Курсы валют: USD1 USD: 3.2954 EUR1 EUR: 3.4694 RUB100 RUB: 3.3885 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Результаты торгов на фондовой бирже: USDUSD: 0.0000 EUREUR: 0.0000 RUB100 RUB: 0.0000 : 1.0000 : 1.0000 : 100.0000 CNY10 CNY: 0.0000 (Обновлено: 16.10.2023 в 10:36:01)Ставка рефинансирования: bank9.5% (28.06.2023);

Чисто русское «убийство»

4490
8 минут
Чисто русское «убийство»

В 2014 году объемы продаж белорусской продукции на российском рынке могут упасть еще значительнее, чем в 2013-м.

Константин Коржевич, г. Москва.

Специально для «Дела»

Россия остается основным торговым партнером Беларуси. На ее долю приходится около 45% белорусского экспорта. Вместе с тем, 13 декабря 2013 года во время заседания союзного Совмина в Москве премьер-министр России Дмитрий Медведев констатировал, что впервые за последние годы товарооборот между двумя странами сократился на 11%. 

Что же происходит в белорусско-российской торговле, и какие перспективы сулит отечественным производителям работа на российском рынке в 2014 году?

Россия уходит в депрессию?

Конечно, в качестве оправдания проблем в торговле с Россией можно привести весьма популярный «нефтяной фактор». А именно – сокращение поставок российских нефтепродуктов в Беларусь: если в январе-сентябре 2012-го Россия поставила в нашу страну 8,38 млн. тонн нефтепродуктов, то за аналогичный период 2013-го года – менее 100 тыс. тонн. 

Но, с другой стороны, очевидным является и факт резкого снижения объемов поставок в Россию белорусской продукции – прежде всего, машиностроения. По тем же данным за январь-сентябрь 2013 г. (точные итоги года еще подсчитываются) закупки Россией белорусских грузовых автомобилей в физическом выражении сократились на 32,4%, а в стоимостном – на 30%, автобусов – на 13,1% (14,5%).

Выходит, что только в результате сокращения экспорта грузовых автомобилей наша страна недополучила около $270 млн. По мнению руководителя комитета по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрея Слепнева, «падение экспорта белорусских грузовых автомобилей связано со снижением емкости российского рынка и с введением на нем стандарта Евро-4». Стоит обратить внимание на ключевую фразу чиновника – «емкость рынка». К сожалению, это вовсе не дежурная реплика, а констатация серьезной проблемы: даже с поправкой на экономическую неопределенность ситуация в российской экономике особого оптимизма не внушает. По всем раскладам она вступает в фазу стагнации.

В этой ситуации автотранспорт – лишь частный случай. Схожие тренды уже наблюдаются и по ряду других позиций экспортных белорусских товарных групп. Особенно это касается, так называемых, инвестиционных товаров. Чтобы понять – что все это значит, и чего ожидать дальше, нужно проанализировать состояние дел в российской экономике и, прежде всего, структуру российского бюджета, который традиционно является локомотивом спроса на белорусскую продукцию.

Каковы же основные экономические итоги года в России? Темпы роста экономики, которые падали на протяжении семи кварталов подряд (с конца 2011г.), по итогам 2013-го составили менее 1,3%. Налицо – инвестиционный кризис со спадом капитальных вложений на 0,8% и обвалом инвестиций на 2-5% в наукоемких несырьевых производствах. В промышленности наблюдается практически нулевая депрессивно-кризисная динамика со спадом производства в обрабатывающих отраслях на 0,6%. К слову, о масштабном спаде производственной и инвестиционной активности свидетельствует и такой важный макроэкономический индикатор, как грузоперевозки. Статистика свидетельствует о том, что, в частности, на железнодорожном транспорте они упали более чем на 1,8% в годовом выражении. Причем по ряду товарных групп (транспортные средства, машины, оборудование и т.п.) спад превышает 5-15%.

Самое печальное, что в 2013-м произошло значительное ухудшение в инвестиционных потоках. Если в 2012-м сальдо иностранных инвестиций было положительным и составило $4,66 млрд., то в 2013-м объем вывезенных инвестиций превысил ввезенные и за 10 месяцев прошлого года достиг $30,87 млрд.

Наконец, очень важным негативным фактором является ухудшение ситуации на потребительском рынке. Согласно оценкам исследовательской компании «Ромир», по итогам 4-го квартала 2013 г. потребительские расходы россиян впервые за долгие годы упали на 5%. Столь удручающей динамики расходов населения в России не наблюдалось с кризисного 2008 года. Между прочим, это означает, что сбыт на розничном рынке белорусской пищевой и мебельной продукции, стройматериалов, одежды и обуви, а также других потребительских товаров будет падать. Если, конечно, наши производители не сумеют увеличить свою рыночную долю за счет снижения цен и более агрессивного маркетинга.

Больше минусов, чем плюсов

В 2014 году бюджет РФ, опять же впервые за последние годы, урезан в среднем на 5%. А по некоторым статьям – и более существенно.

Так, финансирование образования в 2014 году сократится на 88 млрд. руб. (т.е. на 12,9% от уровня 2013 года), здравоохранения – на 44,3 млрд. руб. (-8,6%), а ЖКХ – на 36 млрд. руб. (-23,7%). Расходы на развитие отраслей и модернизацию экономики по сравнению с объемом расходов в 2013 году снижаются примерно на 0,6% ВВП.

