнечных панелей.

    Интерес китайцев к нашей стране понятен: Беларусь сегодня предлагает самую высокую в Европе цену за солнечную электроэнергию. Местные власти также встретили их предложение на «ура», поскольку проект не потребует никаких затрат из областного бюджета. И, тем не менее, многие эксперты не уверены, что этот и подобные проекты выгодны для нашей страны.

    Белорусское законодательство в области энергетики стимулирует развитие альтернативных видов энергии. Поэтому тарифы на закупку государством у частных компаний солнечной электроэнергии сегодня в три раза выше, чем цены, по которым эта энергия продается населению. Получается, что «Белэнерго» обязано покупать солнечную энергию, причем, в три раза дороже, чем сможет ее реализовать. До сих пор государство возмещало разницу. Однако, как показало недавнее совещание по энергетической отрасли, государство больше не хочет мириться с растущими затратами энергетиков и высокими тарифами на энергию для предприятий. Следовательно, или подобные проекты будут все более обременительными для национальной экономики, или государство снизит тарифы на закупку альтернативных видов энергии.

     

    Реформа необходима

    Чтобы энергетика в Беларуси действительно стала полноценным бизнесом, государство должно создать условия для привлечения в отрасль частных инвестиций, в том числе через реформирование отрасли. Для этого в стране должен быть принят соответствующий закон. В нем должны быть заложены основы реформирования отрасли, которые позволили бы разрушить монополию в энергетической сфере. С принятием такого закона частные инвесторы, в том числе и зарубежные, могли бы строить в Беларуси крупные станции по выработке электроэнергии и заниматься их эксплуатацией.

    Подобный законопроект готовился в нашей стране еще пять лет назад, когда, казалось, правительство решилось на реформы в энергетической отрасли. В начале 2009-го первый вице-премьер Владимир Семашко заявил, что в Беларуси принято «принципиальное решение» по вопросу реформирования электроэнергетики. Было заявлено, что в ходе такой реформы будет создана сетевая компания, которая сможет работать как с государственными, так и с частными предприятиями. Предполагалось даже установить два тарифа на электроэнергию: для конечного потребителя и на передачу.

    «Это нужно делать хотя бы потому, что мы чувствуем: для реализации программы энергетической безопасности не хватает денег»,– признался вице-премьер. Если в страну придет «частник», который построит ГЭС или мини-ТЭЦ, то он сможет продавать электроэнергию по определенной формуле. «Но он придет туда, где все будет прозрачно, и где не будет никакого диктата: будет государственный тариф и сетевая компания, которая одинаково относится и к частнику, и к госпредприятию», – добавил В. Семашко.

    О том, что Беларусь приступит к реформированию электроэнергетической отрасли, говорил в 2088 году на консультациях с делегацией Европейской комиссии и заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк. Он признал, что «централизованная вертикально интегрированная система управления электроэнергетикой сыграла положительную роль в переходный период», но, чтобы привлечь в отрасль инвестиции, ее необходимо реформировать.

    ГПО «Белэнерго» уже давно разделило функции сбыта электроэнергии и энергонадзора, и еще в 2008 году планировало создать передающую компанию, выделив ее из вертикально интегрированной системы, а также организовать раздельный бухучет по видам деятельности в электроэнергетике. На следующих этапах было намечено выделить генерирующую компанию и создать распределительные и сбытовые организации. Впрочем, несмотря на все эти заявления и первые шаги, на реформу энергетики правительство так и не решилось.

    В результате сегодня Беларусь осталась единственной страной бывшего Союза, где энергетика не разделена по видам деятельности. Отечественная энергосистема включает шесть самостоятельных предприятий (по числу областей). Она включает высоковольтные электроэнергетические линии между областями и соединения с энергосистемами сопредельных государств (России, Украины, Литвы, Польши). Управляет этой громоздкой системой концерн «Белэнерго», который подчинен Министерству энергетики.

    Естественная монополия предприятий ГПО «Белэнерго» интегрирована в энергетическую отрасль Беларуси, вследствие чего государство оставляет за собой право регулирования тарифов. Ценообразование в отрасли осуществляется по методу «издержки плюс». При этом электроэнергия отпускается потребителям по единым регулируемым тарифам, дифференцированным для разных групп потребителей. Очевидно, что в такой структуре отсутствуют экономические механизмы, стимулирующие снижение затрат. К тому же, в условиях непредсказуемой тарифной политики отрасль становится инвестиционно непривлекательной.

    В далеком 2003 году в стране было подготовлено четыре варианта реструктуризации белорусской энергосистемы. Все они преследовали цель: создать эффективную структуру, стимулирующую снижение издержек в отрасли. Различались варианты в основном лишь подходами к вопросам приватизации предприятий электроэнергетики. Однако уже тогда было решено, что реструктуризация отрасли будет проводиться на базе государственной собственности.

