Delo.by,

    Комментарии 3 Ноя 2016 13:05

    Что ожидает рынок пива Беларуси в 2017 году?

    Гендиректор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис и директор по маркетингу предприятия Ирина Капилова рассказали о тенденциях и рисках на белорусском рынке пива и безалкогольных напитков.

     

    В республике продолжается сокращение сегмента белорусского пива. По данным Белстата и концерна «Белгоспищепром», за девять месяцев 2016 года данный сегмент уменьшился на 0,9%. Причем, как отмечается, весь рынок сокращается еще сильнее за счет снижения продаж импортного пива. В частности, за период с января по сентябрь импорт упал на 3,2%, что повлекло за собой ужесточение конкурентной борьбы на локальном уровне.

    «С октября падение спроса на внутреннем рынке только ускорилось. По итогам года рынок может показать нулевой рост или сократиться, по нашим прогнозам, на 2%, - отметил Аудриус Микшис. - Все покажет ноябрь-декабрь».

    По мнению А. Микшиса, сокращение объемов пивного рынка связано, в первую очередь, с неблагоприятными погодными условиями в летний период, а также с перераспределением потребительского спроса из-за падения доходов.

    «Сегодня цену диктует покупатель. Мы видим в магазинах все больше акционных товаров. Причем потребитель воспринимает акционную цену как постоянную. И производители вынуждены реагировать», - пояснил А. Микшис.

    Так, например, за девять месяцев текущего года средняя цена продажи продукции ОАО «Лидское пиво» упала на 5-6%, констатировал гендиректор предприятия.

    Однако, несмотря на негативные тенденции на рынке, ОАО «Лидское пиво» удалось сохранить положительные темпы роста.

    В апреле-сентябре текущего года предприятие увеличило продажи на внутреннем рынке на 8,7%. Всего компанией было реализовано 47 163 тысяч литров пива против 43 375 тысяч литров в апреле-сентябре прошлого года. Таким образом, во IIи III квартале, по данным Белстата и БГПП, в категории «пиво» предприятие вошло в тройку лидеров по объемам продаж среди белорусских производителей с долей рынка в 24,6%.

    «Рост продаж обеспечил сбалансированный продуктовый портфель, в котором представлено пиво всех ценовых сегментов, а также выпуск восьми новых пивных сортов», - пояснил А. Микшис.

    В категории «квас» компания традиционно лидирует с долей в 56,7%. По данным БГПП, за II и III квартал 2016 года в Беларуси было реализовано 38 545 тысяч литров кваса, из них 21 849 тысяч литров - квас лидского предприятия.

    В целом, с апреля по сентябрь текущего года, по данным БГПП, в категории «квас» у компании наблюдается падение на 15% по отношению к аналогичному периоду 2015 года. Падение продаж связано с влиянием на потребительский выбор большого количества игроков. Они предлагают акции и скидки на этот напиток, а также появились марки кваса, предлагаемые торговыми сетями. Падение показателей «Лидского пива» происходит практически одинаково с показателями по рынку кваса в целом.

    В категории «безалкогольные напитки» «Лидское пиво» занимает долю рынка в 14,6%. По данным Белстата, общий объем продаж компании в натуральном выражении составил 33 929 тысяч литров напитков.

    Что касается поставок продукции компании на экспорт, то, по словам директора по маркетингу ОАО «Лидское пиво» Ирины Капиловой, за девять месяцев 2016 года поставки кваса за пределы Беларуси выросли на 78% в сравнении с прошлогодними показателями. Резкий рост связан выходом «Лидского пива» на полки одной из крупнейших российских розничных сетей «Дикси». 

    В то же время в отчетный период отмечается падение поставок пива на 11%. Представители предприятия объяснили данный факт тем, что в I квартале текущего года лидский завод был вынужден временно приостановить продажи пива в России в связи с вводом в стране Единой государственной автоматизированной информационной системы.

    По словам И. Капиловой, в планах на 2017 год - организация поставок в Чехию, Словакию и Венгрию. Сейчас идет согласование договоров с партнерами в этих странах, проходит процедура сертификации и адаптации этикетки. Кроме того, пробные партии кваса уже отправлены в Болгарию и Израиль, продолжается сотрудничество с Польшей и Германией, а также рассматривается возможность поставок продукции лидского завода в Китай.

    В целом, по мнению представителей ОАО «Лидское пиво», в 2017 году не стоит ожидать роста рынка пива. По словам А. Микшиса, в будущем многое будет зависеть от решений регуляторов рынка.

    Во-первых, по мнению гендиректора предприятия, на рынке пива может отрицательно сказаться возможный запрет на рекламу этого напитка.

    В-вторых, сейчас «на слуху» инициатива МВД по ограничению торговли алкогольной продукцией по времени и месту.

    «В  конце 90-х у нас в Литве тоже выделяли обособленные отделы для продажи алкоголя. Были магазины в магазине. Сейчас я прихожу в «Максиму», а там, например, из 20 касс в шести - самообслуживание. Все идет к увеличению эффективности торговых площадей, ресурсов, снижению людского труда. Думаю, когда-то это придет и в Беларусь», - прокомментировал А. Микшис планы по открытию в белорусских магазинах обособленных отделов по продаже спиртных напитков.

    В-третьих, по словам А. Микшиса, вызывает некоторые вопросы недавнее решение властей снизить ставки акцизов на крепкий алкоголь до конца текущего года.

    «Чем меньше акцизы на водку, тем больше ее пьют, независимо от рекламы или еще чего-то. На мой взгляд, в Беларуси слишком низкие акцизы на крепкий алкоголь», - резюмировал А. Микшис.

    Марина Кирченко, delo.by

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by