По словам главы Минфина РФ Антона Силуанова, планируется также 5%-ное сокращение бюджетных ассигнований на госзакупки. Между тем, ежегодный объем государственных закупок в России составляет примерно 8 трлн. рублей, или почти пятую часть ВВП. И зачастую именно участие в таких программах позволяло белорусским производителям продвигать свою продукцию на российский рынок. Это, например, касается легкой промышленности, поставлявшей различные технические ткани и спецодежду, производителей автомобильной и сельскохозяйственной техники, мебели, некоторых типов оборудования и др. Судя по всему, меры экономии не затронут лишь оборонные расходы и затраты на силовые структуры, которые даже несколько возросли. В период с 2014 по 2016 годы запланировано увеличение финансирования «оборонки» более чем на 60%. Это – хотя и слабое, но все-таки утешение для МЗКТ, Интеграла, КБ «Дисплей», авиаремонтных и других предприятий.

Еще одной отраслью, пока еще остающейся на плаву, является российская нефтегазовая промышленность, а также другие сегменты топливно-энергетического комплекса – угольная промышленность и энергетика. По предварительным оценкам добыча нефти в России в 2014-м повысится примерно на 1%, а газа и угля – как минимум, не уменьшится. Как следует из документов Минэнерго, инвестиции в нефтепереработку в 2014 году возрастут на 20% по сравнению с 2013 годом и составят 321 млрд. рублей. Это дает шанс отечественным металлургам и другим производителям, «завязанным» на поставки для нефтегазовых компаний. Кстати, возможно, в связи с этим у БелАЗа тоже появится шанс несколько поправить пошатнувшийся в последнее время сбыт.

Впрочем, есть еще ряд факторов, которые могут стать дополнительной проблемой для белорусских компаний на российском рынке. Один из них – «эффект ВТО», о котором в журнале  «Дело» уже не раз писали. С каждым следующим годом он будет создавать отечественным производителям все больше головной боли. Слабое утешение заключается в том, что и российским заводам – почти в той же степени.

А вот второй фактор – чисто российское «убийство» белорусских конкурентов… За «тучные» годы высоких цен на энергоносители российские и зарубежные компании вложили немало средств в обновление действующих и, что особенно важно, в создание новых производств. Сейчас эти проекты выходят на запланированные мощности, что позволит их владельцам включится в борьбу за передел сфер влияния на рынке.

Только за 2013 год в России было открыто более 200 (!) новых средних и крупных производств, включая проекты, реализованные на действующих предприятиях. В их числе 51 – с участием иностранных инвесторов, а 134 – построены «с нуля». Вот лишь некоторые новые производства, запуск которых явно не добавит радости нашим производителям:

·         в г. Карабулак (Ингушетия) запущен крупнейший в России мукомольный комбинат.Производственная  мощность предприятия – 2400 тонн переработки зерна в сутки;

·         в г. Красноярск открыта вторая мебельная фабрика компании «Мекран». Ее продукция будет поставляться в основном в отельные сети. При выходе фабрики на полную мощность объемы производства достигнут 1250 кубометров готовой продукции в месяц;

·         в Татарстане начал работу один из крупнейших в России заводов по производству гипсовых строительных материалов «Фоника-Гипс».Предприятие производит сухие строительные смеси, гипсокартон и пазогребневые плиты;

·         в г. Петрозаводск (Карелия) открыта первая очередь деревообрабатывающего комбината «Калевала» – самое крупное В РФ производство ДСП;

·         в индустриальном парке «Ворсино» Калужской области открыт металлургический завод «НЛМК-Калуга». Производственная мощность – 1, 5 млн. тонн стали и 0,9 млн. тонн сортового проката в год;

·         в Московской области открыт «Серпуховский лифтостроительный завод» – первое подобное предприятие, которое построено в России «с нуля». На его базе построена уникальная испытательная башня, не имеющая аналогов в Европе, высотой 33 этажа. Выйдя на полную мощность, предприятие станет производить 15 тыс. лифтов в год;

·         в Ростовской области состоялось открытие завода «Гардиан Стекло Ростов». Это 10-й европейский завод корпорации Guardian Industries и самый крупный проект компании за всю ее историю! Мощность стекловаренной печи – до 900 тон стекла в сутки;

·         в Калуге, в индустриальном парке «Грабцево», открыт завод по производству автомобильных стекол «Фуяо Стекло Рус»;

·         там же, в г. Калуга, в индустриальном парке «Росва», состоялось открытие нового шинного завода Continental. Уже во 2-м полугодии 2014-го он начнет поставлять продукцию на российские автомобилестроительные заводы;

·         на Ярославском шинном заводе открыт новый цех по серийному производству грузовых цельнометаллокордных шин. Мощность нового производства – 650 тыс. штук в год.

Это – только немногие из уже работающих производств, которые без сомнения составят серьезную конкуренцию белорусским заводам.

Резюмируя

Можно полагать, что 2014 год не сулит белорусским производителям роста продаж на российском рынке по ряду причин. Таких как: общая стагнация российской экономики и связанное с этим сокращение государственного финансирования и инвестиционных закупок; сокращение расходов населения на потребительском рынке; рост конкуренции со стороны поставщиков из стран ВТО и российских производителей, вложивших в предыдущие годы значительные средства в новые производства.

С учетом этого белорусским компаниям придется либо искать резервы для оптимизации своего бизнеса и снижения себестоимости, либо пробовать нестандартные маркетинговые ходы. Можно предположить, что использовать как первый, так и второй путь им будет очень непросто. Особенно это касается государственных предприятий, которые, скорее всего, столкнутся с дальнейшим сокращением продаж и снижением рыночной доли на российском рынке.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...