    Причем, государство собиралось контролировать электроэнергетику на всех этапах. Предполагалось, что в его руках останутся передающие мощности – сети напряжением 35-750 кВт. И хотя во многих странах сетевые компании – акционерные общества, в Беларуси ее планировали сохранить в госсобственности. На базе существующих предприятий электрических сетей планировалось создать филиалы головной компании. А системный оператор должен был войти в состав Белорусской сетевой компании (такой опыт есть в большинстве европейских стран, за исключением России, где сетевой оператор отделен от сетевой компании). Планировалось также создать генерирующую компанию. Что касается распределительной сети (сети с напряжением 0,4-10 кВт), то ее планировалось включить в состав областных сбытовых компаний.

    Эксперты уже тогда обращали внимание на уязвимость предложенной концепции. Было очевидно, что в госпредприятия невозможно привлечь инвестиции. Однако, вопросы акционирования энергопредприятий были отнесены на более поздний срок, поскольку специалисты – авторы концепции – хорошо понимали, что более радикальный вариант реформирования отрасли руководство страны вряд ли одобрит.

    Эта концепция должна была обсуждаться 31 декабря 2003 года на специальном совещании с участием Президента Беларуси. Однако вопрос из обсуждения исключили, программу благополучно «похоронили», а на слово «приватизация» в отношении энергоотрасли на несколько лет было наложено табу. Как результат, сегодня население Беларуси возмещает менее 35% затрат на оказание услуг по поставке электроэнергии, в то время как для белорусских предприятий электроэнергия стоит дороже, чем для их европейских конкурентов. Электроэнергия продолжает дорожать, хотя страна импортирует российский газ для ее производства по самым низким ценам.

    Не случайно правительство Беларуси заявило о «твердом намерении» постепенно уйти от перекрестного субсидирования в электроэнергетике, а к концу 2015 года полностью от него отказаться. К первым шагам в этом направлении страна готовилась в течение всего 2012-го, но решилась на них только 1 марта 2013-го, когда вступила в действие новая система тарифов на электроэнергию для населения. Тем не менее, для промышленных потребителей они остались на прежнем уровне. И даже если правительство к концу 2015 года действительно откажется от перекрестного субсидирования отрасли, будет решена лишь часть проблемы. Ведь энерготарифы должны учитывать не только экономические интересы производителей и потребителей энергии, но и создавать стимулы для экономии энергии. В противном случае, ситуация в энергосистеме принципиально не изменится.

    Когда в энергетической отрасли начнутся реформы, пока неясно. В Беларуси для этого просто нет законодательной базы – законопроект об электроэнергетике до сих пор не принят. Президиум Совмина в апреле 2012-го обсуждал концепцию будущего закона. По итогам обсуждения премьер-министр Михаил Мясникович поручил ее доработать в течение месяца. Но, тем не менее, проект закона до сих пор находится в Палате представителей, и о сроках его рассмотрения ничего не известно.

    Самое печальное, что единой точки зрения на реформу энергоотрасли в стране до сих пор нет. Многие чиновники опасаются, что разделение генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии, как это предполагает проект концепции закона, приведет к децентрализации управления отраслью, что чревато снижением надежности функционирования энергосистемы.

     

    Энергетический ритейл

    С 2012 года энергоснабжающей организацией в Беларуси может выступать любое юридическое лицо, независимо от формы собственности, «имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении электросети, по которым можно передавать электроэнергию потребителю, или источник электрической энергии». Это предусмотрено новой редакцией правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров N1394 от 17 октября 2011 года.

    До этого времени поставщиками электроэнергии могли выступать только предприятия и организации, входящие в систему Минэнерго. Но с 1 января 2012 года доступ в систему энергоснабжения получили и частные компании, которые занимаются производством электроэнергии из возобновляемых источников. Эта норма относится и к тем компаниям, которые планируют строить в Беларуси генерирующие мощности на каменном угле, природном газе, торфе и других видах топлива.

    В «Белэнерго» считают, что допуск на рынок электроснабжения частных компаний можно рассматривать как начало процесса создания в стране оптового рынка электроэнергии и как первый шаг в процессе реформирования отрасли.

    Ранее для компаний, производящих электроэнергию из возобновляемых источников, правительство установило повышающие коэффициенты и другие материальные стимулы, однако они не знали, что делать с произведенной энергией. Теперь же у инвесторов, желающих войти в энергетический бизнес, отпала проблема сбыта производимой продукции: она будет поступать на рынок по установленным ценам и тарифам, механизм формирования которых прописан в новых правилах. Так что, первая серьезная ниша для частного капитала в энергетике появилась. Возможно, этот шаг даст толчок и для дальнейшего реформирования отрасли.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by