Delo.by,

    Комментарии 20 Июн 2014 12:19

    Удастся ли вернуть деньги, потраченные на чемпионат мира по хоккею?

    Окупаемость туристических объектов, построенных к ЧМ, зависит от того, насколько белорусские власти готовы оказать поддержку всей туристической отрасли в будущем.

    Павел Петько, «Дело»

    Прошедший в Минске чемпионат мира (ЧМ) по хоккею эксперты оценивают позитивно: как с организационной точки зрения, так и – с финансовой. Стоит признать, что большинство предполагаемых опасений так и не оправдались.

    Так, например, напрасным оказалось беспокойство о возможном недостатке болельщиков. Правом безвизового въезда в Беларусь на время проведения ЧМ мира воспользовались более 30 тыс. туристов из стран дальнего зарубежья (вместо ожидаемых 15 тыс.). Что касается гостей из СНГ, то их число было еще более внушительным – около 50 тыс. человек.

    Итак, что в активе…

    Такое количество визитеров позволило неплохо заработать белорусскому бизнесу и государственным организациям, причастным к этому событию.

    По данным дирекции ЧМ, на его проведение и продвижение в Минске из запланированных €12 млн. было потрачено не более €10 млн.

    «Мы работали в режиме довольно жесткой экономии, старались оптимально расходовать средства, за счет чего нам удалось снизить затраты на проведение чемпионата,говорит глава дирекции по проведению ЧМ-2014 по хоккею Евгений Ворсин.Что касается доходов, то по предварительным данным на реализации билетов было заработано до Br150 млрд. Более того, от реализации партнерских пакетов нами было получено порядка €1,1-1,2 млн. Также более €70 тыс. мы получили от реализации лицензионных проектов. У нас еще сейчас остались незавершенными платежи и расчеты с некоторыми компаниями, поэтому наши расходы, может быть, несколько возрастут. Но я думаю, что и доходная часть вырастет в связи погашением дебиторской задолженности, которая у нас тоже имеется со стороны других организаций. Так что, баланс будет примерно таким же.

    Фото: Игнат Качан

    В целом товарооборот на официальных торговых зонах чемпионата: в «Минск-Арене», «Чижовка-Арене», фан-зонах и в трех зонах гостеприимства составил более Br40 млрд., значительная часть которых была получена за счет продажи продуктов питания, напитков и сувениров. Например, шведская компания NEH, которая  выступала официальным спонсором чемпионата, была вынуждена заказывать дополнительную партию сувениров, так как предыдущая была быстро раскуплена.

    vs убытки

    Тем не менее, когда белорусские чиновники и топ-менеджеры говорят о майских сверхприбылях, не стоит забывать о тех сотнях миллионов долларов (по оценкам крупного белорусского интернет-ресурса – $700 млн.), которые были потрачены на развитие инфраструктуры к ЧМ. И речь не только о строительстве спортивных объектов и реконструкции аэропорта, автомобильных дорог и модернизации транспорта, которыми смогут воспользоваться белорусы. В первую очередь, заставляют задуматься об окупаемости объемы средств, потраченных на строительство отелей, хостелов и другой чисто туристической инфраструктуры.

    По информации, озвученной начальником управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома Андреем Новиковым, число гостиничных мест в Минске увеличилось более чем в два раза: если в 2012 году было 4405 гостиничных мест, то к началу ЧМ их было уже 9250. В то же время средняя загрузка отелей во время ЧМ составила 82%.

    «Наблюдались два пиковых момента. Это начало чемпионата с 8 по 11 мая, когда математическая загрузка составила 97%, а фактическая – 100%. Во время окончания чемпионата с 24 по 26 мая загрузка составляла 86-88%.В то же время гостиницы в преддверии ЧМ заморозили тарифы на уровне 1 января 2013 года. И если на предыдущих чемпионатах мира – в Хельсинки и Стокгольме – на время турнира цены увеличивались до 40%, то у нас рост среднего тарифа составил всего 3%. В целом же, по нашим данным, за 18 дней чемпионата мира гостиницы «сделали» двухмесячный оборот», – подчеркнул Андрей Новиков.

    При этом чиновник отметил, что среднегодовая наполняемость столичных гостиниц за 2013 год была зафиксирована на уровне 55%. Этот факт говорит о том, что даже до начала так называемого гостиничного бума рентабельность местных отелей оставляла желать лучшего. После ввода в эксплуатацию дополнительных 11 объектов (в числе которых – строящиеся отели «Хилтон» и «Кемпински») конкуренция на местном рынке существенно возрастет. Возможно ли в таких условиях и с учетом белорусских реалий рассчитывать хотя бы на среднесрочную окупаемость вложенных средств? Большой вопрос.

    Имидж – все!

    Ответ на этот вопрос, по мнению экспертов, зависит от множества факторов, и, главным образом, от того, насколько белорусские власти будут готовы оказать поддержку не столько гостиничному бизнесу, сколько всей туристической отрасли в целом. Сегодня рентабельность в этой сфере сдерживается визовыми барьерами по отношению к западным туристам, большим количеством административных процедур для бизнеса, а также отсутствием у Беларуси привлекательного туристического имиджа.

    Первые попытки решить эти проблемы уже предпринимаются.

    Фото: Игнат Качан

    Во-первых, это касается процесса визовой либерализации по отношению к странам, из которых в нашу страну приезжает больше всего туристов. Так, с 1 июня вступило в силу межправительственное соглашение о взаимной отмене виз между Беларусью и Турцией, а к концу года подобный документ может быть подписан с Израилем, что существенно упростит процедуру пересечения границы для граждан этих стран.

    Во-вторых, Мингорисполком уже объявил о возможном создании столичного въездного туроператора, который будет заниматься привлечением зарубежных туристов в Минск.

    В-третьих, все те же городские власти сегодня заявляют о необходимости более активного продвижения Минска как туристического объекта. В частности, рассматривается возможность присутствия белорусских стендов на крупнейших международных туристических форумах.

    Однако этого явно недостаточно для того, чтобы в корне изменить ситуацию. По мнению чиновников, сегодня инвесторы в сфере туризма, которые застраивали Минск к ЧМ по хоккею и получали господдержку, теперь должны сами заняться привлечением  туристов в столицу. Так, активно инвестируя в маркетинг и работая над имиджем, белорусские компании вполне могут формировать события и поводы для привлечения в страну дополнительных гостей, и «переключить» на себя хотя бы часть туристических потоков, идущих в соседние страны – Польшу, Литву, Латвию, Украину и Россию.

    Резюмируя

    Прошедший чемпионат мира по хоккею, конечно, сложно назвать матчем, который завершился победой для белорусского бизнеса. Скорее, это больше похоже на игру, только что перешедшую в овертайм, где, по большому счету, и определится ее результат. А компании, вложившие деньги в белорусскую туристическую инфраструктуру, должны быть готовы к дополнительным затратам для того, чтобы их инвестиционные проекты смогли реализоваться сполна.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by