Delo.by,

    Комментарии 1 Дек 2015 11:48

    Дебиторская задолженность: эффективное управление

    Любая компания хочет продавать свои товары и услуги на условиях предоплаты. Такой подход мог бы обеспечить уверенность в завтрашнем дне в условиях экономической нестабильности и высокого уровня инфляции. Однако рынок диктует свои правила: конкуренция становится все более жесткой, и для привлечения клиентов приходится предоставлять им значительные отсрочки по платежам. Результатом становится появление дебиторской задолженности. О том, как эффективно управлять дебиторской задолженностью, «Делу» рассказала учредитель бухгалтерской компании БизнесСтарт Ольга Иваненко. 

    В малом бизнесе вопрос дебиторской задолженности зачастую решается за счет того, что собственник знает всех своих покупателей и лично решает вопросы возврата задолженности. Однако в крупных и средних компаниях, имеющих дело с большим количеством контрагентов, реализовать такой подход невозможно. И чтобы оставаться эффективным в условиях отсрочки платежей, необходимо выстроить систему управления дебиторской задолженностью. От того, насколько качественно построена эта система, напрямую зависит финансовое положение компании.

    Создание кредитной политики

    Четко спланированная кредитная политика является первым шагом для организации управления дебиторской задолженностью.

    В рамках кредитной политики решается довольно широкий круг задач. Среди них можно отметить следующие:

    • определение кредитных лимитов в отношениях с покупателями
    • создание системы контроля за соблюдением сроков погашения дебиторской задолженности
    • сбор, организация и анализ информации о покупателях и заказчиках
    • создание системы оценки платежеспособности клиентов
    • определение мер, которые могут предприниматься для взыскания дебиторской задолженности (напоминания, санкции и т.п.).

    На этапе создания кредитной политики прописывается, на какие товары и услуги, на какие сроки и на каких условиях может предоставляться отсрочка платежа. База данных клиентов подразделяется на группы, для каждой из которых устанавливаются цены, максимальное время предоставления отсрочки, максимально возможный размер задолженности, а также системы скидок и штрафов.

    На основании разработанной кредитной политики производится  автоматизация бухгалтерского учета в системе 1С или другом программном продукте. 

    Следующим шагом является составление прогноза поступления денежных средств и на его основании - заполнение отчета об их движении. Контроль состояния дебиторской задолженности с ранжированием на отсроченную и просроченную задолженности должен производиться ежедневно. Помимо этого необходимо контролировать соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей.

    Выстраивание внутренних процессов в компании

    Большинство белорусских предприятий обычно используют следующие способы воздействия на дебиторов: направление писем, телефонные звонки, персональные визиты. Для того, чтобы эти методы работали эффективно, необходимо четко распределить ответственность за управление дебиторской задолженностью между подразделениями или сотрудниками, которые участвуют в данном процессе.

    Если этого не сделать, внутри компании могут возникать серьезные конфликты интересов. Ведь довольно часто случается, что за продажи и за взыскание задолженности отвечают разные подразделения, задачи которых противоречат друг другу. Например, коммерческая служба мотивирована продать как можно больше и ради этого готова идти на уступки, в том числе, путем предоставления максимально удобных для клиента условий рассрочки. В то же время финансовая служба заинтересована в том, чтобы получить денежные средства в максимально возможном объеме и снизить уровень задолженности. Из-за этого возникают противоречия в коммуникациях, которые приводят к внутренним конфликтам и недовольству клиентов.

    В качестве эффективного примера решения данной задачи могу привести следующую схему распределения ответственности: коммерческая служба отвечает и за продажи, и за поступление средств, финансовая служба берет на себя информационную и аналитическую поддержку, формирует основную базу информации в автоматизированной системе бухучета, обладает полными сведениями о движении взаиморасчетов, юридическая служба обеспечивает юридическое сопровождение, включая оформление кредитного договора, выставление претензий, работу по взиманию задолженности через суд.

    Однако одного лишь распределения ответственности между подразделениями недостаточно. Необходимо также создать регламент управления дебиторской задолженностью и прописать в нем действия всех сторон, занятых в данном процессе.

    Пример: «Финансовая служба формирует основные принципы управления дебиторской задолженностью: лимиты, сроки, условия предоставления кредита, контроль погашения. Если просрочка составляет больше 30 дней, то информация об этом передается руководителю службы продаж для контроля. На определенном этапе выставляется претензия, подключаются служба безопасности и юридический отдел».

    Грамотный подход к созданию кредитной политики и к построению внутренних процессов компании является основой для решения сложных вопросов по управлению дебиторской задолженностью.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by